Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 20:43, курсовая работа
Антикризисное управление предприятием включает в себя управление маркетингом, финансами, производством, персоналом и информацией.
Кризисные периоды проходят все компании, как российские, так и зарубежные. Но если у западного бизнеса накоплен богатый опыт преодоления проблем, связанных с кризисом, то у нас такого опыта пока мало. Правда, в российских компаниях организуются меры по антикризисному управлению, но только по линии финансового менеджмента.
Однако, известно, что социальные и психологические проблемы влияют на появление в компании кризисных симптомов не меньше, чем экономические и организационные проблемы, а, в некоторых случаях, и больше.
Введение
1. Причины возникновения кризиса
2. Проблематика антикризисного управления
3. Сущность антикризисного управления
4. Система антикризисного управления персоналом предприятия
5. Антикризисное управление
6. Проблемы стимулирования работников в условиях кризиса
7 Антикризисное управление персоналом
8 Антикризисная кадровая политика
9 Основные направления кадрового аудита организации
10 Принципы формирования антикризисной команды
. Трудовые конфликты в условиях кризиса на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
5. Оценку текучести кадров.
Оценка кадрового потенциала предполагает:
1. Диагностику
основной ориентации
2. Распределение
управленческих ролей. Для оценки
кадрового потенциала важно
3. Умение проектировать. Современная организация не может эффективно функционировать в изменяющейся среде, если не будет обеспечена достаточным количеством проектировщиков, людей умеющих создавать технологии реализации деятельностей и решения проблем в конкретных ситуациях. Основная характеристика людей, способных к проектировочной деятельности, — умение строить процесс достижения деятельности, ориентируясь на результат и условия;
4. Сверхнормативную
активность — ориентация
5. Инновационный
потенциал. Способность сотрудников
организации принимать
6. Способность к обучению. Ориентация на овладение новыми знаниями и умение быстро овладевать ими в процессе самой деятельности;
7. Ролевой
репертуар в групповой работе.
Для эффективной групповой
В деятельности группы можно выделить три составляющие, одинаково важные для успешной деятельности:
- работа по содержанию — разрешение производственных задач и проблем, проектирование путей реализации планов и достижения целей;
- организация групповой работы — оптимальное оформление процессов групповой деятельности, постановка групповых целей, соблюдение этапов групповой деятельности, распределение ролей в группе;
- создание благоприятной социально-психологической атмосферы в группе — анализ состояния отношений в группе, создание групповых норм, снятие возникающих в процессе групповой работы напряжений, эмоциональных конфликтов.
Для эффективной работы по содержанию в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:
- аналитик — человек, ориентированный на целостное восприятие ситуации, выделение ее составных частей, установление взаимосвязей, выделение приоритетов;
- генератор идей — человек, ориентированный на новые решения, интеллектуально активный, обладающий большим инновационным потенциалом;
- эрудит — человек, компетентный в своей области, знающий ее в мелочах и ориентированный на большее углубление в конкретное содержание, способный выступать в качестве эксперта;
- критик — человек, ориентированный на поиск обоснований, сконцентрированный на вопросах, требующих от других приведения аргументов в пользу принятого решения;
- разработчик — человек, ориентированный на детализацию общих принципов, доведение сформулированного решения до уровня технологии его осуществления.
Для эффективной организации групповой работы в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:
- организатор — человек, осуществляющий анализ ситуации и поставленных задач, формулирующий цели групповой работы, выделяющий отдельные этапы и формулирующий задания отдельным исполнителям;
- координатор — человек, осуществляющий анализ содержания всех индивидуальных деятельностей и сведение индивидуальных деятельностей в общее целое (работает в тесном контакте с организатором);
- контролер — человек, осуществляющий надзор за правильностью реализации деятельности, особенно за соблюдением последовательности и времени выполнения работы, а также использованием ресурсов;
- тренер — человек, ориентированный на передачу собственного опыта другим сотрудникам, способный организовать процесс включения и адаптации молодого персонала.
Для создания благоприятного климата, рабочих и дружеских отношений в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:
- эмоциональный лидер — человек, являющийся авторитетным для членов группы, обладающий влиянием вне зависимости от своего должностного положения;
- диагност — человек, способный проводить анализ состояния социально-психологического климата в группе, а также выявлять особенности всех других участников группы, их положение по отношению к партнерам;
- интегратор — человек, способный сплачивать группу для решения отдельных задач, обладающий частью лидерского потенциала и целенаправленно осуществляющий необходимую коррекцию состояния групповой атмосферы;
8. Удовлетворенность
должностным статусом, ориентация на
должностной рост, наличие резерва на
выдвижение, оценка кадрового резерва
— все это будет свидетельствовать об
общей ориентации персонала на продвижение,
о наличии людей, готовых к занятию новых
должностей.
Аудит кадрового состава и кадрового потенциала
позволяет выявить:
- уровень кадровой обеспеченности и потребность в персонале;
- качественную структуру управленческого персонала (ролевая и психологическая структура);
- потребности в обучении;
- стили управления;
- социально-психологический климат;
- инновационный потенциал;
- основные источники сопротивления изменениям;
- распределение персонала в рамках организации (по уровням иерархии и функциональным направлениям).
4 Принципы формирования антикризисной команды
Решать все проблемы
реструктуризации предприятия в одиночку,
ориентируясь лишь на свои силы, вероятно,
не способен ни один руководитель, поэтому
генеральному директору так необходимо
сформировать компетентную и работоспособную
антикризисную команду. Для этого он должен
обладать хорошими организаторскими способностями,
т.е. ориентироваться на конкретный результат
деятельности, быть способным планировать
и проектировать, уметь создать команду
и руководить ей. Эти качества проявляются
также в создании эффективной системы
взаимодействий и обмена информацией,
распределении задач и ответственности
за их исполнение, в умении поддерживать
в группе рабочую атмосферу, в способности
менять стиль руководства в зависимости
от возможностей, ресурсов и состояния
рабочей группы и всего коллектива.
В общем смысле команда – это единое эффективное
целое, коллектив людей единомышленников,
объединенных общей целью. Исследования
показали, что высокоэффективные команды
характеризуются следующим:
- имеют хотя бы одного человека, являющегося ядром команды;
- отличаются высоким качеством конечных результатов своей деятельности;
- члены команды хорошо сотрудничают друг с другом;
- состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых членами команд;
- менеджеры команды пользуются большим уважением благодаря примеру, который они подают членам команд;
- имеют высокую степень автономности;
- способны быстро учиться на собственных ошибках;
- хорошо ориентированы на клиента, потребителя;
- имеют навыки оптимального решения проблем и регулярно следят за их разрешением;
- участники высокоэффективных команд хорошо мотивированы.
Об эффективности команды говорит ее способность добиваться результатов. Создавать команду нелегко. Это требует времени, методичности и упорства: нужно построить личные отношения, определить методы работы и создать воодушевляющий климат. Команда живет собственной деловой и эмоциональной жизнью. Одна из отличных черт команды – сильное чувство общности.
Что побуждает первого руководителя создать свою команду?
- Коллективный подход - это признак сильного и решительного стиля управления.
- Если браться за решение проблемы сообща, то реже возникают стрессовые ситуации.
- Вырабатывается больше идей, инновационная способность возрастает.
- Лучше решаются крупные и междисциплинарные проблемы.
- В коллективе можно более рационально распределить обязанности, устраняются межличностные трения.
- Команды могут рисковать в большей степени, чем каждый член команды в отдельности, так как у команды в совокупности больше навыков и ресурсов, и ей легче предвидеть проблемы и свести к минимуму возможные затраты.
Команда дает
ее участникам определенные психологические
и материальные преимущества: безопасность,
чувство локтя, гордость за совместные
достижения, признание. Внешний мир считает
команду более мощной и влиятельной социальной
единицей, чем отдельную личность.
На первом этапе формирования команды,
когда группа только начинает формироваться,
люди присматриваются друг к другу и к
руководителю, связи еще не установились
и возникают конфликты вследствие непонимания,
руководитель должен проявлять разумную
твердость в организации команды и коллектива,
в противном случае стадия может значительно
затянуться. Направляющей силой, стержнем
развития в этот период должна быть цель.
Она мобилизует команду и весь коллектив,
и каждый ее член должен четко осознавать
значимость своей работы. Чем престижнее
задача, тем легче объединить людей для
ее решения. Причем знание цели должно
быть понятно не только логически, но и
«пропущено сквозь сердце». В этом случае
ее достижение станет кровным делом каждого
члена коллектива.
Одним из условий успешного продвижения к намеченной цели– дисциплина. Поэтому на этой стадии становления управленческой команды и коллектива руководитель может пользоваться директивным стилем управления. Этот стиль характеризуется тем, что руководитель предъявляет требования к подчиненным и неуклонно следит за выполнением отданных распоряжений, поощряя и наказывая подчиненных, он может не советоваться ни с кем, принимая всю ответственность на себя.
Вторая стадия характеризуется тем, что в команде завершается процесс изучения друг друга, распределяются роли и определяются личные позиции каждого члена. В коллективе, в процессе решения вновь поставленных задач на основе взаимных психологических притяжений (симпатий), общих интересов формируются неформальные группы. Могут образоваться группы с исполнительной психологией. Входящие в нее осознают необходимость дисциплины и порядка и добросовестно выполняют поручения. При пассивности руководителя могут сформироваться группы, в которые войдут недисциплинированные люди с чрезмерными амбициями и тщеславием. Влияние таких групп снизит продуктивность коллективной деятельности и отрицательно скажется на морально-психологическом климате всего коллектива. Особенно опасно, когда такие люди попадут в команду первого руководителя.
В задачу руководителя на этой стадии входит создание ядра единомышленников. Психологи установили, что если требования исходят от руководителя, то они воспринимаются подчиненными как внешние. Если же их выдвигают и поддерживают свои же товарищи, то коллектив такие требования рассматривает как собственные, и они значительно сильнее влияют на личность. После создания ядра единомышленников руководителю желательно переходить от директивного стиля управления к демократическому, который отличается стремлением как можно больше вопросов ставить на обсуждение коллектива.
Третья стадия
развития коллектива характеризуется
тем, что в нем постепенно возникает интеллектуальное,
эмоциональное и волевое единство. Это
лучший период для формирования корпоративной
культуры. Интеллектуальное единство
определяется осведомленностью всех членов
о возможностях коллектива, взаимопониманием
в процессе деятельности, стремлением
находить общий язык, единством мнений.
Эмоциональное единство отличает атмосфера
сопереживаний всеми работниками событий,
происходящих в коллективе и вне его, забота
о судьбе товарищей, проявление чуткости
по отношению к ним. Ни один человек в таком
коллективе не чувствует себя обособленным
и беззащитным, каждый уверен, что он не
останется в беде один. Единство воли проявляется
в способности коллектива преодолевать
возникающие трудности, препятствия и
доводить дело до конца, а также в способности
каждого подчинять личные интересы общественным.
Таким образом, на этой стадии в коллективе
окончательно утверждаются отношения
товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.
Это путь от большой цели, поставленной
первым руководителем, через формирование
команды единомышленников к единому целеустремленному
коллективу.
На этой стадии не только руководитель, но и все сотрудники чувствуют ответственность за деятельность всего коллектива. Руководитель, опираясь на демократический стиль управления, начинает действовать не как стоящий над коллективом, а как его член, наделенный функциями руководства, выступая как авторитетный представитель и выразитель интересов коллектива.
Практика реструктуризации показывает, что этот процесс очень трудный и длительный, и нет примеров, когда бы этот процесс шел гладко, без перебоев. Этот сложный процесс должен начать и закончить первый руководитель. При распределении обязанностей в команде руководителю важно знать особенности ее членов. Если члены группы солидарны и в состоянии противостоять негативным внешним влияниям, то группу можно охарактеризовать как прочную.
Влияние прочности группы на результат ее деятельности очень велико, однако оно может быть как позитивным, так и негативным, в зависимости от того, какую позицию займет команда или ее лидер по отношению к своей деятельности или фирме.