Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:05, контрольная работа
Описание работы
Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное ее назначение - не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3-4
Понятие аттестации 5-8 Объекты и показатели аттестационной оценки 8-10 Организация процесса аттестации 10-16
Практика
проведения аттестаций выявила ряд
моментов, которые руководителям
организации нужно обязательно
учитывать в своей работе. Извещение
об аттестации, вручаемое работнику
под расписку, становится стимулом, активизирующим
его деятельность. Если положительный
результат предрешен, к аттестации относятся
позитивно и стараются показать себя в
лучшем свете. В противном случае ее поддерживают
любители выделиться, остальные либо нервничают,
либо пытаются всеми силами от нее уклониться.
В литературе
отмечаются следующие способы избежать
аттестации: выход из категории лиц,
подлежащих аттестации; отсутствие на
рабочем месте в день подписания
и объявления приказа об аттестации или отъезд
перед аттестацией в командировку, что
лишает возможности заблаговременно ознакомиться
с характеристикой; отказ ставить подпись
о знакомстве с ней; отсутствие на заседании
аттестационной комиссии непосредственного
руководителя или лица, его замещающего;
обвинение руководства в злоупотреблениях
с целью последующего опротестования
неблагоприятных результатов аттестации;
подмена документов; неявка на аттестацию
по состоянию здоровья или душевному волнению.
При неявке аттестуемого
на заседание комиссии без уважительных
причин оно может проводиться и в его отсутствие
(однако, если причина уважительная, переносится).
Хотя руководство
не властно изменить состав аттестуемых,
сроки аттестации, подменить характеристики
и протоколы заседаний и решений комиссии, поскольку
на них стоят подписи соответствующих
лиц, оно обладает весьма серьезными способами
отстаивания своих интересов в борьбе
с неугодными сотрудниками.
К этим способам
относятся наложение на сотрудника
взыскания накануне аттестации; вывешивание официального
приказа об аттестации в самый последний
момент, чтобы застать сотрудника врасплох;
отправление работника перед аттестацией
в командировку, чтобы он не мог принять
мер в свою защиту; исключение из комиссии
благожелательно настроенных членов;
прямые подлоги документов, на которых
не стоят ничьи подписи; постановка на
заседании комиссии вопросов, с которыми
аттестуемый теоретически мог столкнуться,
но не сталкивался; усыпление бдительности
благоприятной характеристикой и полный
устный разгром; предложение перейти на
другую должность или уволиться; требование
других уступок в обмен на положительную
аттестацию.
Руководитель
лучше других знает своих подчиненных
и, оценивая их, обобщает опыт постоянного
общения. Необходимость участия
в оценке побуждает его больше
приглядываться к подчиненным, анализировать
их личные качества, слабые и сильные стороны,
уровень подготовки. Таким образом, оценка
способствует усилению внимания руководителя
к подчиненным.
Разумно назначать
оценку работников на момент завершения какой-нибудь
крупной работы или при существенном изменении
ее результатов в ту или иную сторону.
Такой подход позволяет сопоставить итоги
с тем, что было запланировано; решить
вопрос о поощрениях и наказаниях; ознакомить
работника с мнением, которое сложилось
о нем у руководителя и коллег; предоставляет
ему возможность оценить себя, определить
направления будущей деятельности, развития
карьеры.
Процесс оценки
начинается обычно с того, что за
1-2 недели до ее официальной даты подчиненный
представляет руководителю
в письменном виде (в том числе на специальных
листах самооценки) информацию о проделанной
за истекший период работе, успехах и неудачах,
планах на будущее, предложения о путях
повышения эффективности работы и необходимой
для этого помощи.
Руководитель
в это время беседует с деловыми
партнерами, коллегами аттестуемого,
собирает их оценки, позволяющие дать
ему более полную характеристику.
Сотрудник знакомится
с предварительными оценками своей
деятельности, получает копию аттестационного листа, кроме той его части,
которая содержит рекомендации по оплате,
за несколько дней до собеседования.
Затем с подчиненным
проводится аттестационная беседа, в
рамках которой исходя из объективных
критериев и мнений окружающих обсуждаются
и оцениваются выполнение работником своих
обязанностей, общие итоги его деятельности
в период между аттестациями (трудную
работу лучше разделить на несколько частей
и оценивать, как человек справляется
с каждой из них); рассматриваются пути
улучшения работы; определяются необходимость
и пути повышения квалификации, получения
дополнительного образования; обсуждаются
планы на будущее.
Таким образом,
объектом беседы является деятельность
работника и пути ее улучшения, а
не его личные качества. Обсуждение
должно носить конструктивный характер, что,
как считается, на 80% зависит от руководителя,
быть корректным, иметь объектом реальные
события и действия.
Условиями повышения
эффективности бесед являются их
хорошая подготовка, владение руководителем
необходимым материалом; комфортная, расслабляющая обстановка,
которой можно достичь при проведении
разговора наедине; поощрение сотрудника
к самооценке и к тому, чтобы самому говорить
не менее половины времени; вклинивание
критики между двумя положительными характеристиками;
аккуратность в формулировке недостатков,
поскольку цель беседы не их фиксация,
а поиск путей преодоления в будущем; обсуждение
личных планов, включающих мероприятия
по преодолению недостатков и развитию
сильных сторон.
В заключение
руководитель выставляет подчиненному оценку и сопровождает
ее письменными комментариями, заносимыми
в оценочный лист, на основе которого впоследствии
может контролироваться деятельность
самого руководителя по работе с персоналом.
С его содержанием сотрудника знакомят
под расписку, и в случаи несогласия он
впоследствии может официально обжаловать
мнение руководителя. При оценке подчиненных
руководители могут пользоваться как
собственными критериями, так и утвержденными
нормативами.
Оценочные формы
и индивидуальные планы работников
должны утверждаться руководителями
высшего уровня. Это помогает им лучше
узнать персонал и контролировать подчиненных
руководителей.
После аттестации
сотрудника руководителю целесообразно
заполнить отчет, в котором содержались
бы сведения об обсуждавшихся темах
(профессиональных качествах
и их изменении за период, направлениях
совершенствования, предпринимаемых в
этой области шагах, препятствиях, необходимой
помощи со стороны организации и руководства,
личных целях и проч.), отношении к высказанным
критическим замечаниям, новой информации,
полученной о работнике, изменении в связи
с этим взглядов на него, его перспективы.
Руководитель
должен подробно обосновать оценку по
каждому ее параметру и подкрепить
соответствующими примерами (это не
сложно при постоянном наблюдении за деятельностью
исполнителей и фиксации основных моментов
их деятельности и результатов, например,
с помощью дневниковых записей).
Большинство
фирм, практикующих подобный подход к
аттестации, реализует краткосрочные
программы подготовки руководителей
по оценке подчиненных. Считается, что
практика оценки руководителями сотрудников
выгодна всем. Сотрудникам она
предоставляет возможность личного контакта с руководителем,
получения необходимой помощи, защиты
от произвола, дает понять, что они должны
расти, могут быть услышанными наверху,
позволяет узнать, что о них думают, рекламировать
свои достижения.
У руководителя
появляются время и повод познакомиться с сотрудниками
и их качествами, изучить их мнение по
тем или иным проблемам. Выгода для организации
состоит в создании благоприятного морального
климата, получении представления о профессиональной
пригодности самих руководителей, формировании
резерва сотрудников для повышения в должности.
Если аттестация проведена качественно,
можно ожидать роста творческой активности,
укрепления дисциплины, улучшения использования
кадров.
Заключение
Аттестация
занимает свое, особое, место в системе
управления персоналом, хотя нередко ее
путают с оценкой персонала. Аттестация
- это лишь один из методов оценки, но ее
результаты могут иметь серьезные последствия
для сотрудников. Если оценка персонала
- процесс определения эффективности деятельности
сотрудников в ходе реализации задач компании,
то аттестация - это процедура систематической
формализованной оценки соответствия
деятельности конкретного работника стандарту
выполнения работы в должности, которую
он занимает. Прежде всего аттестация
- реальный способ повысить эффективность
работы сотрудников предприятия.
Зачем нужна
аттестация?
В первую очередь
аттестация позволяет провести диагностику
персонала, то есть получить информацию
о сотрудниках, выявить «болевые
точки», моменты, затрудняющие работу
персонала, и своевременно решить эти
проблемы. В процессе аттестации проводится
инвентаризация бизнес-компетенций, что
необходимо компании для достижения намеченных
целей. Речь идет об определении с помощью
аттестации ценности сотрудников не только
для подразделения (группы), но и для организации
в целом, оптимальной расстановке сотрудников
на местах, наиболее адекватном применении
системы оплаты труда.
Аттестация
позволяет принять решения, связанные
с:
изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;
развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);
оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;
формированием кадрового резерва компании.
Следует отметить,
что наше законодательство не обязывает
всех без исключения работодателей
проводить аттестацию своих работников.
Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые
акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают,
что любой работодатель должен периодически
проверять соответствие своих работников
занимаемым ими должностям.
Как говорилось
выше, аттестация нужна и для того,
чтобы обоснованно принимать
управленческие решения, связанные
с кадровым менеджментом. В
частности, по итогам аттестации можно
принять ряд кадровых решений на законном
основании (увольнение, понижение в должности,
перевод на другую работу).
Процедура принятия
решения о переводе работника, его
увольнении или об изменении других существенных условий
трудового договора должна быть подробно
закреплена в локальном положении об аттестации
персонала. В противном случае затрудняется
применение соответствующих статей ТК
РФ.
Чтобы избежать
судебных разбирательств, работодателю
необходимо использовать утвержденные
формулировки. Общепринятыми оценками
работников по итогам аттестации являются
оценки «соответствует занимаемой должности»
и «не соответствует занимаемой должности».
В заключение
стоит сказать, что аттестация не
должна проводиться ради самой процедуры.
Она может быть эффективной, только если
будет лишена признаков формальности,
будет объективной, а по ее результатам
проведутся конкретные мероприятия. Самое
главное - должны последовать реальные
действия в соответствии с теми целями,
которые были заявлены перед началом оценки.