Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития банковской системы России.
Задачи:
-рассмотреть сущность и структуру банковской системы;
- основные функции банковской системы;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 6
1 Основы банковской системы 6
2 Особенности функционирования банковской системы на современном этапе и ее роль в развитии экономики 16
Заключение 30
Глоссарий 32
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

шорохова.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

-) инновационные. Эти банки стремятся  вкладывать существенную долю  своих средств в кредитование  тех новых производств, которые имеют хорошие шансы на быстрое развитие и повышенный уровень доход¬ности (Инкомбанк, Инновационный банк экономиче¬ского сотрудничества и др.);

-) торговые. Они созданы, как  правило, крупными торговыми фирмами  и специализируются на их обслуживании (Европейский торговый банк, Внешторгбанк и др.);

-) залоговые. Эти банки ведут  операции по креди¬тованию под  залог, то есть под имущество  заемщи¬ка, которое передается  им в распоряжение как гарантия  возврата кредита (РЭМ-банк и  др.);

-) конверсионные. Их целью  является поддержка тех проектов конверсии военных заводов в граждан¬ские, которые сулят высокую доходность (Конверсбанк и др.);

-) трастовые. Такого рода банки  зарабатывают деньги на оказании  услуг клиентам по управлению  их свободными денежными средствами  (Мострастбанк и др.).

И это еще не все разновидности  банков, которые уже существуют в  России, хотя система коммерче¬ских  частных банков реально развивается  только с начала 90-х годов.

1.2 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.03.08 № 20-ФЗ), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п.

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых  относятся следующие:

- двухуровневая структура;

- осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком;

- универсальность деловых банков;

- коммерческая направленность деятельности банков. Принцип двухуровневой структуры построения банковской системы России реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др. 

Принцип осуществления банковского  регулирования и надзора центральным  банком находит свое отражение в  том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов. [12; 356]

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

Универсальный статус банков позволяет  снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый "конфликт интересов" между ним и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста. [7; 37]

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в  том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в  РФ является получение прибыли. В  РФ Закон "О банках и банковской деятельности" допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные  организации, филиалы и представительства  иностранных банков.  

Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое  лицо, которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону "О банках и банковской деятельности" в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.

Таким образом, в настоящее время в РФ существуют две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскими.

2 Особенности функционирования банковской системы на современном этапе и ее роль в развитии экономики

2.1 Особенности денежно-кредитной  политики Банка России

Денежно-кредитная  политика — совокупность мероприятий  в области денежного обращения  и кредита, направленных на регулирование  экономического роста, сдерживание  инфляции, обеспечение занятости  и выравнивания платежного баланса.

На  современном этапе Центральный  банк России дал свое определение  денежно-кредитной политики: Денежно-кредитная  политика, формируемая в условиях двухуровневой банковской системы, представляет собой совокупность целей  и действий по защите национальной денежной единицы, которые ставит перед собой и проводит центральный банк, используя специальные инструменты воздействия на политику коммерческих банков.

Характер  и особенности денежно-кредитной  политики Банка России зависят от конкретной ситуации в экономике, от состояния финансов и денежного обращения в стране.  Особенностью России является резкое изменение принципов и условий осуществления денежно-кредитной политики в результате кризиса августа 1998 г. В этом смысле использование одних и тех же эконометрических уравнений для двух периодов — до и после кризиса — некорректно. Поэтому временной интервал исследования ограничим посткризисным периодом.

Перестройка централизованной экономики в рыночную потребовала не реорганизации существовавшей банковской системы, а фактически создания новой. Вплоть до недавнего времени, основными инструментами денежно-кредитного регулирования выступали, с одной стороны, интервенции Центрального банка на валютном рынке, а с другой, стерилизационные мероприятия денежных властей. Ситуация при этом осложнялась тем, что последнюю функцию с разной интенсивностью в разное время выполняли Банк России и бюджет.  Анализ динамики денежной базы показывает, что изменения последней  отличались неравномерностью. Для повышения эффективности денежно-кредитной политики Банку России необходимо расширять набор инструментов и увеличивать роль процентных ставок.

Еще одной особенностью российской ситуации является тот факт, что в дополнение к двум основным целевым показателям — инфляции и ВВП, Центральный банк России при проведении своей политики принимает в расчет поведение обменного курса. Как следует из полученных зависимостей, динамика курса рубля является одной из целевых переменных в правиле денежной политики и, более того, выступает определяющим фактором в уравнении, описывающем поведение Банка России на валютном рынке.

Такая ситуация характерна для стран с  высоким уровнем открытости экономики (т.е. ориентированных на экспорт  и имеющих значительную долю импортной  составляющей в потреблении). К их числу может быть отнесена и Россия. Не случайно, параллельно с основной задачей поддержания низкого уровня инфляции перед Центральным банком России неизменно стоит задача регулирования динамики обменного курса.

В последние годы удается сохранить положительную динамику развития экономических отношений. Но в большинстве своем, благоприятные условия складываются лишь из-за сохранения высоких цен на сырьевых рынках. Общеизвестно, что развитость экономики определяется развитостью денежно-кредитных отношений в ней. Поэтому в настоящее время трансформация денежно-кредитных отношений является весьма актуальной.

Центральный банк России (Банк России) — крупнейший финансовый центр, который  через систему экономических  рычагов воздействует на различные сектора экономики. Основной функцией Банка России является проведение общенациональной денежно-кредитной политики (распределение денежных ресурсов и формирование влияния на денежный рынок). Центральный банк не ведет операции с деловыми фирмами или населением. Его 

клиентура — коммерческие банки  и другие кредитные учреждения, а  также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные  услуги.

Банк России определяет общую денежно-кредитную  политику страны и от эффективности  его функционирования зависит эффективность финансово-кредитной системы в целом. Проведение денежно-кредитной политики невозможно без стабильно функционирующих финансовых рынков, основным действующим звеном которых является кредитная система. Поэтому необходимо рассматривать денежно-кредитную политику Банка России в неразрывной связи с целями развития всей банковской системы страны.

Банк России - это орган государственного денежно-кредитного регулирования  экономики, обладающий правом монопольной  эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных организаций и хранения золотовалютных резервов.

В настоящее время деятельность Центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом  от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода реформирования в России. С тех пор накоплен определенный опыт работы Банка России (как позитивный, так и негативный).

 В намерении нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.

В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля. Это очень важная функция, т.к длительная устойчивость рубля (как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой.

В обязанности Банка России по законодательству входит необходимость обеспечения  устойчивости рубля за счет:

-  взаимодействия с Правительством  Российской Федерации при разработке  и проведении единой государственной  денежно-кредитной политики;

-  монополии на эмиссию наличных  денег и организацию их обращения;

- выполнения роли кредитора  последней инстанции для кредитных  коммерческих банков и организации  системы их рефинансирования;

- установления правил осуществления  расчетов в стране;

-  установления правил проведения  банковских операций, бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы;

-  обслуживания счетов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

- осуществления эффективного управления  золотовалютными резервами;

- проведения государственной регистрации  кредитных организаций, выдачи, приостановления  и отзыва лицензии кредитных  организаций;

- осуществления надзора над  деятельностью кредитных организаций  и банковских групп;

-  регистрации эмиссии ценных  бумаг кредитных организаций;

-  осуществления самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации всех видов  банковских операций и иных  сделок, необходимых для выполнения  функций Банка России;

-  организации и осуществления  валютного регулирования и валютного. контроля;

Информация о работе Банковская система России