Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа
В принятых Правительством Российской Федерации постановлениях и программах по дальнейшему развитию рыночных отношений особое место отводится демонополизации экономики. Решение этой проблемы связывается с созданием условий для конкуренции и реструктуризации отраслей народного хозяйства.
Целью курсовой работы является исследование входных барьеров в отрасли, а также анализ стратегий их экономического регулирования с учетом государственных и корпоративных интересов.
Введение
В принятых Правительством
Российской Федерации постановлениях
и программах по дальнейшему развитию
рыночных отношений особое место
отводится демонополизации
В этой связи особую актуальность приобретает задача продуманного регулирования барьеров входа на рынок, представляющих собой различного рода препятствия для свободного перемещения товаров и капиталов. Причем регулирование заключается не только в снижении и устранении барьеров, но и (в необходимых случаях) их повышении, что защищает отдельные отечественные рынки от вторжения конкурентов.
Помимо государства, являющегося
главным субъектом
Целью курсовой работы является исследование входных барьеров в отрасли, а также анализ стратегий их экономического регулирования с учетом государственных и корпоративных интересов.
Постановка данной цели обусловила
необходимость решения
выделить ключевые характеристики понятия "входные барьеры на рынок" и обобщить направления их влияния на конкуренцию в условиях различных теоретических моделей рынка.
Основные типы барьеров для вхождения на рынки:
1) |
Исключительные права, льготы
или иные привилегии, предоставленные
региону или отдельной компании
органами власти и управления, в
т.ч. связанные с различного рода
программами социально- |
2) |
Закрепленные в законах льготы компаниям (например, льготы, предоставленные совместным предприятиям на территории России в части освобождения от уплаты экспортно-импортных пошлин); |
Решения органов власти и управления относительно ограничений ввоза или вывоза товара за пределы области, края как прямого, так и косвенного характера (например: требования санитарного контроля и т.п.); | |
3) |
Необходимость получения
согласия государственных органов
на занятие определенными видами
деятельности и временной интервал,
необходимый для получения |
4) |
Патенты и авторские права (выдаются как правило на определенный срок и обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное количество лет). |
5) |
Технологические секреты. |
6) |
Собственность на все предложение какого-либо невоспроизводимого ресурса. |
7) |
Эксклюзивные долгосрочные соглашения с поставщиками сырья и материалов, приводящие к тому, что вновь входящие в рынок хозяйствующие субъекты не смогут их покупать. |
8) |
Возможность потребителей отказаться от услуг традиционного поставщика и переориентироваться на товары других компаний (например, разные виды облицовочного кирпича могут быть взаимозаменяемыми в начале строительства, однако, когда дом уже построен замена выпавших кирпичей может производиться только теми, которые были использованы в начале строительства. Переход от одного вида облицовочных кирпичей к другому потребовал бы больших затрат. |
Барьеры устанавливаемые на пути международной торговли.
К импортным барьерам относятся:
|
Существуют факторы, которые могут повысить барьеры вхождения в рынок, а именно:
1 |
наличие жесткой вертикальной интеграции, |
2 |
необходимость развитой дистрибъютерской системы, |
3 |
передовая технология, |
4 |
зарекомендовавшие себя фирменные наименования, |
5 |
технологические и финансовые ресурсы и др. |
К барьерам можно отнести и длительность временного интервала, т.е. периода времени, требуемого для организации производства рассматриваемого товара.
Основные виды расходов на вхождение в рынок:
1 |
Затраты на реализацию отдельных
положений правительственных |
2 |
Расходы на производство и продажу соответствующего товара (финансовые и материальные затраты, которые могут понести хозяйствующие субъекты, пытающиеся войти на рассматриваемый рынок, связанные в частности с приобретением необходимого оборудования или переналадки действующего, арендой или приобретением зданий, сооружений, транспортные расходы на реализацию, условия кредитования и т.п.). |
3 |
Расходы на переключение потенциальных покупателей от покупок у действующего на данном рынке хозяйствующего субъекта, к покупкам у хозяйствующего субъекта, входящего на рынок (например: рекламные расходы). |
4 |
Расходы на преодоление важности "репутации" для высококачественных товаров. |
Основные принципы вхождения в отрасль
Ниже приводятся некоторые общие подходы к вхождению в отрасль, основанные на различных способах преодоления барьеров с меньшими издержками по сравнению с другими фирмами.
Снижение затрат на производство продукции:
поиск методов производства продукта
с меньшими издержками, чем у действующих
фирм. Возможные пути: 1) использование
кардинально новых
Выход на рынок с низкими ценами:
проникновение на рынок, жертвуя
доходом в краткосрочной
Вхождение фирмы путем внутреннего развития
Вхождение путем внутреннего развития означает создание новой хозяйственной единицы в отрасли, включая новые производственные мощности, систему сбыта, коммерческие отношения и т.д. Создание совместных предприятий означает, по существу, те же экономические проблемы, поскольку они также представляют собой новые хозяйственные единицы, связанные к тому же со сложными вопросами о долевом участии партнеров и фактическом контроле.
Первый существенный пункт анализа
состоит в том, что внутреннее
развитие нового бизнеса ставит фирму
непосредственно перед двумя
видами барьеров для вхождения -- структурными
барьерами и ожидаемой реакцией
основных фирм-резидентов. Новый участник
должен преодолеть структурные барьеры
и рисковать оказаться под
ударом противодействия старых фирм
отрасли. Издержки преодоления барьеров,
как правило, состоят из заблаговременных
инвестиций и стартовых убытков,
включаемых в инвестиционную базу нового
бизнеса. Риск противодействия участников
можно рассматривать как
Анализ решения о вхождении должен охватывать следующие издержки и выгоды:
инвестиционные затраты, включая инвестиции в основной и оборотный капитал;
дополнительные инвестиции, необходимые для преодоления других структурных барьеров, связанных, например, с распознаваемостью бренда и потентованными технологиями*;
ожидаемые издержки, связанные с противодействием основных фирм-резидентов, в сопоставлении с
ожидаемыми денежными потоками в результате участия в отрасли.
Многие примеры планирования капиталовложений
при принятии решений о вхождении
игнорируют один или несколько этих
факторов. Так, слишком часто финансовый
анализ основывается на отраслевых ценах,
преобладающих до вхождения, и учитывает
лишь явные инвестиции, такие как
стоимость строительства
Еще один часто игнорируемый фактор - влияние новой производственной мощности на равновесие спроса и предложения в отрасли. Если создаваемая новым конкурентом дополнительная мощность значительна, ее загрузка будет означать, что, по крайней мере, у некоторых других фирм образуется избыточная мощность. Высокий уровень постоянных издержек будет способствовать снижению цен или принятию других мер, направленных на загрузку мощностей. Эти меры будут предприниматься до тех пор, пока кто-либо не выйдет из бизнеса или пока избыток не будет ликвидирован за счет расширения отраслевого рынка или выбытия мощностей.
Еще чаще игнорируются последствия вероятной реакции действующих фирм. В зависимости от условий, рассматриваемых ниже, действующие фирмы будут реагировать на появление нового конкурента различным образом. Одна из распространенных реакций состоит в снижении цен, а это может означать, что отраслевые цены, принимаемые в расчет при предварительном анализе целесообразности вхождения в отрасль, должны быть ниже, чем цены, преобладавшие до вхождения. Более низкие цены часто сохраняются длительное время после появления нового конкурента, что наблюдалось, например, в мукомольной отрасли после вхождения в нее фирм Cargill и Archer-Daniels-Midland. Вхождение фирмы Georgia-Pacific также послужило причиной падения цен в отрасли по производству гипса.
Реакция действующих участников может также состоять в усиленной деятельности в сфере маркетинга, специальных мероприятиях по продвижению товаров, продлении сроков предоставления гарантий, облегчении условий кредита, улучшении качества продукции.
Еще одним возможным результатом
вхождения нового конкурента может
стать начало чрезмерного расширения
отраслевых производственных мощностей,
особенно если новый конкурент приходит
с более совершенным
Важно спрогнозировать масштабы и
вероятную продолжительность
Будут ли приняты ответные меры?
Фирмы-резиденты будут
Медленные темпы роста. Новый конкурент,
входящий в отрасль через внутреннее
развитие, всегда отнимает какую-то долю
рынка у действующих фирм. При
медленных темпах роста это явление
особенно нежелательно, так как может
привести к сокращению абсолютного
объема сбыта и вызвать энергичное
противодействие. Если рынок растет
быстрыми темпами, старые участники
могут сохранить высокие
Отрасль производит товары массового потребления или схожие виды продукции. В таких отраслях отсутствуют факторы лояльности к брендам или сегментации рынка, ограждающие старых участников от воздействий со стороны нового конкурента, и наоборот. В такой ситуации вхождение в отрасль воздействует на всю отрасль, и снижение цен становится наиболее вероятным.
Высокий уровень постоянных издержек.
При высоких постоянных издержках
появление на рынке дополнительной
производственной мощности и снижение
показателей использования
Высокий уровень концентрации. В
таких отраслях появление нового
конкурента особенно заметно и может
нанести значительный ущерб рыночной
позиции одного или более предприятий-