Аудит качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:13, реферат

Описание работы

Аудит качества - это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективности их внедрения и соответствие поставленным целям (ИСО 8402).
В стандартах ИСО 9000 аудит качества рассматривается как одна из форм проверки качества. Однако в отечественных нормативных документах и практической деятельности термину "аудит качества" соответствует "проверка качества". По мнению ряда авторов, такая подмена необоснованна, т. к. аудит качества является одним из видов проверки качества [Свиткин М. З. и др.]. Одной из целей аудита (в соответствии с ИСО 9000) является оценка необходимости проведения корректирующих и предупреждающих действий. Поэтому применение термина "аудит" дает возможность преодоления психологических барьеров, связанных с представлением о проверке как о деятельности, следствием которой является выявление виновников нарушений установленных требований и определение им мер наказания.

Содержание работы

7.1. Понятие об аудите качества
7.2. Виды аудита
7.3. Выводы
7.4. Вопросы для самопроверки
7.5. Литература

Файлы: 1 файл

аудит качества.docx

— 57.66 Кб (Скачать файл)

Глава 7. Аудит качества

Содержание

7.1. Понятие об аудите качества

7.2. Виды аудита

7.3. Выводы

7.4. Вопросы для самопроверки

7.5. Литература

7.1. Понятие об аудите  качества

Аудит качества - это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективности их внедрения и соответствие поставленным целям (ИСО 8402).

В стандартах ИСО 9000 аудит качества рассматривается  как одна из форм проверки качества. Однако в отечественных нормативных  документах и практической деятельности термину "аудит качества" соответствует "проверка качества". По мнению ряда авторов, такая подмена необоснованна, т. к. аудит качества является одним из видов проверки качества [Свиткин М. З. и др.]. Одной из целей аудита (в соответствии с ИСО 9000) является оценка необходимости проведения корректирующих и предупреждающих действий. Поэтому применение термина "аудит" дает возможность преодоления психологических барьеров, связанных с представлением о проверке как о деятельности, следствием которой является выявление виновников нарушений установленных требований и определение им мер наказания.

Следует различать  деятельность по аудиту от таких видов  деятельности как надзор за качеством, контроль качества и инспекция качества, осуществляемые с целью управления процессом или приемки продукции.

Контроль  качества - деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной из характеристик (с целью калибровки) объектов и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Надзор  за качеством - деятельность по непрерывному наблюдению и аудиту состояния объекта с целью удостоверения того, что установленные требования выполняются.

Инспекция качества - деятельность по надзору за качеством, осуществляемая в рамках определенного задания.

Из приведенных  понятий видно, что они различаются  по своей сущности, назначению, цели деятельности лиц и исполнителей, осуществляющих указанные действия.

Деятельность  по аудиту качества базируется на следующих  принципах:

  • систематичность проведения проверок;
  • независимость субъекта;
  • нормативность критериев проверки;
  • эффективность достижения этих критериев.

Аудит качества может применяться ко всей системе  качества или ее отдельным составляющим, таким как продукция и процессы.

7.1.1. Аудит системы  качества

Предназначен для оценки соответствия системы качества в целом или ее отдельных частей установленным требованиям и эффективности функционирования системы. Объектами системы качества является деятельность подразделений предприятия. Это наиболее полный и представительный аудит состояния работ по управлению качеством и его обеспечению. Этот аудит информативнее аудита продукции и процессов.

7.1.2. Аудит качества  продукции

Предназначен для определения соответствия фактических показателей качества продукции заданным. Может осуществляться на любых стадиях производства продукции. Как правило, он проводится в виде дополнительных испытаний готовой продукции, которая прошла проверку инстанций, отвечающих за качество, и уже находиться на складе. При этом важно проверить те показатели, которые важны заказчику. Аудит качества продукции проводиться для того, чтобы:

  • объективно оценить, достигнуты ли требуемые значения показателей качества продукции;
  • обеспечить сохранение достигнутых значений показателей качества продукции;

Объектами аудита являются продукция ее сборочные  единицы и детали.

Нормативной основой  в этом случае служат стандарты или  технические условия на продукцию, а также спецификации на сборочные  единицы и детали.

7.1.3. Аудит качества  процесса

Предназначен для оценки соответствия процесса производства продукции установленным требованиям. Наиболее часто аудит проводится на специальных процессах. Возможен аудит процесса с целью его сертификации. Аудит качества процессов проводится для того, чтобы объективно оценить, достигнуты ли требуемые значения параметров процессов, обеспечить сохранение достигнутых значений, разработать мероприятия по улучшению качества. Объектами аудита качества процессов являются производственные операции. Нормативной основой в этом случае служат документированные процедуры и инструкции. Аудит качества процесса проводится доля того, чтобы:

  • оценить возможности обеспечения качества в ходе процесса;
  • обеспечить требуемые значения параметров качества процесса.

Нормативной основой  аудита качества процесса служат спецификация и процедура процесса, инструкции по выполнению работ и контролю.

7.1.4. Аудит системы  управления окружающей  средой (экологический  аудит)

В настоящее  время в связи с возросшей  конкуренцией у организаций разного  рода возникают потребности продемонстрировать свою ответственность за состояние  окружающей среды. Одним из путей  удовлетворения этой необходимости  была выдвинута концепция системы  управления окружающей средой (EMАS) и связанная с этим практика проведения экологических аудитов. Системы по экологическим требованиям предназначены для того, чтобы помочь организации установить и постоянно выполнять требования, касающиеся ее экологической политики и целей, требования стандартов и другие требования.

Аудит системы управления окружающей средой - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных, с тем чтобы определить, соответствует ли система управления окружающей средой, принятая в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также сообщить результаты, полученные в ходе этого процесса, руководству [2].

Нормативной основой  для такого аудита являются стандарты  ИСО 14000 (пока недостаточно применяемые  в России) и соответственная документация предприятия на систему управления окружающей средой.

Объектом аудита может быть определенная экологическая  деятельность, событие, условие, система  управления и (или) информация об этих предметах [МС ИСО 14000- 96].

Аудит системы  управления окружающей средой преследует те же цели что и аудит системы  качества, только в области управления окружающей средой.

7.2. Виды аудита

Основными видами аудита качества являются внешний и  внутренний аудиты рис.7.1.

Рисунок 7.6. Внутренний аудит  системы качества

Внутренний  аудит - проводится сотрудниками предприятия или от его имени.

При этом аудит  осуществляют сотрудники, не несущие  прямой или косвенной ответственности  за работу проверяемых подразделений. По результатам внутреннего аудита определяется разница между фактическим  положением дел на предприятии (организации) и заданным.

Внешний аудит - проводится внешними по отношению к предприятию организациями - заказчиком продукции или, например, органом по сертификации. Когда аудит осуществляется заказчиком продукции, он называется аудитом второй стороной. Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третьей стороной. Такой вид аудита используется при сертификации.

На практике используются следующие формы аудита второй стороной:

  • полный аудит на соответствие определенному стандарту;
  • частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности предприятия;
  • вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключение контракта;
  • аудит соблюдения требований контракта.

Наиболее объективную  степень подтверждения обеспечивает аудит третьей стороной. Это достигается  его масштабностью, глубиной и более  высокой квалификацией проводящих его специалистов.

Проведение внутреннего  и внешнего аудитов практически  не отличается как с процедурной, так и с методической точки  зрения. Однако необходимо учитывать  специфику этих аудитов. Например, внешний  аудит всегда нейтрален по отношению  к аудируемому предприятию, т.к. специалисты осуществляющие его не работают на этом предприятии, либо пришли от заказчика или третьей независимой стороны. В силу этого заключения, выданные внешними аудиторами, не подвергаются воздействию внешних факторов и являются более объективными. Вместе с тем внешний аудит системы качества обладает не только достоинствами по сравнению с внешним, но и недостатками (табл. 7. 1).

Внешний аудит  в отличие от внутреннего проводится только по заявке. Предприятие, выступающее в роли заказчика внешнего аудита, само определяет цели аудита и документ, на соответствие которому аудит должен проводиться. Программа внешнего аудита отличается от внутреннего обязательным указанием языка аудита и гарантией соблюдения конфиденциальности.

Таблица 7.1. Достоинства и  недостатки внешнего аудита ( по сравнению с внутренним)

Достоинства Недостатки
1. Более  высокий, чем при внутреннем  аудите, уровень объективности заключения, обусловленный непредвзятостью  внешних аудиторов. 1. Незнание внешними  аудиторами производственных особенностей  аудитируемого предприятия
2. Более  высокая эффективность работы  аудиторов, обусловленная жесткими  временными рамками. 2. Предубежденность  сотрудников предприятия к аудиторам,  как к посторонним лицам
3. Критику  со стороны выдержать легче,  чем критику своего сотрудника, т.к. у внешнего аудитора не  может быть намерения уличить  кого-либо в некомпетентности  или невыполнении своих служебных  обязанностей. 3. Отсутствие  у внешнего аудитора информации  о путях коммуникации на аудитируемом предприятии.
4. Внешние  аудиторы являются более квалифицированными  специалистами, иначе они лишаются  своей работы. 4. Незнание неформальных  лидеров на аудитируемом предприятии.
5. Результаты  аудита можно использовать для  рекламы предприятия. 5. Конфиденциальная  информация не может быть использована  в отчете об аудите
6. Результаты  аудита можно продемонстрировать  не только заказчику. 6. Дефицит времени  при аудите ограничивает возможность  более детального обследования  системы.
7. Расходы  на аудит можно определить  более точно. 7. Зависимость  работы внешних аудиторов от  сверхурочной работы сотрудников  аудитируемого предприятия.
  8. Выборочность  аудита, исключающая возможность  полного обследования системы  качества.

Участниками аудита могут быть (по ИСО 10011-1):

  1. Заказчик (клиент) - лицо или организация, по заказу которой проводиться аудит. Заказчиком может быть:
    • организация, желающая проаудитировать свою систему качества на соответствие определенному стандарту;
    • потребитель, желающий проаудитировать систему качества поставщика с помощью собственных специалистов или специалистов третьей стороны;
    • независимая организация, уполномоченная определить, обеспечивает ли система качества соответствующее управление предоставляемыми продукцией или услугами;
    • независимая организация, аккредитованная для проведения аудита с целью внесения аудитируемрой организации в официальный реестр.
  2. Аудитируемая организация (аудитируемое подразделение) или проверяемая - организация или подразделение, где проводиться аудит.
  3. Аудитор - специалист, имеющий квалификацию для аудита системы качества. Аудитор по системам качества это специалист, способный проводить анализ и оценку таких объектов в области качества, которые не поддаются непосредственному изменению. Аудиторы могут быть внутренние и внешние. Внутренний аудитор - это аудитор, который является сотрудником предприятия. Внешний аудитор - сотрудник сторонней организации (специализированной или заинтересованной). В должностных функциях этих аудиторов имеются различия. Например, внешний аудитор должен только фиксировать обнаруженные им соответствия, а внутренний аудитор , кроме того, должен участвовать в анализе причин выявленных несоответствий и выборке мер по их устранению.
  4. Главный аудитор - назначаемый для руководства аудитом. Он несет полную ответственность за все этапы аудита. это должен быть компетентный и опытный специалист в области общего руководства качеством, а также он д. б. наделен полномочиями принимать окончательные решения в спорных ситуациях возникающих в ходе аудита.

Взаимодействие  участников аудита может проходить  по следующей схеме рис.7.2.

Рисунок 7.7. Схема взаимодействия участников аудита системы качества

7.2.1. Внутренний аудит  системы качества

Внутренний аудит  системы качества предназначен для  обеспечения руководства предприятия  объективной и своевременной  информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и ее результатов установленным  требованием.

Информация о работе Аудит качества