Анализ японских методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Очевидна разница в акцентах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………........3
1.Теоретические положения японских методов управления................................4
2.Практическое применение японских методов управления…………………...16
Заключение………………………………………………………………...............19
Литература………………………………………………………...........................21

Файлы: 1 файл

контрольная работа по методам управленческих решений.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет кино и телевидения»

Факультет массовых коммуникаций

Кафедра математического  моделирования

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по дисциплине «Методы принятия управленческих решений»

на тему: «Анализ  японских методов управления»

 

 

Выполнила:

студентка 143 группы

ФаУ

Лебёдкина И. М.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………........3

1.Теоретические  положения японских методов управления................................4

2.Практическое применение  японских методов управления…………………...16

Заключение………………………………………………………………...............19

Литература………………………………………………………...........................21 

Введение

Все знают, что  Япония в последние десятилетия  выступает одной из ведущих экономических  держав, являясь второй по величине национальной экономической силой  в мире. Япония также оказывает  существенное воздействие на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно влияя, таким образом, на взаимоотношения США и с другими странами.

В 1970-х - 1980-х  Япония была признана самой конкурентно-способной  страной мира.

События 1990-х  годов продемонстрировали внутренние способности конкуренции на основе лучших моделей, которая часто приводила к тому, что копируя достижения друг друга, все компании в отрасли оказывались втянуты в конкурентную борьбу, причём успехи одних нивелировались проигрышем других, что приводило к снижению цен и прибыльности.

Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это  не значит, что японцы управляют  более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского  и европейского менеджмента лежат  в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Очевидна разница в акцентах.

 

Теоретические положения японских методов управления

По мнению японского  специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных  признаков японского управления.

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности

Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих  и служащих, она укрепляет чувство  корпоративной общности, гармонизирует  отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность также способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что по мнению японцев, совершенно необходимо для управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

2. Гласность  и ценности корпорации

Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты.

Японская система  управления старается также создать  общую для всех работников фирмы  базу понимания корпорационных ценностей, таких, как приоритет качественного  обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпорационные ценности на всех уровнях.

3. Управление, основанное  на информации

Сбору данных и  их систематическому использованию  для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придаётся особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объём производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

4. Управление, ориентированное  на качество

Президенты  фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

5. Постоянное  присутствие руководства на производстве

Чтобы быстро справиться с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6. Поддержание  чистоты и порядка

Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок  на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность, благодаря чистоте и порядку.

В целом, японское управление отмечает упор на улучшение  человеческих отношений:

- согласованность

- групповую  ориентацию

- моральные  качества служащих

          -стабильность занятости

           -гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

Япония —  страна, для которой характерна «восточная»  матрица развития. Японское управление основано на духовных традициях японского народа. Учения, отражающие лучшие традиции дзен-буддизма, сохраняются в сознании японцев и передаются из поколения в поколение, пронизывая все поры жизнедеятельности общества.

Чтобы понять природу  философии управления в Японии, необходимо коснуться некоторых основ традиционной культуры этой страны. Исследуя источники японской философии управления, нельзя не упомянуть об эре Токугавы, когда японская культура после продолжительной ассимиляции китайских традиций достигла своего классического выражения. Сойзане Судзуки, дзенскому философу, одному из теоретиков того времени, влияние идей которых весьма ощутимо в современной управленческой мысли Японии, принадлежит знаменитый афоризм. По-русски он звучит примерно так: 
 «Когда мы втягиваемся в мирские дела, мы продолжаем придерживаться религиозных обычаев». Опираясь на эти традиции, философия эры Токугавы завещала современной Японии способность быстрых преобразований, дисциплину и порядок в неизменном движении по пути развития. 
Японская философия ориентирована на постоянное совершенствование управления в качестве общенациональной задачи. Одним из главных завоеваний японского управления считается виртуозность методики перспективного планирования. Она поддержана другими особенностями японской системы управления: пожизненный наем, коллективная ответственность, согласование решений, управление «снизу вверх». 
Опираясь на духовные основания и вытекающие из них культурные традиции, философия японского управления предполагает, что работа — это групповая деятельность. В определенной мере это связано с тем, что Япония — маленькая страна. Плотность населения здесь высока, ресурсы ограничены. Природе катаклизмы воспринимаются как прямая опасность, вызывая у жителей чувство страха. Поэтому у японцев так остро чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности нации. Во многом это обусловлено и тем, что японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Это, в частности, проявляется в том, что японцы мыслят от имени групп. Личность осознает себя, прежде всего в ка-честве члена группы, а свою индивидуальность — как индивидуальность части целого.

В связи с  этим в японском управлении делается упор на групповую ориентацию, согласованность действий, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими. Здесь принято коллективно вырабатывать решения, и существует система пожизненного найма. Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Они отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.

Современные методы управления сложились в Японии в  условиях послевоенной разрухи, которая  поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.

Управленческий  контроль - это сокращенное определение  управленческого планирования и  обратной связи, которое является инструментом  деятельности менеджеров в достижении организационных целей. Способность человека управлять имеет определенные пределы, поэтому должен быть найден оптимальный масштаб бизнеса, позволяющий управлять эффективно.

Можно рассмотреть  этот процесс на примере фирмы  «Мацусита». В основу организации фирмы положена система филиалов. Они классифицируются следующим образом:

1. для высших  управляющих компаний с целью  контроля управляющих филиалами  - система планирования в филиалах, система внутреннего капитала  филиалов, система ежемесячных бухгалтерских отчетов;

2. для управляющих  филиалов с целью контроля  руководителей отделов - бюджеты  отделов, система ежемесячных  бухгалтерских отчетов.

Система планирования в филиалах предполагает, что каждый самостоятельный  отдел, а затем и филиал разрабатывает свой план. На их основе подготавливается общий план всей компании. В общих чертах метод планирования предполагает следующие этапы:

1. Провозглашение стратегии компании. Стратегия компании является чем-то абстрактным и выражается устно, но она подчеркивает оценку дел фирмы и воплощает намерения преодолеть конъюнктурные трудности усовершенствованием политики и целей. Это своего рода лозунг для персонала.

2. Директивы о планировании в филиалах. Так как стратегия компании абстрактна, то ориентиры для планирования в филиалах задаются президентом компании в виде директивы.

3. Определение политики планирования филиала. На этом этапе управляющий филиалом определяет свою собственную политику выполнения поставленных перед ним целей и инструктирует руководителей отделов.

4. Подготовка плана каждого отделения.

5. Подготовка проекта бюджета отделения.

6. Подготовка проекта плана филиала.

7. Проверка и утверждение планов филиала.

8. Передача утвержденного проекта плана филиала. Эта смета называется «документом с королевской печатью». Церемония этой передачи - чисто японская особенность, потому что «документ с королевской печатью» рассматривается как контракт между президентом компании и управляющим филиалом. Выполнение плана является обязательным для управляющего. Каждый управляющий несет ответственность за достижение только зафиксированных в «документе с королевской печатью» пунктов. Выбор метода для выполнения этого соглашения предоставляется управляющему филиалом. Очевидно, что такой подход к управлению требует от управляющего высокого чувства ответственности и самоконтроля.

Необходимо отметить, что  управленческий контроль за выполнением  поставленных задач осуществляется не путем принятия определенных директив, как это принято в традиционном менеджменте, а  путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев в производственном процессе (слово «контроль» связана не с моделью «выявление - наказание», а «проверка-помощь».

Чтобы избавится от субъективизма, японские управляющие повсюду, где  есть малейшая возможность,  применяют методы статистики для определения текущей ситуации. 

Японцы верят цифрам. Они  измеряют все. Они стараются количественно  описать все аспекты бизнеса. Японцы не расточают силы впустую. Все  устроено безупречно, что является сущностью хорошего менеджмента.

Для сохранения дисциплины  и улучшения качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения выдаются за полезные предложения, за спасение жизни при авариях, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и за «преданность своему делу как образец для коллег». Эти вознаграждения бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.

Наказания делятся на выговоры, штрафы и увольнения. Увольнение допускается в случаях воровства, принятия взяток, саботажа, жестокости, преднамеренного неповиновения инструкциям старших. Показательно, что раздел «вознаграждения» в книге правил компании «Хитачи» стоит перед разделом «наказания». Фирма выпустила документ, озаглавленный «Главные принципы «Хитачи». В нем выдвинуты на первый план три принципа: искренность, дух оптимизма и конечная гармония. Этот официальный документ показывает, насколько серьезно японцы относятся к своей работе.

Информация о работе Анализ японских методов управления