Анализ внешней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
- проанализировать, и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
- определить содержание и характеристику роли прогнозирования в деятельности организации;
- охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации;
- также проанализировать организацию взаимодействия с субъектами внешней среды;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - 5 -
1.1 Понятия и основные элементы внешней среды организации - 5 -
1.2 Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации - 6 -
1.3 Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации - 8 -
Роль прогнозирования в деятельности организации - 12 -
1.5 Факторы и субъекты внешней среды, и их влияние на работу организации - 13 -
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЭЛЕКТРОДНЫЙ ЗАВОД» - 22 -
2.1. Общая характеристика предприятия - 22 -
2.2. Основные виды выпускаемой продукции и их характеристика - 24 -
2.4 Кадровая политика - 29 -
2.5 Основные потребители продукции завода - 31 -
2.6 Основные конкуренты - 33 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 35 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. - 37 -

Файлы: 1 файл

Курсовая ИСУ.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Так в 2005 году выпуск высокотехнологичных  изделий для Минатома вырос на 12%, графитированных электродов на 31%, доменных блоков на 40%.

В условиях рыночной экономики  конкурентоспособность продукции  может обеспечить только планомерная  работа по повышению качества продукции, снижению энергетических и материальных затрат. Такая работа проводилась по всем видам выпускаемой продукции, что привело в 2005 году к снижению себестоимости выпущенной товарной продукции на 28 775 тыс. руб.

Себестоимость товарной продукции снизилась на 2,2%.

Прибыль от продаж в 2005 году составила 57 957 тыс. руб., а чистая прибыль 4 871 тыс. руб.

В России на сегодняшний  день на рынке углеграфитовой продукции  работают, в основном три предприятия, это Новосибирский, Новочеркасский и Челябинский электродные заводы. Удельный вес нашего завода, в общем  объеме выпуска товарной продукции в отчетном году сохранился на уровне 2004 года, и составил с учетом импорта около 29 процентов.

2) Экономические показатели  ОАО «ЧЭЗ» за 2005 год.

  1. Прибыль балансовая – 3 300 тыс. руб.
  2. Выручка от реализации продукции без НДС – 930 000 тыс. руб.
  3. Себестоимость реализованной продукции 910 000тыс. руб.

в том числе:

- материальные затраты  – 560 000 тыс. руб.

-амортизация – 18 600 тыс. руб.

 

4. Прибыль от продаж  – 20 000 тыс. руб.

5. Объем товарной продукции  – 920 000 тыс. руб.

6. Себестоимость товарной продукции – 890 000 тыс. руб.

в том числе:

- материальные затраты  – 550 000 тыс. руб.

- затраты на оплату  труда – 200 000 тыс. руб.

- отчисления на социальное  страхование – 54 400 тыс. руб.

-  услуги сторонних  организаций – 45 000 тыс. руб.

-прочие расходы –  22 000 тыс. руб.

-амортизация – 18 600 тыс. руб.

- прочие расходы –  22 00- тыс. руб.

7. Стоимость основных  фондов – 820 00 тыс. руб.

 

Объем поставок продукции  на экспорт в 2005 году составил 3 073,6 тысячи долларов США.

            2.4 Кадровая политика

 

По состоянию на 1 января 2006 года на ОАО «ЧЭЗ» среднесписочная  численность составила – 2738 человек. Численность ППП – 2624 человека, из них рабочих 80% (2099), что на уровне предшествующего периода.

На 31.12.2005. г. Средняя заработная плата промышленно – производственного персонала составила 8626 руб., а с учетом не промышленного персонала – 8371 руб. Рост средней заработной платы в 2005 году составил 14,6 %.

Текучесть кадров за 2005 го была на уровне 1,7. Основной причиной увольнения на сегодняшний день является неудовлетворенность заработной платой. 59 % уволенных работников, считают заработную плату несоответствующей имеющимся условиям труда. В первую очередь по указанной причине увольняются высококвалифицированные работники с большим стажем работы по профессии в возрасте 30 – 50 лет (65%). Это токари, электромонтеры, станочники на механической обработке, инженеры – конструкторы и проектировщики, инженеры – технологи. На рынке труда спрос по указанным профессиям превышает наличие высококвалифицированных специалистов.

В связи с высокой  неукомплектованностью кадрами (особенно в летние месяцы) увеличился прием  работников, проживающих в отдаленных районах, соответственно возросло количество увольнений по причине отдаленности предприятия.

Возросло также количество увольнений в связи с выходом  на пенсию, что свидетельствует об омоложении персонала и создании условий для продвижения молодежи. За прошедший год средний возраст  работников завода снизился на два  года. На предприятии работает 153 молодых специалиста, имеющих высшее образование.

Ужесточение требований к соблюдению трудовой дисциплины и  правил внутреннего распорядка работникам завода привело к росту выявляемости нарушений трудовой дисциплины. В 2005 году было зафиксировано 842 нарушения.

Анализ заболеваемости показал, что в 2005 году заболеваемость работников снизилась на 11% в сравнении  с 2004 годом. Уменьшилась как количество случаев заболеваемости, так и  дней нетрудоспособности. В течение года оздоровление в профилактории прошли 310 работников завода и членов их семей, была проведена вакцинация против гриппа, витаминотерапия, проведен курс оздоровительных мероприятий работников, состоящим на диспансерном учете с хроническими заболеваниями.

Главной задачей в  кадровой политике, на сегодняшний день, является обеспечение предприятия квалифицированными специалистами.

Для подготовки квалифицированных  кадров в 2002 году в ЮУрГУ открыта  специальность «Химическая технология природных энергоресурсов и углеродных материалов». Обучение этой специальности происходит за счет средств завода.

На базе учебного центра ОАО «ЧЭЗ» в 2005  году прошли первичное  обучение и обучение вторым профессиям 365 человек. Повысили свою квалификацию на производственно – технических  курсах и курсах целевого назначения при учебном центре завода 500 рабочих, 508 специалистов и руководителей обучались на курсах повышения квалификации.

Высшее профессиональное образование имеет 448 человек завода (на 01.01.2005 года), что на 5% больше, чем  на 01.01.2004 года. Из них руководителей и специалистов – 352 человека, рабочих – 96. Средне – специальное образование имеют 507 человек. Из них рабочих – 350, специалистов – 157. Ученую степень имеют 11 человек. Из них: доктор технических наук – 1 человек, кандидаты технических наук – 10 человек.

                2.5 Основные потребители продукции завода

ОАО "ЧЭЗ" поставляет свою продукцию  более 500 потребителям в ассортименте более 10 тыс. изделий.

Основными потребителями продукции  завода являются предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности:

- ОАО "МЕЧЕЛ" (г. Челябинск) 
  - ОАО "ММК" (Магнитогорский металлургический завод)  
  - ОАО "НТМК" (Нижне - Тагильский металлургический комбинат) 
  - ОАО "Тулачермет" 
  - ОАО "Испаткармет"  
  - ОАО "Косогорский металлургический завод"  
  - ОАО "НОСТА" (Орско -Халиловский металлургический комбинат) 
  - ОАО "ВМЗ - Красный октябрь" (г. Волгоград)  
  - ОАО "ИрКАЗ - Суал" (Иркутский алюминиевый завод") 
   - ОАО "КрАЗ" (Красноярский алюминиевый завод) 
  - ОАО "БрАЗ" (Братский алюминиевый завод)  
  - ФГУП "УЭХК" (г. Новоуральск)  
  - ОАО "ГАЗ" · ОАО "КаМАЗ" 
  - ОАО "АвтоВАЗ" 
  - ОАО "УралАЗ" 
  - ОАО "ЧТПЗ" (Челябинский трубопрокатный завод)  
  - ОАО "Красноярский ЗЦМ" 
  - ОАО "Ревдинский ОЦМ"  
  - ОАО "Гайский ЗОЦМ"  
   - ОАО "Кольчугинский завод по обработке цветных металлов" 
  - ОАО " Кировоградский завод твердых сплавов" 
  - ОАО "Кировский ЗОЦМ" 
  - ОАО "Ижевский механический завод" 
  - ОАО "Красный выборжец"  
  - ОАО "Лисма" 
  - ОАО "ЧЦЗ" (Челябинский цинковый завод") 
  - ОАО "Уралгидромаш"  
  - ОАО "Нальчинский машиностроительный завод"  
  - ОАО "Новосибирский оловянный завод" 
  - ФГУП "Электромеханический завод" 
  - ОАО "Казанькомпрессмаш"  
  - ОАО "АК' «Химволокно" (г. Кемерово) 
  - ОАО "Сибур - Нефтехим" (г. Нижний Новгород)  
  - ОАО "Бурятзолото" (г. Улан-Удэ) 
  - ОАО "Томский нефтехимический комбинат" 
  - ОАО "Ключевской завод ферросплавов" 
  - Концерн "Российские насосы" 
  - ООО "Борец" Металлургическая компания"  
  - ОАО "Мотордеталь" (г. Кострома)

и многие другие предприятия.

              2.6 Основные конкуренты

 

1. ОАО «Новосибирский электродный завод» (ОАО «НовЭЗ»)

633210, п. Линево, Искитимский р-н, Новосибирской области

Генеральный директор Пирогов  Виктор Иванович

Производимая продукция:

  • Графитированные электроды диаметром 75-200, 250-550, 600 мм., угольные электроды диаметром 1200 мм.,
  • Катодные блоки для футеровки алюминиевых электролизеров.
  • Углеродистая масса для получения непрерывных самообжигающихся электродов.
  • Фасонные изделия на основе графита для различных отраслей промышленности.

 

2. ОАО «Новочеркасский электродный завод» (ОАО «НЭЗ»)

346413, г. Новочеркасск, Ростовской области, Алюминиевая площадка

Генеральный директор Фокин  Владимир Петрович

Производимая продукция:

  • Графитированные электроды диаметром 75-200, 250-550, 600 мм., угольные электроды диаметром 1200 мм..
  • Катодные блоки для футеровки алюминиевых электролизеров.
  • Фасонные изделия на основе графита марок ГЭ, МНГ.
  • Поршневые кольца и сальниковые уплотнения на основе граффито - пластового материала марок АФГМ, АФГ-80ВС.
  • Антифрикционные изделия на основе графита марок ХИМАНИТ, НИГРАН.
  • Изделия из стекло – углерода.
  • Фасонные изделия для теплообменных аппаратов и футеровок химического оборудования.

 

3. ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (ОАО «ЧЭМК»)

454081 г. Челябинск

Генеральный директор Ходоровский Павел Яковлевич

Производимая продукция:

    • Графитированные электроды диаметром 75-200, 250-500 мм..
    • Углеродистая масса.

 

4. ЗАО «Графит»

111141, г. Москва, ул. Электродная, 2А

Производимая продукция:

  • Графитовые фасонные изделия для плавки цветных металлов, для химических лабораторий.
  • Торцовые уплотнения к насосам пропитанных металлами марок АО.

 

5. ЗАО «Юкар – Графит»

Смоленская область, г. Вязьма

Производимая продукция:

    • Графитированные электроды.
    • Фасонные изделия из графита для различных отраслей промышленности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ внешней среды –  это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Все факторы внешней  среды находятся в состоянии  сильного взаимовлияния. Изменение  одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение  других факторов. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как эти изменения скажутся на других факторах.

Также степень воздействия  отдельных факторов на различные  организации различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации и отраслей принадлежности. Кроме этого, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными посетителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

Для того чтобы организация  могла результативно изучать  состояние факторов, должна быть создана  специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими – то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов.

Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

Российская развивающая  рыночная экономика слишком часто  следует методу «проб и ошибок», в связи, с чем особенно важно  сотрудничество с другими странами в стремлении ускорить усвоение знаний и опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анофф Р.Искусство решения проблем. - М.: МИР, 1982.
  2. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» - 2001 г.
  3. Вершигора Е.Е. Основы управления. – М., 1999.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. Спец. Вузов. — М.: Высшая  школа., — 1994. — 224 с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Минск: Новое Знание, 2003. – 336с.
  6. Волкова К.А. «Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции», Москва, ОАО «Издательство Экономика»», 1997
  7. Глухов В.В. Основы менеджмента. - М., 1990.
  8. Егоршин А.П.. Управление персоналом. Нижний Новгород. 1999 г.
  9. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении.- М.: Экономика, 1988.
  10. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг  / Составители Л. Кроль, Е. Пуртова.  — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. - 464 с. - (Психология и бизнес).
  11. История менеджмента: учебное пособие. / Под ред. Д.В. Валового. – М.: Инфра – М, 1997. – 256 с.
  12. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2001
  13. Кондраков М. П  «Основы финансового анализа»: М.-1998г.
  14. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1993, 480 с.
  15. Коротков Э.М. Концепции менеджмента. – М., 1997
  16. Кузнецов Ю.В. Основы менеджмента. – СПб., 1998
  17. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 1998
  1. Лучшие идеи мастеров управления: / Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2001 - Объем: 416 с.: ил.
  1. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. — М.: ИНФРА-М. — 1996. — 432 с.
  2. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник под ред.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.
  4. Поршнев А.Г. Управление организацией. - М.: ИНФРА-М, 1998.
  5. Пособие «Оформление курсовых работ: Методические указания/ Составители: Ю.В. Асташова, А.И. Демченко. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2005»
  6. Резанович И.В. Менеджмент: конспект лекций для слушателей Президентской программы. – Челябинск: Изд. – во ЮУрГУ, 2004. – 110 с.
  7. Русинова Ф.М., Разумеев М.Л. - М.: ФБК - Пресс, 1998. - 504 с.
  8. Фархутдинов Р.К. Разработка управленческого решения- М.: Экономика, 2000.
  9. Хроленко А.Т Самоменеджмент. - М., Экономика. 1996.
  10. www.chez.ru

 

 




Информация о работе Анализ внешней среды организации