Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:14, контрольная работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, определение сущности безработицы на примере современной России, в частности на примере современной Республики Саха (Якутия).
Задачи данной работы:
Дискриминация в связи
с занятием профсоюзной деятельностью
или принадлежностью к
При анализе проблемы безработицы
в России следует учитывать, что
переход к рыночным отношениям происходит
в очень трудных условиях, обусловленных
экономической нестабильностью, тяжелым
наследием административно-
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является разгосударствление и свертывание производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы и смягчение ее социальных последствий.
Следует сказать о характере
кризиса, порождающего безработицу
в России. Это не циклический кризис,
действующий в экономике стран
с устоявшимися рыночными отношениями
и самостоятельно выводящий ее по
истечении некоторого времени к
фазе подъема. В России массовая безработица
порождается структурным
Многие сходятся на том, что
правительству удастся снизить
безработицу, если оно сможет предотвратить
или снизить колебания
Многие также соглашаются
с тем, что правительство может
снизить уровень безработицы
с помощью соответствующей
Было бы логичным предположить, что правительство могло бы снизить уровень безработицы, ликвидировав выплаты по безработице. Это повысило бы затраты уволенных работников по поиску новой работы и таким образом сократило бы период поисков. Экономический аргумент против такого способа заключается в том, что слишком короткий поиск работы будет такой же бесполезной тратой ценных ресурсов, как и слишком долгий поиск.
Государственная политика в
области содействия занятости населения
и процессов на рынке труда
в целом в современных
В целях содействия полной,
продуктивной и свободно избранной
занятости населения
Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.
Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения: федеральный или общегосударственный; субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов); местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).
Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов.
Региональный аспект государственной
политика занятости реализуется
через ежегодно принимаемые субъектами
РФ территориальные программы
Государственная политика на
региональном уровне реализуется в
рамках федеральной программы, путем
выполнения региональных и местных
программ содействия занятости населения,
учитывающих особенности
На данный момент в регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.
Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству – решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.
Самые популярные виды социального труда – уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.
Одной из наиболее востребованных
среди безработных стала
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.
В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2011-м. Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2011 году. На эти цели бюджет 2011 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.
Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на декабрь 2012 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15–72 лет (занятые + безработные) в декабре 2012 года составила 75, 3 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,3 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4 млн. человек – как безработные с применением критериев Международной организацией труда (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и готовы были приступить к ней в обследуемый период времени).
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,0 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в госучреждениях службы занятости населения. В конце декабря 2012 г. в госучреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1216 тыс. человек.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в декабре, 67,9% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в декабре 2012 г. составила 27,5%, среди безработных женщин – 37,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его используют более половины безработных.
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии Международной организации труда, доля женщин в составила 47,3%, доля городских жителей – 64,1%. Данные показаны в таблице 2.
Безработица городского и
сельского населения
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в декабре 2012г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6% (в сентябре 2012 г. – 26,1%), в том числе в возрасте 15–19 лет – 5,8%, 20–24 лет – 20,8%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15–19 лет (33,6%) и 20–24 лет (12,8%). По сравнению с сентябрем 2012 г. уровень безработицы в возрасте 15–19 лет увеличился на 8,5 процентного пункта, в возрасте 20–24 лет – на 0,7 процентного пункта.
В среднем среди молодежи в возрасте 15–24 лет уровень безработицы в декабре 2012г. составил 14,8%, в том числе среди городского населения – 13,6%, среди сельского населения – 17,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15–24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30–49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения – 3,2 раза, сельского населения – 2,3 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 34,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,0% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 34,9%, среди городских – 27,2%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 25,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В декабре 2012г. их численность по сравнению с сентябрем практически не изменилась и составила 1,2 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,0% составляет молодежь до 20 лет, 46,5% – от 20 до 24 лет, 19,2% – от 25 до 29 лет.
В декабре 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию – 23,8%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе.
В целях повышения