Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:07, курсовая работа
Описание работы
Объектом данной курсовой работы является законодательство в области антимонопольного регулирования, а так же предложения государственных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в данной области, направленные на стимулирование конкуренции на рынках Российской Федерации. Целью настоящей работы является изучение содержания антимонопольного регулирования и законодательства в данной сфере. Так же рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решений на основании результатов работы Федеральной антимонопольной службы России.
ФАС России считает целесообразным
в Законе о защите конкуренции отразить
особенности контроля экономической концентрации,
учитывающие влияние субъектов естественных
монополий на сопряженные рынки.
11. Определение потребителей,
подлежащих обязательному обслуживанию.
Законопроект должен устанавливать,
что в случае невозможности удовлетворения
в полном объеме потребностей в товаре,
производимом (реализуемом) субъектом
естественной монополии, контроль определения
потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию, и (или) установление минимального
уровня их обеспечения осуществляется
федеральным антимонопольным органом.
При этом сам порядок регулирования распределения
продукции естественных монополий в условиях
ограниченности ресурса определяется
Правительством Российской Федерации.
12. Разграничение полномочий
между органом по тарифному
регулированию естественных монополий,
антимонопольным органом и отраслевыми
федеральными органами исполнительной
власти.
Должны быть определены вопросы,
относящиеся к компетенции Правительства
Российской Федерации (издание Основ ценообразования,
Правил недискриминационного доступа,
Стандартов раскрытия информации, Порядка
ведения реестра субъектов естественных
монополий, Порядка согласования инвестпрограмм
субъектов естественных монополий и др.).
Реорганизация государственных
предприятий.
Проблема негативного влияния
на конкуренцию деятельности государственных
унитарных предприятий (ГУПов), муниципальных
унитарных предприятий (МУПов), и бюджетных
образований - государственных и муниципальных
учреждений (ГУ и МУ) является очень острой.
Негативное влияние деятельности
ГУПов и МУПов на конкуренцию заключается
в том, что они часто совмещают контрольно-надзорные
функции, управление имуществом и оказание
платных услуг населению на рынке, являющемся
конкурентным. Нередко ГУПы и МУПы являются
инструментами вывода бюджетных средств
из-под бюджетного контроля (непрозрачность
использования), что способствует коррупции
и препятствует рыночной конкуренции.
Большую проблему представляют
также унитарные предприятия, работающие
в сфере ЖКХ. В большинстве случаев они
монополизируют сферу управления многоквартирными
домами, что приводит к снижению качества
оказываемых услуг населению и повышению
стоимости. При этом данный рынок является
абсолютно конкурентным.
Отдельного внимания заслуживают
и унитарные предприятия в сферах водо-,
тепло-, электроснабжения. В большинстве
случаев, показав свою неэффективность,
они были подвергнуты процедуре банкротства,
а имущество передано на бесконкурсной
основе в аренду. При этом стоимость арендной
платы закладывается в конечный тариф
для потребителей, что неизбежно приводит
к удорожанию коммунальных услуг. Вместе
с тем эффективный механизм концессионных
соглашений или прямой аренды от органа
власти с инвестиционными условиями (в
этом случае аренда равна амортизационным
отчислениям и относится на себестоимость,
либо в соответствии с договором идет
в зачет инвестиций), которые доказали
свою эффективность, практически не применяется.
Государственные учреждения
ветеринарии субъектов Российской Федерации
оказывают платные ветеринарные услуги
населению, получая при этом различные
льготы и преференции в виде нулевых ставок
аренды, бюджетного финансирования и госзаказов
на выполнение лекарственного и ветеринарного
лечебно-профилактического обеспечения
населения и предприятий аграрно-промышленного
комплекса. При этом они наделены контрольными
и надзорными функциями, что создает конфликт
интересов.
В области здравоохранения
также существуют аналогичные механизмы
искажения конкуренции. Стоимость медицинской
помощи в государственных и муниципальных
медицинских учреждениях в рамках государственных
гарантий формируется согласно тарифным
ставкам без учета всех реальных затрат
государства и муниципалитетов. Так, недоучтена
затратная часть - не учитываются стоимость
аренды помещений, оплаты коммунальных
услуг и связи, содержание административного
аппарата и сопутствующих услуг по содержанию
зданий, уборке и др. Таким образом, при
размещении государственного и муниципального
заказа частные медицинские учреждения
оказываются неконкурентоспособными.
На основании изложенного можно
сделать следующий вывод. Административная
реформа предусматривала существенное
сокращение ГУПов и МУПов с сохранением
за ними только того имущества, которое
необходимо для осуществления публичных
функций. Вместо этого наблюдается засилье
этих организаций на рынке, рост платных
услуг, форсированная передача им государственного
и муниципального имущества и препятствование
предпринимателям в приватизации имущества,
находящегося в аренде более 3 лет.
В связи с этим ФАС России считает
целесообразным:
1) устранить унитарные
предприятия с конкурентных рынков;
2) ликвидировать все государственные
и муниципальные унитарные предприятия,
кроме созданных в стратегически важных
отраслях;
3) передать имущество
государственных и муниципальных
унитарных предприятий, не используемое
для осуществления публичных
функций, в госсобственность с
последующей приватизацией либо
формированием имущественного фонда
для сдачи в аренду малым
и средним предприятиям;
4) создать равные условия
конкуренции ГУ и МУ с частными
компаниями, прежде всего, на рынке
социальных услуг и в сфере
ЖКХ;
5) широко использовать
концессионные соглашения по
использованию на конкурентных
рынках имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности.
Развитие
малого бизнеса
Ситуация в сфере развития малого
и среднего предпринимательства в Российской
Федерации характеризуется системными
проблемами, которые оказывают негативное
влияние как на увеличение числа малых
предприятий, так и их отраслевую структуру.
Торговля превалирует над производством
с высокой добавленной стоимостью: более
60% от общего числа малых предприятий концентрируется
в оптовой и розничной торговле.
Только появление в России все
большего количества предприятий малого
и среднего бизнеса будет способствовать
развитию эффективной конкуренции, что
переориентирует бизнес на сокращение
издержек и откроет дорогу для инноваций.
Для этого предлагаются следующие
меры:
1. Снижение административных
барьеров
ФАС России ежегодно выявляет
более 1000 нарушений Закона о защите конкуренции
со стороны органов власти, которые выражаются
в реализации ими действий (бездействии),
ограничивающих конкуренцию на локальных
рынках в виде запретов на отдельные виды
деятельности или входа новых игроков
на товарные рынки и т.д. Должностные лица,
от действий которых зависит исполнение
контрактов, не несут никакой ответственности
за несвоевременное оформление документов,
выдачу технических условий, проведение
экспертиз и т.д. За все отвечает только
предприниматель.
Необходимым является:
скорейшее принятие Федерального
закона "О стандартах государственных
услуг и административных регламентов";
активизация работы органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления,
отвечающих за развитие малого и среднего
бизнеса путем включения задач по развитию
конкуренции и демонополизации экономики
в программы социально-экономического
развития регионов;
замена при открытии собственного
дела всех разрешительных процедур на
уведомительные на федеральном и местных
уровнях.
2. Расширение доступа
к кредитным ресурсам
Как показывает практика, финансирование
малых компаний происходит, преимущественно,
индивидуальными инвесторами или через
механизм самофинансирования, что снижает
прозрачность сделок, повышает их криминальность,
снижает конкурентоспособность компаний.
Пенсионные и страховые компании не участвуют
в инвестировании в венчурные фонды, которые,
как правило, являются высокорентабельными.
Необходимо:
включать в обязательном порядке
в региональные и муниципальные программы
развития субъектов МСП мероприятия, предусматривающие
формирование региональных фондов гарантий
(поручительств) и муниципальных фондов
для предоставления обеспечения по кредитам,
привлеченным малыми и средними предприятиями;
предоставлять средства господдержки
посредством проведения аукциона, предусматривающего
установление фиксированной цены размещения
средств господдержки в кредитных организациях
и проведение торгов на снижение ставки,
по которой будет осуществляться кредитование
субъектов малого и среднего предпринимательства;
направлять часть средств, выделяемых
на поддержку малого и среднего предпринимательства,
на финансирование под уступку денежного
требования (факторинг).
3. Доступ к недвижимости
и инженерной инфраструктуре
Недостаточная и неразвитая
инфраструктура является естественным
ограничением как для развития конкуренции,
так и для экономического роста в различных
секторах экономики и прихода в эти отрасли
новых технологий.
Для обеспечения доступа к недвижимости
необходимым является:
передача имущества ГУПов и
МУПов, не используемого для осуществления
публичных функций, в госсобственность
с последующей приватизацией либо формированием
имущественного фонда для сдачи в аренду
субъектам малого и среднего бизнеса;
разработка мероприятий, направленных
на создание государственно-частных партнерств
на федеральном и региональных уровнях
по строительству технопарков и промышленных
парков (отраслевой направленности), для
развития малого и среднего бизнеса и
внедрения новых технологий управления
и ведения бизнеса.
Для развития инженерной инфраструктуры
необходимо:
разработать и принять нормативные
акты, направленные на дальнейшие совершенствование
порядка технологического присоединения
потребителей к электрическим сетям;
ликвидировать необоснованное
двойное налогообложение потребителей
при осуществлении технологического присоединения,
что приводит к увеличению платы за технологическое
присоединение;
разработать меры, направленные
на удешевление и упрощение процедуры
подключения к другим инженерным сетям
(вода, тепло, газ) как было сделано с процедурой
подключения к электросетям, в том числе
публиковать информацию о технической
возможности подключения, размере платы
и о количестве фактических подключений.
4. Доступ малого и среднего
бизнеса к государственному заказу
Доступ к государственному
заказу является одним из способов расширения
спроса на продукцию малого и среднего
бизнеса.
Большим достижением в 2009 г.
будет внесение в российское законодательство
поправок, касающихся распространения
принципа закона о государственных закупках
на естественные монополии и государственные
корпорации.
Необходимо:
перейти в размещении государственных
и муниципальных заказов преимущественно
на электронную форму посредством проведения
электронных аукционов на ограниченном
количестве электронных площадок;
составить реестр "недобросовестных
заказчиков" по принципу реестра "недобросовестных
поставщиков" с возможностью дисквалификации
чиновника за систематические нарушения
законодательства;
повысить качество финансового
обеспечения исполнения государственных
и муниципальных контрактов.
5. Развитие инновационного
малого бизнеса
Мировой опыт показывает, что
малые инновационные компании обычно
развиваются вокруг образовательных и
научных центров, однако в России этого
не происходит. Причина такого положения
дел - отсутствие окончательного урегулирования
вопросов коммерциализации технологий,
прав собственности на перспективные
разработки, что сдерживает их эффективную
реализацию.
Необходимо:
внедрение инновационного образования.
Высшее учебное заведение должно стать
центром совмещения учебного и научного
процесса.
сделать российское патентное
законодательство более гибким: а) упростить
процедуры для мелких компаний; расширить
возможность их применения для защиты
бизнес-идей, моделей и алгоритмов; б) сориентировать
его на индивидуальных предпринимателей,
эффективно защищать их от крупных компаний
(вопросы судебной процедуры); в) ужесточить
санкции за воровство или копирование
интеллектуальной собственности.
укрепить связь между наукой
и бизнесом путем закрепления интеллектуальной
собственности - включения в трудовые
контракты положений о праве собственности
в случае коммерциализации разработок.
внести поправки в патентное
и связанное с ним законодательство с
целью усиления защиты нематериальных
активов, недостаток которой сдерживает
как развитие партнерских отношений между
малыми фирмами, так и венчурное финансирование.
вовлечение государственных
корпораций в инновационную экономику,
например, через наблюдательные или попечительские
советы.
6. Доработка законодательства
о саморегулируемых организациях
в целях недопущения создания
дополнительных барьеров выхода
на рынок
В настоящее время проявились
тенденции ограничения конкуренции в
интересах отдельных узких предпринимательских
групп. Такие действия направлены на создание
новых административных и финансовых
барьеров доступа хозяйствующих субъектов
на рынок.
Широко декларируется важность
скорейшего внедрения механизмов саморегулирования
профессионального и предпринимательского
сообщества как одного из инструментов
развития гражданского общества. Так,
Федеральный закон № 315-ФЗ "О саморегулируемых
организациях" в его действующей редакции
и, особенно, № 148-ФЗ "О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации", налагают
на СРО и их участников многочисленные
и весьма серьезные обязанности, выполнение
которых, тем не менее, не гарантирует
ни существенного повышения ответственности
строителей и проектировщиков перед конечными
потребителями, ни повышения качества
вновь создаваемых или реконструируемых
объектов.