Банкротство: стратегия и тактика выживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы явилась раскрытие аспектов банкротства предприятий и обзор российского законодательства о банкротстве. Особое внимание уделено управлению персоналом в условиях кризиса и банкротства предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
 Определить сущность понятия банкротства, его виды и причины.
 Проанализировать основные стадии банкротства и пути выхода из кризисного состояния.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ БАНКРОТСТВА 6
2. СТАДИИ БАНКРОТСТВА И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА 10
2.1 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 10
2.2 ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ 15
3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ 19
3.1 ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ 19
3.2 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 22
3.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ПЕРСОНАЛА 26
3.4 АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34

Файлы: 1 файл

Банкротство стратегия и тактика выживания.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

3.1 Проблема управления персоналом в условиях кризисной ситуации

Повышение уровня конкурентоспособности  организации, в том числе и  в условиях кризиса в решающей степени определяется качеством  имеющегося персонала: его квалификацией, потенциалом, степенью сплоченности, лояльностью  к организации и мотивацией к высокопроизводительному труду. Разумеется, качества отдельных руководителей играют немаловажную роль для эффективной деятельности предприятия, однако его стабильность и степень «выживаемости» зависят, прежде всего, от качеств «среднего» персонала, которые в свою очередь, определяются существующей системой управления трудом.8

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность  организации  определяется тем, насколько  мобильно она реагирует на любое  изменение внешней по отношению  к ней среды, насколько чутко улавливает изменения потребностей рынка, насколько она готова к постоянным изменениям.

В этих условиях требуется  принципиально новый тип работника: высококвалифицированный, инициативный, склонный к инновациям, готовый самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, привязывающий свои личные цели к целям организации, в  которой работает,  ориентированный на долгосрочное сотрудничество.

Как правило, одной из базисных причин кризисного состояния отечественных предприятий, наряду с микро- и макроэкономическими причинами является несоответствие принципов и методов управления персоналом современным условиям рыночной экономики.

У руководителей предприятия  слишком сильны стереотипы административной системы управления, для которой персонал является ресурсом вспомогательным, а каждый работник рассматривался лишь как легко заменимый «винтик» механизма.

Правильное использование  сотрудников организации, в соответствии с их способностями, является одной из главных причин ее успешной работы.

И, наоборот, незнание способностей людей, а, следовательно, и их  потенциальных  рабочих возможностей, расстановка  людей в нарушение личностных интересов, в несоответствии со способностями  является одной из возможных причин кризиса организации. Как показывает практика, отечественное предприятие, находящееся в системном кризисе, чаще всего сталкивается не только с проблемами технологического или финансового характера, но и с такими «кризисогенными» проблемами в сфере управления персоналом, как:

  • чрезмерная жесткость и иерархичность организационных структур;
  • монополизация информации, полномочий и ответственности в рамках руководства предприятия;
  • отсутствие четкого, рационального распределения функций между подразделениями, дублирование работ;
  • отсутствие общих для всего персонала традиций и норм поведения;
  • низкая трудовая дисциплина;
  • избыточная численность персонала, несоответствие его квалификационной структуры потребностям предприятия;
  • низкая производительность и т.п.

 

Все вышеуказанные явления  обусловлены в первую очередь  недостатками существующей на предприятии  системы управления трудом. Таким  образом, совершенствование системы  управления персоналом является одним  из направлений антикризисной стратегии предприятия, что должно быть отражено  в антикризисной программе.

Эта программа должна предусматривать переориентацию на принципиально новые цели и методы работы с персоналом.

К ним относятся:

  • ориентация на наиболее полное использование имеющегося на предприятии  кадрового потенциала;
  • уменьшение иерархических уровней управления, упрощение организационных структур за счет децентрализации полномочий и ответственности в масштабах предприятия;
  • разработка объективных критериев оценки результативности деятельности работников;
  • совершенствование стимулирования работников, переход к предельно гибким системам оплаты труда, ориентирующим работника на эффективный труд не только на его рабочем месте, но и на достижение конечных целей деятельности предприятия в целом;
  • создание эффективной системы совершенствования кадрового потенциала предприятия на основе программ развития персонала;
  • выработка корпоративной культуры предприятия, обеспечивающей высокие социально-экономические показатели.

 

Нужно отметить, что согласно концепции  организационной культуры, принятой в современном менеджменте, организация рассматривается как живой организм, способный за счет собственных ресурсов к постоянному обновлению.

Адаптация к изменениям внешней среды расценивается  в настоящее время как норма деятельности предприятия в рыночной экономике. Успех этой адаптации определяется тем, насколько работники интегрированы  в систему ценностей предприятия, насколько они готовы к постоянным новациям, существует ли на предприятии единая организационная культура, или каждая социальная группа живет по своим собственным правилам.9

Состояние корпоративной  культуры предприятия является результирующей деятельности по управлению имеющимися человеческими ресурсами и, одновременно, индикатором соответствия или  несоответствия принципов и методов системы управления персоналом реалиями среды деятельности предприятия.

Новые методы управления человеческими ресурсами, ориентированные  на быстрые технологические изменения  и инновационность превращаются в важные компоненты стратегии управления. А сами работники начинают рассматриваться как ключевые ресурсы предприятия.

Подчеркивая важность проблемы совершенствования системы управления персоналом, отмечаю, что без радикального изменения приоритетов в пользу работы с персоналом, без отказа от старых методов и принципов управления предприятие сохраняет слабые адаптационные возможности, неспособность к инноватике, что, в свою очередь, приведет его к последующим кризисам.

3.2 Особенности проведения антикризисных мероприятий в области управления персоналом

 

При реализации  антикризисных  программ необходимо иметь в виду, что сфера трудовых отношений  относится к наиболее консервативным в системе управления предприятием. Внедрение новых технологий и  освоение новых видов продукции требуют от персонала гораздо меньше интеллектуальных  затрат и сопровождаются меньшим эмоциональным всплеском, чем любые изменения в области управления персоналом, которые практически всеми категориями работников будут восприниматься  как угроза устоявшимся традициям.

Как правило, в процессе внедрения  новаций в область управления трудом достаточно сложно прогнозировать источники в силу сопротивления  со стороны тех или иных социальных групп.

Мешает и консервативность нормативной  правовой базы, регламентирующей сферу трудовых отношений, которая позволяет работникам в известных условиях саботировать выполнение тех или иных мероприятий антикризисной программы. В связи с вышеизложенным, технология внедрения новаций в области управления персоналом своим обязательным компонентом должна иметь меры предотвращения коллективных протестов.

Для подготовки антикризисной программы необходимо провести диагностику состояния системы управления персоналом.

С учетом ее результатов необходимо  определить, какого рода руководство необходимо для планирования и реализации предполагаемых изменений.

С целью обеспечения успеха в  своей управленческой деятельности антикризисный управляющий  должен разработать методы  и стадии принятия управленческих решений  и четко им следовать (табл. 1, табл. 2)

Таблица 110

Стадии  принятия  управленческих решений

 

Уяснение проблемы

Сбор информации

Анализ полученной информации

Выяснение  актуальности

Определение условий, при  которых

проблема может быть решена

 

Составление плана решения  проблемы

Разработка альтернативных вариантов решения

Сопоставление альтернативных вариантов по социальным последствиям

Оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности 

Составление программ решения

Разработка и составления  детального плана решения

Выполнение решения

Доведение решений до конкретных исполнителей

Разработка мер поощрений  и наказаний

Контроль  за  выполнением  решений


 

Таблица 211

Методы принятия управленческих решений

Декомпозиция

Представление сложной  проблемы

как совокупность простых  вопросов

 

 

Диагностика

Поиск в проблеме наиболее важных

деталей, которые решаются в

первую очередь.

Используется при ограниченных ресурсах

Экспертные оценки

Формируются какие-либо идеи,               которые рассматриваются,

оцениваются, сравниваются

 

 

Метод Дельфи

Экспертам, которые не знают друг друга, задаются вопросы, связанные с решением проблемы. Мнение меньшинства экспертов доводится  до мнения большинства. Последние обязаны  либо согласиться с этим решением  либо опровергнуть его.

Если  большая часть  экспертов несогласная, то

их аргументы передаются меньшинству и анализируются. Данный процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению. Этот метод используется для  достижения эффективности.

Метод неспециалиста

Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях

Линейное программирование

Решаются методом  математических расчетов, моделирования  и программирования

Используются крайне редко

Имитационное моделирование

Метод теории вероятности

Метод теории игр

Задачи решаются в  условиях полной неопределенности

Метод аналогий

Поиск возможных решений  проблем на основе заимствования  из других объектов управления


 

Для разработки планов антикризисных  мероприятий обычно создается специальная управленческая команда, способная делать квалифицированные прогнозы развития ситуации, оперативно собирать и обрабатывать информацию, эффективно пополнять и своевременно вносить корректировки в план антикризисных мероприятий.   

Обязательным элементом плана антикризисных мероприятий в области управления персоналом должны стать привлечение персонала, профсоюзных и общественных организаций к разработке и реализации данных мероприятий.    

Необходимо провести обсуждение этой части программы на общем собрании или конференции трудового коллектива. У работников должно быть сформировано положительное отношение к происходящему реформированию на основе понимания необходимости и неизбежности изменений и осознания того обстоятельства, что их личная судьба  зависит от того, сможет ли выжить их предприятие» Мы все в одной лодке»- должно стать девизом данной компании.

Параллельно необходимо формировать  имидж антикризисного управляющего как социально-ответственного лидера, развернуть сеть эффективных коммуникаций между антикризисным управляющим и трудовым коллективом.

Одним из этапов разработки плана  мероприятий реформирования в области  управления персоналом является определение  очередности мероприятий с учетом взаимозависимости и взаимосвязи  элементов системы управления персоналом. Периодически проводимый анализ настроений персонала позволит своевременно скорректировать эту очередность с учетом адаптированных возможностей трудового коллектива.

Каждый этап внедрения программы  реформирования  должна предварять превентивная работа с персоналом. Полезны также периодические консультации с руководителями низового звена, поскольку эта категория в условиях  российских предприятий показала себя как самая консервативная в социально-экономическом отношении.

После проведения каждого этапа антикризисной программы необходимо информировать персонал о достигнутых результатах, создавать атмосферу успешного продвижения к цели, его соучастия в общей работе, ориентировать работников на решении задач следующего этапа.  

Планирование мероприятий должно проводиться таким образом, чтобы перед работниками были поставлены цели, достижение которых возможно за достаточно короткий период, результаты достижения  которых, были бы «видимы» для персонала. Это необходимо для формирования у сотрудников уверенности в конечном успехе программы реорганизаций. 

Продолжительность проведения антикризисных  преобразований в системе управления персоналом зависит от целого ряда факторов. К ним  можно отнести  глубину необходимых изменений, степень профессиональной, психологической, технической готовности к ним персонала, уровень организации проведения мероприятий и т. д. Важно понимать, что начатые преобразования являются лишь первым шагом на пути становления управления персоналом, адекватной реалиям рыночной экономики.

Создание подлинно эффективной  системы управления трудом на предприятии  процесс длительный, требующий постоянных усилий и неослабного внимания со стороны администрации на основе создания высококвалифицированных  служб управления персоналом и обеспечения их высокого статуса в структуре управления предприятием. Необходимо изменение приоритетов управления в сторону человеческих ресурсов, которые в настоящее время считаются главным достоянием предприятия, основным фактором его стабильности и эффективности.

3.3 Совершенствование состава и структуры персонала

Составной частью любой  антикризисной программы является совершенствование структуры персонала  в целях обеспечения ее соответствия текущим и стратегическим потребностям организации, а также совершенствование состава персонала: оптимизация численности, достижение высокой квалификации и «поливалентности» большинства работников.

Информация о работе Банкротство: стратегия и тактика выживания