Банки и банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Банковская система – это составной элемент рынка ссудного капитала, финансового рынка. Это совокупность различных банков в их взаимосвязи. Свойства системы влияют на деятельность каждого банка и наоборот.
Составные элементы банковской системы образуют определенное единство. Сущность банковской системы влияет на состав и свойства ее отдельных элементов. Банки приобретают новые свойства, присущие банковской системе. Банки только в совокупности могут создать эффект мультипликатора. В то же время состав и сущность элементов влияют на сущность банковской системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие банков и банковской системы
Сущность банков………………………………………………………….5
Виды и функции банков………………………………………………….8
Банковская система……………………………………………………...14
Центральный Банк РФ
2.1Функции, структура и правовой статус Центрального Банка………..19
2.2 Экономические механизмы воздействия ЦБ на экономику страны…23
2.3 Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России…………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованных источников………………………………………37
Приложение.....................................................................................................39

Файлы: 1 файл

Банки и банковская система.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Центральный Банк РФ

2.1Функции, структура  и правовой статус Центрального  Банка

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:

 

    - во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

 

    - монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует наличное  денежное обращение;

 

    - является  кредитором последней инстанции  для кредитных организаций, организует  систему их рефинансирования;

 

    - устанавливает  правила осуществления расчетов  в Российской Федерации;

 

    - устанавливает  правила проведения банковских  операций;

 

    - осуществляет  обслуживание счетов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

 

    - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

 

    - принимает  решение о государственной регистрации  кредитных организаций, выдает  кредитным организациям лицензии  на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

 

    - осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций и банковских групп;

 

    -  регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  организациями в соответствии  с федеральными законами;

 

    - осуществляет  самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

 

    - организует  и осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

 

    - определяет  порядок осуществления расчетов  с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими  лицами;

 

    - устанавливает  правила бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

 

    - устанавливает  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению  к рублю;

 

    - принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса Российской  Федерации и организует составление  платежного баланса Российской  Федерации;

 

    - устанавливает  порядок и условия осуществления  валютными биржами деятельности  по организации проведения операций  по покупке и продаже иностранной  валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений, валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");

 

    - проводит  анализ и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам, прежде  всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

 

    -  осуществляет  иные функции в соответствии с федеральными законами [17].

Правовой статус Центрального Банка:

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами [17].

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом  правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который  проявляется, прежде всего, в том, что  Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал  и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [12].

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

 

 

    1. Экономические механизмы воздействия ЦБ на экономику страны

 

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского  регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Центральный банк РФ создает  свои ресурсы двумя методами. Первый состоит в том, что деньги из забалансовых хранилищ учреждений ЦБ РФ приходуются на баланс, то есть перемещаются в их оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков или счетах других клиентов Центрального банка. Эти остатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системой Центрального банка. При этом методе речь идет о налично-денежной, то есть банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет тогда, когда Центральный банк увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, то есть на депозитах. При этом следует говорить о депозитной эмиссии.

Депозитная эмиссия  предшествует банкнотной, так как  учреждение Центрального банка не может выдать деньги из оборотной кассы коммерческому банку или другому своему клиенту, если у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичных денег.

Таким образом, эмитируемые  Центральным банком деньги — создаваемые им ресурсы — в обоих случаях носят кредитный характер, их же обеспечением служат обязательства коммерческих банков и Правительства, а также золото и иностранная валюта.

Опираясь на коммерческие банки и другие структуры финансового  рынка, не вмешиваясь в их оперативную деятельность, Центральный банк выполняет свои многообразные функции [6].

Агрегаты денежной массы:

Для управления денежным обращением ЦБ РФ публикует и использует в процессе денежного регулирования различные показатели — денежные агрегаты, принятые в международной практике.

Агрегаты денежной массы - (англ. monetary aggregates) - показатели объема и структуры денежной массы, виды денег и денежных средств, сгруппированных по степени ликвидности и ранжируемых по мере ее уменьшения.

Унифицированной систем денежного агрегатирования не существует, и в зависимости от особенностей национальных систем бухгалтерского учета  для определения состояния денежной массы используется разное число агрегатов денежной массы.

Однако имеются общие  особенности распределения средств  по следующим денежным агрегатам: МО; М1; М2; МЗ; М4.

Агрегат МО охватывает банкноты и монеты в обращении, кассовую наличность банков в центральном банке. Общая особенность для большинства стран при оценке МО: показатели, входящие в его состав, представляют собой денежную базу экономики и, как правило, непосредственно контролируются правительством. МО отражает роль, которую играет центральный банк в эмиссии денежных знаков и в создании кредитных ресурсов банковской системы. Он менее других агрегатов денежной массы подвержен влиянию банковских рисков, так как его структура не содержит процентных активов.

M1 состоит из МО и наличных денег в кредитных учреждениях, вкладов до востребования, средств на текущих счетах в коммерческих банках (то есть бессрочных вкладов). Он отражает функцию денег как средства платежа и является достаточно узким показателем денежной массы.

М2 (в России) – это объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств нефинансовых предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, населения на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в т.ч. счетах для расчетов с использованием пластиковых карт) (то есть М1) и срочных счетах, открытых в кредитных организациях в валюте Российской Федерации.

МЗ представляет собой М2 и все прочие сберегательные и срочные депозиты в кредитных учреждениях и облигации государственных займов.

М4 состоит из МЗ и акций, облигаций, депозитных сертификатов коммерческих банков, векселей физических и юридических лиц.

С апреля 1996 в официальных  публикациях Центрального банка  РФ, Минфина России и Госкомстата  России стали использоваться, по договоренности с Международным валютным фондом (МВФ), денежные показатели, соотвующие международным стандартам денежной и банковской статистики, - агрегаты «Деньги», «Квазиденьги» и «Широкие деньги». Согласно методологии МВФ каждая страна при расчете М1 должна учитывать наличную денежную массу и все виды чековых вкладов. Для анализа структуры денежной массы иногда выделяют «наиболее сильные деньги» - обязательства центрального банка по отношению к частному сектору, отражаемые в балансе, то есть денежную базу.

М3 (широкая денежная масса) — включает М2 и переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, а также ценные бумаги (кроме акций) в иностранной валюте небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Информация о работе Банки и банковская система