Оценка персонала:
- диагностика уровня развития
профессионально важных качеств;
- сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням
и специфике должностей);
- выявление сотрудников с отклоняющимися
от стандартов качествами;
- оценка перспектив эффективной
деятельности;
- оценка роста;
- ротации.
Сведение и обработка данных,
как правило, проводятся по окончании
аттестации. Для подведения обобщенных
итогов
- составляются сравнительные
таблицы эффективности работников;
- выделяются группы риска (неэффективно
работающих или работников с неоптимальным
уровнем развития профессионально важных
качеств);
- выделяются группы роста (работников,
ориентированных и способных к развитию
и профессиональному проведению);
- готовятся рекомендации по
использованию данных аттестации.
Проведение собеседований по
результатам аттестации. Кроме обратной
связи с аттестуемым, в ходе беседы проводятся
уточнение данных и сбор дополнительной
кадровой информации. Затем новые и уточненные
данные вводятся в обобщенные формы и
анализируются [5].
На
этапе принятия решений особое внимание обращается на соблюдение
аттестуемыми трудовой дисциплины, проявление
самостоятельности при решении поставленных
задач, стремление к самосовершенствованию,
профессиональной пригодности сотрудника.
Аттестационная комиссия дает рекомендации
для продвижения аттестуемого на вышестоящую
должность, поощрения за достигнутые успехи,
об увеличении заработной платы, переводе
на другую работу, об освобождении от занимаемой
должности и др. Выводы и рекомендации
аттестационной комиссии используются
в дальнейшем для формирования кадровой
политики администрации организации и
службы управления персоналом.
Руководитель организации с учетом рекомендаций
аттестационных комиссий в установленном
порядке поощряет работников. В срок не
более двух месяцев со дня аттестации
он может принять решение о переводе сотрудника,
признанного по результатам аттестации
не соответствующим занимаемой должности,
на другую работу с его согласия. При невозможности
этого руководитель организации может
в тот же срок в установленном порядке
расторгнуть с работником договор в соответствии
с законодательством Российской Федерации
[2].
По истечении указанного срока перевод
работника на другую работу или расторжение
с ним трудового договора по результатам
данной аттестации не допускается.
Трудовые споры по вопросам увольнения
и восстановления в должности сотрудника,
признанного по результатам аттестации
не соответствующим занимаемой должности,
рассматриваются в соответствии с действующим
законодательством о трудовых спорах.
Общая характеристика деятельности ООО «Газпром трансгаз Уфа»
ООО «Газпром трансгаз Уфа»,
одно из крупнейших предприятий топливно-энергетического
комплекса Башкортостана, было образовано
в 1953 году.
ООО «Газпром трансгаз Уфа»
находится в числе лидеров среди предприятий
ОАО «Газпром», постоянно занимая с 2005 года
призовые места в конкурсе «За достижение
высоких результатов в производственной
и социально-экономической работе» среди
газодобывающих и газотранспортных дочерних
обществ компании.
Миссия ООО «Газпром трансгаз
Уфа» – надежное снабжение газом потребителей
России и обеспечение поставок газа в страны
дальнего и ближнего зарубежья по межгосударственным
и межправительственным соглашениям.
Для выполнения этих задач предприятие
осуществляет следующие виды деятельности:
- обеспечивает надежную и безопасную эксплуатацию газовых
объектов региона;
- строит газопроводы и объекты социальной направленности;
- охраняет окружающую среду,
рационально использует природные ресурсы,
применяет экологически чистые и энергосберегающие технологии
при транспортировке газа;
- разрабатывает новые технологии
и механизмы для ремонта и строительства газопроводов,
проводит научно-исследовательские, тематические
и опытно-конструкторские работы.
Изучение системы аттестации
персонал в ООО «Газпром трансгаз Уфа»
Аттестация персонала является
одним из важнейших направлений кадровой
работы обществ и организаций ООО «Газпром
трансгаз Уфа ». В последние годы она все
чаще выступает в качестве эффективного
инструмента для решения многих кадровых
вопросов, т.к. осуществляется периодически
и имеет определенную юридическую силу.
По своей сути аттестация представляет
собой всестороннюю оценку работника
с целью определения его соответствия
занимаемой должности. Большие возможности
аттестации связаны, прежде всего, с тем,
что она носит комплексный характер, а
принимаемые по итогам аттестации решения
являются основанием для поощрения работника,
зачисления его в резерв на выдвижение,
повышения в должности.
В ООО «Газпром трансгаз Уфа»
долгое время аттестация не проводилась.
Поэтому в 1998 году было принято
решение о проведении массовой аттестации
персонала. Ее цель состояла не только
в определении соответствия работников
занимаемым должностям, но в изучении
коллектива работников, его потенциала,
оценке общего профессионального уровня
персонала Общества.
В тот период в качестве руководства
к действию в распоряжении кадровиков
были лишь «Временные рекомендации по
проведению аттестации руководителей
и специалистов РАО «Газпром трансгаз
Уфа». Этот документ был адаптирован к
условиям и возможностям ООО «Газпром
трансгаз Уфа», было разработано свое
положение, на основании которого аттестация
специалистов проводилась в соответствии
с практикой, принятой в большинстве российских
организаций, на заседаниях аттестационной
комиссии, которую приказом назначал генеральный
директор. На каждого работника, проходившего
аттестацию, его непосредственный руководитель
составлял письменную характеристику
в форме «Представление». Понимая трудоемкость
процесса составления характеристик,
была оказана помощь руководителям –
были формализованы представления, они
были приведены к единой форме, в которой
даны критерии оцениваемых качеств и диапазон
возможных вариантов оценки.
В настоящее время представление
на аттестуемого вместе с аттестационным
листом предоставляется в аттестационную
комиссию не позднее, чем за две недели
до аттестации.
На заседании комиссии заслушивается
непосредственный руководитель аттестуемого,
который коротко представляет своего
подчиненного.
Аттестационная комиссия рассматривает
представленные материалы, заслушивала
сообщение аттестуемого о его работе,
задавая необходимые вопросы. Работа аттестуемого
оценивается с учетом его личного вклада
в выполнение планов подразделения, квалификации
и исполнения им должностных обязанностей.
На основе этих данных аттестационная
комиссия открытым голосованием дает
одну из следующих оценок деятельности
работника:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой должности
при условии улучшения работы с повторной
аттестацией через год;
- не соответствует занимаемой
должности.
Однако опыт проведения аттестации
показал, что на практике из-за преобладания
формального подхода возможности аттестации
используются далеко не в полной мере.
Стало ясно, что назрела необходимость
изменения приоритетов при проведении
аттестации. Не отказываясь от определения
в ходе аттестации степени соответствия
работников занимаемой должности, все
более актуальным становится использование
этой процедуры для выявления проблем
и препятствий, снижающих отдачу от работников,
и определения путей более эффективного
управления персоналом организации.
Для повышения объективности
решений, принимаемых аттестационной
комиссией, требуется оптимальная система
оценки персонала. В качестве эксперимента
в 2010 г. в ООО «Газпром трансгаз Уфа» был
использован метод экспертной оценки
деловых и личностных качеств. Однако
в силу большой трудоемкости, данная методика
была применена только в отношении руководителей
администрации. Поскольку труд руководителя
предполагает решение значительного числа
разноплановых задач, то совершенно очевидно,
что за успешной управленческой деятельностью
стоит значительный набор самых разных
характеристик и умений. При этом для соблюдении
конфиденциальности методика предполагает
кодирование не только фамилий экспертов,
но и фамилии оцениваемого руководителя.
Вопросники, используемые при экспертной
оценке работы руководителя, могут видоизменяться
в зависимости от специфики деятельности
данного руководителя.
Проведенная экспертная оценка
деловых и личностных качеств дает возможность
получить достаточно объективную и полную
информацию о качествах руководителей.
Кроме того, при помощи данного метода
оценки кадровая служба получила богатый
материал для сравнительного анализа
руководителей по степени проявления
деловых и личностных качеств.
Кроме того, в некоторых структурных
подразделениях Общества для аттестации
персонала используются деловая игра.
Суть деловой игры состоит в том, что работнику
предлагаются стандартные или аварийные
производственные ситуации в пределах
его профессиональной компетенции и должностной
инструкции. Задача аттестуемого – в искусственно
смоделированной ситуации найти пути
ее разрешения, используя свой уровень
знаний, умений и навыков.
Система ежегодных собеседований
с сотрудниками внедрена в практику управления
персоналом ООО «Газпром трансгаз Уфа»
с 2008 года. Такая форма работы с персоналом
является многофункциональной, именно
поэтому она принята в Обществе: система
позволяет не только осуществлять многие
аспекты кадровой работы, но и помогает
эффективно реализовывать руководителям
всех уровней не только управленческие,
но и воспитательные функции. Основной
принцип работы с персоналом в Обществе
основывается на том, что только индивидуальный
подход к работникам позволяет добиться
максимального использования их потенциала
на благо организации, а также добиться
большей удовлетворенности людей своей
работой. Согласно этому принципу
в ООО «Газпром трансгаз Уфа
» и была введена процедура собеседования,
основной целью которого является выявление
потенциала работников, определение их
вклада в общее дело, выявление перспективных
в управленческом плане работников, планирование
деятельности филиалов, выявление и устранение
затруднений в производственной деятельности.
Система ежегодных собеседований
в Обществе построена с учетом современных
научных разработок в данной области.
Эта система специально приспособлена
к условиям работы и структуре Общества
и разрабатывалась специально для ее сотрудников.
Внедрение системы ежегодных
собеседований с сотрудниками призвано,
как уже было сказано, наиболее эффективно
задействовать творческий потенциал и
профессиональный опыт каждого специалиста,
а также значительно повысить результативность
управленческой деятельности.
Собеседование в Обществе проводится
ежегодно со всеми сотрудниками, на котором
обсуждаются основные успехи и неудачи
за прошедший год, выявляется качество
выполнения различных заданий, формулируются
дальнейшие приоритетные направления
деятельности, высказываются предложения
по возможной оптимизации работы, устранению
затруднений.
Кроме того, обсуждаются возможные
перспективы профессионального и организационного
роста работников.
В целом собеседование построено
таким образом, что его результатам можно
получить большой объем разнообразной
и нужной информации: данные для выдвижения
в резерв, данные по необходимым для сотрудников
курсов повышения квалификации, рекомендации
по оплате труда, срокам перезаключения
контрактов и др. Кроме того, руководителям,
проводящим собеседование, оно позволяет
сделать не только кадровые, но и производственные
выводы: по оптимизации работы, причинам
затруднений в деятельности и пр.
Таким образом, ежегодные собеседования
– это многосторонний инструмент, позволяющий
осуществлять основные управленческие
функции: планировать и организовывать
работу, мотивировать подчиненных и контролировать
весь процесс. При умелом использовании
такая процедура помогает не только работнику
«раскрыться» на работе, почувствовать
свою значимость и внимание со стороны
руководства, но и руководителю эффективно
управлять коллективом сотрудников, поднять
на новый уровень работу с кадрами и оптимизировать
деятельность своего подразделения.
Обучению и повышению квалификации
кадров
в ООО «Газпром трансгаз Уфа» уделяется
большое внимание.
Повышение квалификации рабочие
проходят на курсах при Учебном центре
подготовки кадров. Ежегодно составляется
план-заявка на профессиональное обучение.
В результате обучения персонала
повышается производительность труда,
расширяется кругозор, укрепляется корпоративное
сознание работников, возрастает способность
к координированной, осознанной совместной
деятельности и принятию решений, улучшаются
производственные показатели в результате
обмена опытом между обучающимися и распространением
передового опыта и инноваций по «горизонтали».
В результате обучения создаются условия
для профессионального роста: самореализация
персонала, ротационного перемещения
и возможного замещения коллег. Влияние
обучения персонала на производство бесспорно:
обладающие необходимым объемом знаний,
умений и навыков, обеспечивают прирост
объема производства, снижение энергетических
затрат и аварийности.