Аудиторские доказательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, и среди них одно из ведущих мест должно принадлежать институту аудиторства, главная цел которого – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.

Содержание работы

Введение 3
1. Аудиторские доказательства 4
2. Использование результатов работы внутреннего аудита 11
3. Использование работы эксперта 14
4. Документирование аудита 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Аудиторские доказательства гот..doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Использование результатов работы  внутреннего аудита

 

Под внутренним аудитом понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, которая:

● организуется экономическим  субъектом;

● регламентируется внутренними  документами;

● действует в интересах  руководства экономического субъекта и (или) собственников.

Внутренний аудит –  один из способов контроля за за эффективностью деятельности звеньев структуры  экономического  субъекта.

Организация, роль и функции  внутреннего аудита  определяются самим экономическим субъектом  – его руководством и (или) собственниками – в зависимости от:

- содержания и специфики  деятельности экономического субъекта;

- объемов экономической  деятельности экономического субъекта;

- системы управления  экономического субъекта;

- состояния внутреннего  контроля.

Функции внутреннего  аудита могут выполнять:

● специальные службы внутреннего аудита;

● отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта;

● ревизионные комиссии (ревизоры);

● сторонние организации, привлекаемые для целей внутреннего аудита;

● внешние аудиторы, привлекаемые для целей внутреннего аудита.

Внутренний аудит создается  для оптимизации деятельности экономического субъекта, содействия руководству в  выполнении его обязанностей, а также  с целью его информирования и  консультирования.

Функции внутреннего  аудита:

● проверка систем бухгалтерского учета  и внутренненго контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению  этих систем;

● проверка бухгалтерской и оперативной  информации, включая экспертизу средств  и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

● проверка соблюдения законов и  других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

● проверка деятельности различных  звеньев управления;

● оценка эффективности механизма  внутреннего контроля, изучение и  оценка контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

● разработка и предоставление предложений  по устранению выявленных недостатков  и рекомендаций по повышению эффективности  управления.

Объективность внутреннего аудита определяется степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и собственникам, не зависим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений.

Для облегчения работы аудитора в  использовании результатов работы внутреннего аудита разработано  российское правило (стандарт) аудиторской  деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита».

Аудиторская организация применяет  положения правила (стандарта) только в отношении внутреннего аудита, относящейся к аудиту бухгалтерской  отчетности. 

Аудитор должен составить программу оценки внутреннего аудита и отразить в своей рабочей документации выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудита, которая была протестирована, изучена и оценена.

При формировании оценки внутреннего  аудита на стадии планирования следует  учитывать его:

● организационный статус – положение службы внутреннего аудита в системе управления экономического субъекта, ее возможности и способность соблюдать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, накладываемых руководством и (или) собственниками экономического субъекта на внутренний аудит. Следует помнить, что ситуация идеальна, когда служба внутреннего аудита подчиняется только высшему руководству или собственникам экономического субъекта;

● компетентность – профессиональное образование и навыки (опят работы) аудиторов, политика найма, обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, степень понимания ими стоящих задач и проблем;

● профессиональный уровень – состояние планирования, контроля и документирования работы внутреннего аудита, наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабочих программ и рабочей документации;

● функциональные рамки – содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;

● уровень значимости – рассматриваются ли и принимаются к исполнению руководством и (или) собственниками экономического субъекта рекомендации внутреннего аудита.

После оценки деятельности внутреннего аудита на стадии планирования аудиторская организация должна решить: может ли работа внутреннего аудита быть использована для целей внешнего аудита.

Поскольку задачи внутреннего  аудита определяются руководством и (или) собственниками экономического субъекта, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем средства решения специфических задач, стоящих перед внешним и внутренним аудитом, могут в ряде случаев совпадать и быть использованы при определении содержания, сроков и объема внешних аудиторских процедур.

Если в результате предварительной оценки внутреннего  аудита сторонами достигнуто взаимопонимание  и принято решение использовать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация должна найти дополнительные доказательства эффективности этой работы, применяя описанные выше процедуры.

Аудиторская организация  в ходе своей проверки не должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов. Необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, уже проверенных внутренними аудиторами. Если эти проверки дают сходные (сопоставимые) результаты, коррективов в намеченной работе не требуется. В случае выявления расхождений необходимо принять адекватные меры, например, изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур.

Аудиторская организация  несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Не уменьшается эта ответственность и тогда, когда используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.

3. Использование работы эксперта

 

Действия аудиторской  организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, по привлечению к аудиторской проверке эксперта и использованию результатов его работы определены российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности  «Использование работы эксперта».

Экспертом признается не состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета или аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.

Решение об использовании  работы эксперта при проведении аудита принимает аудиторская организация  исходя из характера и сложности  обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности, а также  целесообразности, возможности и надежности иных аудиторских процедур применительно к этим обстоятельствам.

Эксперт, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, должен иметь:

- соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, лицензия и т. д.);

- соответствующий опыт  и репутацию в области, заключение  в которой предполагает получить  аудиторская организация, как  правило, подтвержденную отзывами, рекомендациями, публикациями и  т. п.

Аудиторская организация  может использовать работу эксперта при проведении аудита лишь с согласия экономического субъекта, в отношении  которого проводится аудит. Отказ экономического субъекта от использования работы эксперта должен быть совершен в письменной форме. В случае такого отказа аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Аудиторская организация  использует работу эксперта при проведении аудита на основе договора возмездного оказания услуг, заключаемого между экономическим субъектом, в отношении которого проводится аудит, и экспертом либо между аудиторской фирмой и экспертом.

Эксперт представляет результаты своей работы в виде заключения (отчета, расчета) в письменной форме.

Заключение эксперта должно быть достаточно полным и подробным, чтобы опытный аудитор или  другой эксперт, ознакомившись с  ним, мог получить представление  о проведенной работе. В частности  в заключении эксперта должно быть отражено

● наименование экономического субъекта, при аудите которого эксперт  выполнил свою работу;

● объем проведенной  работы;

● объем проведенной  работы и предел ответственности  эксперта;

● применявшиеся методы работы, в том числе их соответствие методам, использовавшимся в предыдущие периоды (если в предыдущие периоды аудиторская организация использовала работу эксперта);

● принятые экспертом  предположения при проведении работы, в том числе их соответствие предположениям, принятым в предыдущие периоды;

● любые неразрешенные  существенные сомнения, связанные с  проведенной работой;

● результаты проведенной  работы.

Заключение эксперта, как правило, состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

В вводной части заключения эксперта указываются:

- наименование экономического  субъекта, при аудите которого  эксперт выполнил свою работу;

-  наименование работы, проведенной экспертом, и описание  предмета этой работы;

- сведения об эксперте;

- дата поступления  материалов на исследование;

- наименование материалов, поступивших на исследование;

- обстоятельства аудита  и исходные данные, имеющие значение  для дачи заключения, с обязательным  указанием источника их получения;

- вопросы, поставленные  перед экспертом.

В исследовательской части заключения описываются процесс исследования и его результаты, а также дается объяснение установленным фактам. В исследовательской части излагаются:

- методы исследований, которые описываются доступно  для понимания лицами, не имеющими  специальных познаний, и настолько  подробно, чтобы при необходимости можно было проверить правильность выводов эксперта, повторив данные исследования;

- обоснование и объяснение  принятых при исследованиях предложений;

- справочно-нормативные  документы (издания), которыми эксперт  руководствовался при решении поставленных вопросов, с указанием даты издания и органа, их издавшего;

- экспертная оценка  результатов исследования с развернутой  мотивировкой суждения, обосновывающего  вывод по решаемому вопросу.

Выводы эксперта излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они изложены в вводной части заключения. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения в ходе исследования по тем или иным причинам.

Заключение эксперта делается на бумажном, машинном или ином согласованном с аудиторской организацией носителе, обеспечивающем сохранность содержащейся в нем информации в течение времени, установленного для хранения рабочих документов аудиторской организации в архиве.

Заключение эксперта содержит следующие обязательные реквизиты:

● наименование документа;

● дату документа;

● личную подпись эксперта и ее расшифровку.

Заключение эксперта – юридического лица должно быть скреплено  его печатью.

Эксперт подготавливает свое заключение, как минимум, в двух экземплярах, один из которых представляется экономическому субъекту, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, а второй – аудиторской организации.

Результаты работы эксперта подлежат рассмотрению аудиторской организацией в отношении:

Информация о работе Аудиторские доказательства