Безработица в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, определение сущности безработицы на примере современной России, в частности на примере современной Республики Саха (Якутия).
Задачи данной работы:

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 69.25 Кб (Скачать файл)

Введение

Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. В соответствии с периодами деловых циклов уровень безработицы в любой стране колеблется в широких пределах. Безработица возрастает во время спадов и уменьшается в периоды подъемов.

Актуальность работы вызвана  тем, что преодоление безработицы  – это одна из основных задач  государственной политики, а занятость  – это источник заработной платы, которая была и остается для многих основным источником доходов, а повышение дохода означает увеличение совокупного спроса, что повлечет за собой повышение национального дохода.

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, определение сущности безработицы на примере современной  России, в частности на примере  современной Республики Саха (Якутия).

Задачи данной работы:

1. Провести анализ теоретических  аспектов безработицы, рассмотреть состояние равновесия на рынке руда и возникновение безработицы;

2. Раскрыть сущность и  особенности безработицы на примере  России: выявить ее причины, виды  и их проявления, особенности  безработицы в России, изучить  возникающие социально-экономические  последствия безработицы.

  1. Сущность безработицы, причины.

1.1 Определения безработицы.

Проблема безработицы - одна из сложных. Она получила в литературе самые разнообразные трактовки. Например, такие:

Безработица - это часть  населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся  в поиске работы в течение определенного  по законодательству периода времени.

Безработица - социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей  силы не занята в производстве. Это  циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда  над спросом на него.

Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей  степени в данный момент, части  рабочего населения страны, способной  и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечения средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.

Для анализа проблем безработицы  необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным  обычно устанавливаются законом  или правительственными документами  и могут немного различаться  по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

  • трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости.
  • отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);
  • доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

1.2 Причины, виды безработицы.

В пособии Павленкова В.А. среди основных причин, которые вызывают безработицу, автор выделяет:

  1. структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
  2. экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
  3. политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
  4. сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
  5. изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы. [12; С.17]

В соответствии с причинами, современная экономика выделяет четыре вида безработицы:

1. Фрикционная безработица  - время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

2. Структурная безработица  - обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

3. Циклическая безработица  - вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

4. Сезонная безработица  - зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

1.3 Последствия и тенденции  безработицы.

Влияние безработицы на экономическую  и социальную жизнь общества противоречиво. В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие:

Во-первых, безработица выступает  как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала.

Во-вторых, безработица поднимает  дисциплину и эффективность труда  тех, кто пока занят в производстве.

В то же время безработица  порождает тяжелейшие отрицательные  социально-экономические последствия:

1. Незанятая рабочая  сила означает недоиспользование  экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся  следствием естественной и фактической  безработицы (и соответственно  занятости).

2. Безработица сковывает  требования профсоюзов о повышении  заработной платы, как бы срабатывает  в пользу требований союзов  предпринимателей.

3. При длительной безработице  работник теряет квалификацию, а  получение новой квалификации  и адаптация к новым условиям  часто протекают для него болезненно.

4. Безработица ведет к  прямому падению ранее достигнутого  уровня жизни. Пособия по безработице  всегда меньше заработной платы,  имеют временный характер. Рост  безработицы снижает покупательный  и инвестиционный спросы, сокращает  объемы сбережений у населения.

5. Сам факт безработицы  наносит человеку тяжелейшую  психологическую травму, сравнимую  с самыми неприятными обстоятельствами. Многие социологи связывают рост  преступности с ростом безработицы. 

Очень часто государством оцениваются лишь экономические  издержки данного явления. Экономические  издержки безработицы – это издержки, связанные с конкретными финансовыми потерями. Например, чем больше безработных, тем выше сумма пособия, выплачиваемая государством.

К основным экономическим  издержкам безработицы относятся:

  • обесценивание последствий обучения;
  • сокращение производства;
  • затраты на помощь безработным;
  • утрата квалификации;
  • снижение жизненного уровня;
  • недопроизводство национального дохода;
  • снижение налоговых поступлений.

Социальные издержки по сравнению  с издержками экономическими практически  не поддаются оценке. Но, несмотря на это, их последствия на много превышают  последствия первых.

Меры государственного регулирования  безработицы различают:

1. По уровню воздействия:

  • федеральные (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ);
  • региональные (субъекты Российской Федерации);
  • местные (города, районы, населенные пункты);
  • отраслевые (отраслевая структура экономики);
  • внутрифирменные (предприятия и организации всех форм собственности).

На федеральном уровне реализация государственной политики осуществляется федеральными органами государственной  власти, региональном – органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, местном – органами местного самоуправления, отраслевом – министерствами и ведомствами, внутрифирменном – работодателями всех форм собственности.

2. По характеру и содержанию  мер это:

  • правовые;
  • финансово-экономические;
  • финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика;
  • социальные – социальная, демографическая и миграционная политика, программы содействия занятости населения;
  • организационно-административные – формирование рабочей среды, гибкая занятость и гибкая организация труда, предупреждение массового высвобождения и другие.

3. По использованию методов  политики занятости:

  • методы пассивной политики занятости населения;
  • методы активной политики занятости населения.

Пассивная политика предусматривает  предоставление государством определенных социальных гарантий: регистрация ищущих работу граждан, определение размера  и выплата пособия по безработице, материальная помощь. Активные методы способствуют скорейшему возвращению  безработных к активному труду, повышают эффективность занятости  и конкурентоспособность рабочей  силы.

4. По формам активной  политики:

  • содействие трудоустройству и трудовой реабилитации слабозащищенных категорий граждан (трудоустройство на вакантные, вновь создаваемые и квотируемые рабочие места; организация общественных и временных работ, сельской самозанятости, индивидуально-предпринимательской деятельности; летний труд подростков);
  • профессиональное обучение и переобучение безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников (профобучение, повышение квалификации и опережающее обучение высвобожденных работников);
  • профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан (индивидуальное консультирование, профинформация, превентивная профориентация).

5. По формам воздействия:

  • прямые (непосредственные): государственное субсидирование, изменение годового фонда рабочего времени, регулирование совместительства, стимулирование гибких форм;
  • косвенные (опосредованные): регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.

6. По источникам финансирования  государственной политики занятости:

  • федеральный бюджет (субвенции);
  • республиканский бюджет;
  • местный бюджет;
  • средства предприятий и организаций;
  • внебюджетные средства.

Таким образом, безработица  становится общечеловеческой проблемой, когда её уровень превышает состояние  «полной занятости». Возникающая  массовая безработица оказывает  своё негативное воздействие на всё  общество в целом в виде экономических  и социальных издержек.

При этом разработан ряд мер  и программ государственного регулирования  политики занятости в РФ, социальную и экономическую эффективность  которых можно оценить, используя  соответствующие показатели.

  1. Безработица в России

2.1 Факторы, способствующие безработице  в России

Проблему безработицы  усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

Анализ официальной статистики в сфере занятости показывает, что органы государственной власти игнорируют проблемы дискриминации. Имеющаяся  статистика отслеживает уровень  безработицы по признакам пола; возраста; семейного положения (при этом учитывается  факт состояния в браке, а не наличия  или отсутствия детей); инвалидности. Не находит отражения в официальной  статистике уровень безработицы  среди этнических и религиозных  меньшинств, беременных женщин и матерей  малолетних детей, беженцев, вынужденных  переселенцев, просителей убежища, лиц  без гражданства, иностранных граждан, лиц без регистрации по месту  жительства, лиц, состоящих в профсоюзах и являющихся профсоюзными активистами, освободившихся из мест лишения свободы.

Между тем, практически во всех регионах отмечается дискриминация  женщин, особенно в связи с беременностью  и наличием малолетних детей, инвалидов, пожилых людей. В анкетах, на собеседованиях одним из обязательных для женщин является вопрос о детях и их возрасте, в то время как мужчинам такой  вопрос не задается. Большинство вакансий имеют возрастной ценз, причем в  отношении женщин более строгий, чем для мужчин. Для мужчин он обычно составляет до 45 лет, в то время  как для женщин до 35 лет. Нижний предел, как правило, устанавливается косвенно за счет требования наличия определенного  опыта работы, что затрудняет трудоустройство  для лиц, впервые ищущих работу. Отмечены случаи дискриминации по национальному  признаку в отношении цыган, казахов, лиц других национальностей. Прием  на работу инвалидов связан для работодателя с возникновением дополнительных обязанностей в части создания соответствующих условий труда, что приводит к значительным трудностям в трудоустройстве инвалидов, отмечаемых во многих регионах. Беженцы, вынужденные переселенцы, просители убежища, как правило, испытывают трудности при трудоустройстве в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Статистические данные по фактам дискриминации членов профсоюзов и профсоюзных активистов отсутствуют, однако региональные данные указывают на то, что такие случаи имеются.

Информация о работе Безработица в современной России