Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития банковской системы России.
Задачи:
-рассмотреть сущность и структуру банковской системы;
- основные функции банковской системы;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 6
1 Основы банковской системы 6
2 Особенности функционирования банковской системы на современном этапе и ее роль в развитии экономики 16
Заключение 30
Глоссарий 32
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

шорохова.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

-  определения порядка осуществления  расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а  также юридическими и физическими  лицами;

-  установления правил бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

-  установления и публикации  официальных курсов иностранных  валют по отношению к рублю;

-  участия в разработке прогноза  и организации составления платежного  баланса Российской Федерации;

-  установления порядка и  условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешений на организацию купли-продажи иностранной валюты;

-   проведения анализа и  прогнозирования состояния экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикации соответствующих материалов и статистических данных;

-  осуществления иных функций  в соответствии с федеральными  законами.

Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти. Детальный перечень обязанностей Банка России не противоречит международной практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк России прежде всего осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование экономики.

Успешное выполнение всех функций  Центрального банка России — необходимое  условие эффективного развития рыночной экономики Российской  Федерации

Выполнение Банком России его основных функций предполагает необходимость контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций, являясь, практически, единственным надзорным органом в стране.

Передача надзорных функций  от Банка России другим органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития отечественных финансовых рынков она может быть в известной мере осуществлена и в нашей стране.

Еще одной особенностью деятельности Банка России является превалирование в денежно-кредитном регулировании таких инструментов, как агрегат денежной массы М2 и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики.

Система рефинансирования Банком России кредитных организаций имеет  свою специфику. В мировой практике широко распространено рефинансирование в форме учета (покупки) векселей у коммерческих банков. Процесс рефинансирования коммерческих банков в России был запущен в 1992 году. В тот период векселя еще не играли заметной роли, и Банк России начал выдавать кредиты на рыночных условиях уполномоченным коммерческим банкам на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики.

Курс Банка России на развитие рыночных механизмов экономического регулирования  отразился затем в организации (с февраля 1994 г.) кредитных аукционов, с введением которых ограничивалось административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка. В 1996 году был введен еще один инструмент рефинансирования банков — ломбардное кредитование.

Ставка рефинансирования — это  одна из важнейших процентных ставок, которую Банк России использует при  предоставлении кредитов банкам. Она  является наиболее наглядным показателем  процентной политики Банка России.

В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» усиливается роль и ответственность Банка России за проведение единой государственной денежно-кредитной политики. В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

Среди особенностей деятельности Банка  России следует выделить также то, что его уставный капитал и  иное имущество являются 100 %-ной  федеральной собственностью.

Центральный банк разрабатывает денежно-кредитную  политику, прежде всего потому, что она позволяет регулировать, управлять, рационально организовывать отношения между финансовыми посредниками и реальной экономикой по поводу возвратного движения денежных средств, так как именно кредитные отношения в современных условиях превалируют над чисто денежными (в развитой рыночной экономике практически отсутствуют налично-денежные расчеты).

Формирование денежно-кредитной  политики в переходной экономике  России обусловлено взаимодействием  двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.

Особенности экономической политики государства в переходный период связаны с тем, что еще не сформирована устойчивая экономическая система, обладающая свойством саморегуляции  и саморазвития. В современной  смешанной экономике государственное регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы.

Влияние второй группы факторов на денежно-кредитную  политику связано с исходными  социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется переход к новой экономической системе. Переходные процессы в экономике России сопровождаются спадом производства, безработицей, разрывом хозяйственных связей. Экономическая дестабилизация проявляется в дисбалансе совокупного спроса и предложения, инфляции, значительном дефиците государственного бюджета.

В качестве основных целей  денежно-кредитной  политики выделяют борьбу с безработицей, с инфляцией. Безработица — следствие  спада производства, обусловленного недостаточным совокупным спросом, важнейшим компонентом которого является инвестиционный спрос. Поэтому наряду с мероприятиями бюджетно-налогового регулирования денежно-кредитная политика предполагает стимулирование инвестиций через поддержание относительно невысокой процентной ставки. В этих условиях

Центральный банк в качестве промежуточной  цели выдвигает рост предложения  денег в экономике. Для ее реализации Центральный банк, используя основные инструменты, снижает норму обязательных резервов и учетную ставку, активно, на льготных условиях покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и частных лиц. Коммерческие банки, получив дополнительные ресурсы, предлагают их на рынке в качестве кредитов.

Таким образом, снижение процентной ставки создает благоприятные условия для инвестиций, а расширение производства приведет к сокращению безработицы. Эта денежно-кредитная политика получила название политики дешевых денег. Борьба с инфляцией требует проведения политики дорогих денег, в основе которой лежит сжатие денежной массы. Для этого Центральный банк повышает резервные требования и учетную ставку, в ходе операций на открытом рынке продает государственные ценные бумаги. Сокращение предложения денег вызывает рост процентной ставки и соответственно удорожание финансовых ресурсов. В целом политика дорогих денег направлена на ограничение кредитования новых проектов, снижение инвестиционной активности и темпов роста производства.

В условиях высокой экономической  конъюнктуры избыток совокупного  спроса повышает цены. Следовательно, при прочих равных условиях мероприятия денежно-кредитной политики должны снизить деловую активность, сократить производственную деятельность, что будет способствовать падению темпов роста инфляции.

Денежно-кредитная политика является элементом экономической политики государства, наряду с бюджетно-налоговой, структурной, внешнеэкономической и др. Конечные макроэкономические цели денежно-кредитной политики совпадают с прикладными целями экономической политики.

Роль денежно-кредитной политики Банка России заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса и повышении его эффективности, а также совершенствование платежного оборота и обеспечении всех секторов экономики необходимыми и достаточными доступными кредитными ресурсами.

На макроэкономическом уровне следует  выделить важное значение денежно-кредитной  политики в процессе формирования, распределения и перераспределения национального дохода, в организации и планирования денежного оборота; на микроэкономическом уровне — в обеспечении стабильности и надежности каждой финансово-кредитной организации, их рентабельности и ликвидности, адекватности деятельности потребностям клиентов.

2.2  Роль банковской системы  в развитии экономики

 

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют  хозяйство, выступая посредниками в  перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Сводные статистические материалы по 30 крупнейшим банкам Российской Федерации

   Коммерческие банки наладили  достаточно развитые  стабильные  партнерские  отношения  с государственными, кооперативными и общественными организациями. Налаживаются контакты с  арендаторами,  фермерами,  гражданами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью.    Именно в этой сфере должно принадлежать приоритетное  право малым банкам,  которых среди коммерческих сейчас большинство.

   В области кредитования  практически  не существует  ограничений  в  использовании   заемных средств.  Это - предоставление  ссуд на инновационные мероприятия,  создание производственного потенциала, то есть сооружение и реконструкция предприятий,  цехов, внедрение передовой техники и технологий,  организация выпуска всевозможных товаров и изделий.  С помощью банковского кредита могут быть успешно проведены приватизация и  разгосударствление  собственности,  операции  с ценными бумагами.

Коммерческие банки вправе  финансировать  затраты, связанные с инвестированием,  покупать и продавать иностранную  валюту,  выдавать гарантии,  оказывать  консультативные, экспертные услуги, заниматься лизинговыми и факторинговыми операциями. Международные   валютные   операции,   конвертация  валютных ресурсов,  кассовое обслуживание и  сберегательное дело - функция коммерческих банков.    Аккумуляция банками свободных денежных  средств и  вложение  их  в  дело  в самых различных формах обычно приносит высокие  доходы  не  только  самим банкам, но и их клиентам.

Центральный банк фактически выполняет  часть государственных функций  по регулированию эконо¬мики. Центральный  банк регулируют кредит¬ную эмиссию. С помощью этого механизма центральный банк страны получает воз¬можность регулировать количество денег, которое предлагается через кредитные организации на рынок капитала. А это позволяет очень существенно влиять на всю экономическую жизнь страны, и прежде всего на уровень инфляции.

Перед  Правительством Российской Федерации и Банком России стоит  задача снижения инфляции, что соответствует  основным параметрам сценарных условий  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года.

 Для текущей оценки адекватности  проводимой денежно-кредитной политики  поставленной цели по общему  уровню инфляции Банк России  использует показатель базовой  инфляции, который в большей степени  характеризует результаты воздействия  монетарных факторов на инфляционные процессы в экономике. Базовая инфляция представляет собой субиндекс, рассчитанный на основе набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен, за исключением товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также подвержены воздействию неустойчивых, в том числе и сезонных, факторов. Таким образом, базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, которая связана с валютным курсом, денежной политикой и инфляционными ожиданиями.

Динамика регулируемых цен и  тарифов также учитывается Банком России при оценке общего спроса на деньги. При этом оценки будут ориентироваться  на планы Правительства Российской Федерации по повышению регулируемых цен. В связи с этим максимально точное соблюдение цели по уровню инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) будет зависеть от согласованных действий Банка России и Правительства Российской Федерации по управлению инфляционными процессами в стране.

 Базовая инфляция более тесно  связана с количественными индикаторами  денежно-кредитной политики. Реализация  конечной цели денежно-кредитной  политики по снижению инфляции, измеряемой по индексу потребительских  цен, до запланированного уровня  в течение ряда лет осуществлялась Банком России через установление в качестве промежуточной цели диапазона темпов прироста денежного агрегата М2. По мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен снизилась. В настоящее время лаги между изменением денежного агрегата М2 и динамикой потребительских цен существенно увеличились. При этом статистическая взаимосвязь наиболее значима в том случае, когда используется показатель базовой инфляции. Аналогичная зависимость сложилась между показателями базовой инфляции и денежной базы.

 

     Причина ослабления  статистической зависимости между  темпами роста денежной массы  и индексом потребительских цен  заключается в том, что, несмотря на явную тенденцию к снижению скорости обращения денег, ее количественные параметры не являются точно предсказуемыми.     Скорость обращения денег зависит от целого ряда факторов, состав и степень влияния которых в настоящее время подвержены значительным и зачастую трудно прогнозируемым изменениям.

Информация о работе Банковская система России