Безработица в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, определение сущности безработицы на примере современной России, в частности на примере современной Республики Саха (Якутия).
Задачи данной работы:

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 69.25 Кб (Скачать файл)

Дискриминация в связи  с занятием профсоюзной деятельностью  или принадлежностью к профсоюзам вообще является достаточно распространенной и проявляется в таких формах как: необоснованное увольнение; установление неравной оплаты (либо невыплата премий членам профсоюзов); препятствия в  продвижении по службе (в частности, отказ в направлении на обучение для повышения квалификации, необходимой  для продолжения работы); отказ  в переводе в реорганизуемые предприятия  вместе с остальными работниками (известны случаи, когда реорганизация или  реструктуризация проводится именно с  целью избавиться от работников, являющихся членами профсоюза, профсоюзных  активистов).

2.2 Пути решения проблемы  безработицы

При анализе проблемы безработицы  в России следует учитывать, что  переход к рыночным отношениям происходит в очень трудных условиях, обусловленных  экономической нестабильностью, тяжелым  наследием административно-командной  системы управления, неблагоприятной  демографической ситуацией, а так  же следует понимать, что Россия находится лишь в начале пути рыночных преобразований, в то время как  в развитых капиталистических странах  рыночные отношения развиваются  не одну сотню лет, поэтому нельзя сравнивать Россию со странами с развитыми капиталистическими отношениями.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового  высвобождения людей из производства является разгосударствление и свертывание производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Среди множества проблем, встающих перед любой страной  в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы  и смягчение ее социальных последствий.

Следует сказать о характере  кризиса, порождающего безработицу  в России. Это не циклический кризис, действующий в экономике стран  с устоявшимися рыночными отношениями  и самостоятельно выводящий ее по истечении некоторого времени к  фазе подъема. В России массовая безработица  порождается структурным экономическим  кризисом. Он отражает противоречия условий  перехода от командной экономики  к рыночной и носит не циклический, а структурный характер. Чтобы преодолеть этот кризис нужны глубокие структурные преобразования в экономике страны в целом и в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие

Многие сходятся на том, что  правительству удастся снизить  безработицу, если оно сможет предотвратить  или снизить колебания экономического роста, которые мы называем экономическими циклами. Вопрос в том, есть ли возможность и даже желание у правительственных чиновников стабилизировать темпы экономического роста.

Многие также соглашаются  с тем, что правительство может  снизить уровень безработицы  с помощью соответствующей политики на рынке труда. Но гораздо меньше согласия наблюдается по поводу того, какой должна быть эта политика. Все поддерживают программы профессионального  обучения, которые помогают уволенным  работникам приобрести новые навыки, чтобы найти новую работу.

Было бы логичным предположить, что правительство могло бы снизить  уровень безработицы, ликвидировав выплаты по безработице. Это повысило бы затраты уволенных работников по поиску новой работы и таким  образом сократило бы период поисков. Экономический аргумент против такого способа заключается в том, что  слишком короткий поиск работы будет  такой же бесполезной тратой ценных ресурсов, как и слишком долгий поиск.

Государственная политика в  области содействия занятости населения  и процессов на рынке труда  в целом в современных условиях. Закона РФ «О занятости населения  в Российской Федерации»: государство  проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость; госполитика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной  занятости населения государство  призвано осуществлять: разработку мер  финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной  занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих  мест; правовое регулирование в области  занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и  соответствующих государственных  гарантий, дальнейшее совершенствование  законодательства о занятости населения: разработку и реализацию федеральных  и территориальных программ содействия занятости населения; создание госслужбы  занятости населения.

Особую роль в решении  проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи  труда (центры занятости), являющиеся центральным  звеном государственной службы занятости.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости  населения: федеральный или общегосударственный; субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов); местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Долгосрочная политика государства  на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям  рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных  программ, проектов, обеспечивающих вывод  из застоя депрессивных регионов.

Региональный аспект государственной  политика занятости реализуется  через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие  особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в  регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в  рамках федеральной программы, путем  выполнения региональных и местных  программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

На данный момент в регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для  открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто  лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи  данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству  дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые  могут помочь людям получить новую  специальность, а государству – решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.

Самые популярные виды социального  труда – уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа  самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

Одной из мер снижения напряженности  на рынке труда должна стать организация  стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство  решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет  выделяться единовременно по 30 тысяч  рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.

В 2009 году около 200 тысяч человек  получили новую профессию. Планируется  развивать это направление и  в 2011-м. Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2011 году. На эти цели бюджет 2011 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.

Службы занятости также  большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.

2.3 Анализ уровня безработицы по Российской Федерации

Росстат подвел итоги выборочного  обследования населения по проблемам  занятости по состоянию на декабрь 2012 года.

Численность экономически активного  населения в возрасте 15–72 лет (занятые + безработные) в декабре 2012 года составила 75, 3 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,3 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4 млн. человек – как безработные с применением критериев Международной организацией труда (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и готовы были приступить к ней в обследуемый период времени).

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 4,0 раза превысила  численность безработных, зарегистрированных в госучреждениях службы занятости  населения. В конце декабря 2012 г. в госучреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1216 тыс. человек.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в декабре, 67,9% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в декабре 2012 г. составила 27,5%, среди безработных женщин – 37,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его используют более половины безработных.

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии Международной организации труда, доля женщин в составила 47,3%, доля городских жителей – 64,1%. Данные показаны в таблице 2.

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в декабре 2012г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6% (в сентябре 2012 г. – 26,1%), в том числе в возрасте 15–19 лет – 5,8%, 20–24 лет – 20,8%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15–19 лет (33,6%) и 20–24 лет (12,8%). По сравнению с сентябрем 2012 г. уровень безработицы в возрасте 15–19 лет увеличился на 8,5 процентного пункта, в возрасте 20–24 лет – на 0,7 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15–24 лет уровень безработицы в декабре 2012г. составил 14,8%, в том числе среди городского населения – 13,6%, среди сельского населения – 17,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15–24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30–49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения – 3,2 раза, сельского населения – 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 34,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,0% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 34,9%, среди городских – 27,2%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 25,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В декабре 2012г. их численность по сравнению с сентябрем практически не изменилась и составила 1,2 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,0% составляет молодежь до 20 лет, 46,5% – от 20 до 24 лет, 19,2% – от 25 до 29 лет.

В декабре 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию – 23,8%.

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе.

В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости  и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем  за три последних месяца.

Информация о работе Безработица в современной России