Биография П. Сенге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

Организации, как и люди, совершенствуются через эволюционный процесс, то есть они учатся, применяют полученные знания, приспосабливают их к своим нуждам и снова учатся. Организации, готовые совершенно по-новому посмотреть на самих себя, окажутся лучше подготовленными для успешных действий в динамично меняющихся условиях. Как заметил Питер Сенге «организации, которые в будущем добьются превосходства, будут самообучающимися организациями». Он характеризует их как организации, где люди постоянно расширяют свои способности добиваться поставленных целей, где внедряется системный подход, где коллектив сам искренне стремится к самосовершенствованию и где проповедуется групповое обучение».

Файлы: 1 файл

психолог нася.docx

— 39.12 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Девяностые годы останутся  в памяти как время больших перемен в структуре организаций, что выразилось в снижении размеров организаций, уменьшении бюджетного финансирования и увеличении доли конкурентного финансирования. Организации и агентства, как государственные так и частные, пересмотрели свои стандарты по эффективности и ответственности. Изменения были инициированы организациями, которые стремились достичь высокой эффективности при одновременном качественном предложении продуктов и услуг. Кортотко говоря, организации стремятся достичь большего меньшими усилиями. 
Часто во времена кризисов прогресс является необходимостью. Именно в этот период большой прогресс был достигнут в осознании важности командной работы, процесса как способа повышения качества, в создании и поддержании эффективной организации. Большое внимание уделялось принятию решений на самом низком уровне. В этом контексте решающим фактором оказалось то, что профессионалы хотели и могли принимать решения, которые обеспечивали высокое качество программ, сфокусированных на высших приоритетах. 
Организации, как и люди, совершенствуются через эволюционный процесс, то есть они учатся, применяют полученные знания, приспосабливают их к своим нуждам и снова учатся. Организации, готовые совершенно по-новому посмотреть на самих себя, окажутся лучше подготовленными для успешных действий в динамично меняющихся условиях. Как заметил Питер Сенге «организации, которые в будущем добьются превосходства, будут самообучающимися организациями». Он характеризует их как организации, где люди постоянно расширяют свои способности добиваться поставленных целей, где внедряется системный подход, где коллектив сам искренне стремится к самосовершенствованию и где проповедуется групповое обучение».  

Горя желанием создать такую  обучающуюся организацию, Северокаролинское  кооперативное внешнее отделение (North Carolina Cooperative Extension Service, NCCES) в государственном университете Северной Каролины и Северокаролинском A&T университете (North Carolina A&T State University) запустило абсолютно новую программу обучения своих сотрудников, которая включает широкий спектр практикооринтированных подходов и подходов на основе дистанционного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография П. Сенге

Питер Майкл Сенге - американский ученый, директор Центра организационного обучения в школе менеджмента Массачусетского технологического университета.

Питер Сенге родился в 1947-м. Он получил  степень бакалавра в области  аэрокосмической техники в Стэнфордском Университете (Stanford University). Находясь в  Стэнфорде, Питер параллельно изучал философию. Позднее, в 1972-м году, он получил  степень магистра в моделировании  социальных систем Массачусетского  Технологического Университета. Кроме  того, Сенге получил степень доктора  философии от Школы менеджмента  МТУ в 1978-м.Он является организационным  заведующим кафедры Общества для  организационного. Эта структура, пришедшая  на смену Центра для организационного обучения в институте (The center for Organizational Learning at MIT), помогает с обменом идеями между крупными корпорациями.

Он занимает пост директора Центра организационного обучения в Школе  менеджмента Массачусетского Технологического Университета (MIT Sloan School of Management). Питер  до сих пор в качестве доцента  читает лекции в Группе системной  динамики в этой школе и преподает  в Институте сложных систем Новой  Англии (New England Complex Systems Institute).

Помимо прочего, Сенге известен как автор книги «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» ('The Fifth Discipline: The art and practice of the learning organization') 1990-го, которая вышла под новой редакцией в 2006-м. В книге обсуждаются вопросы создания и функционирования 'обучающейся компании'.

Будучи инженером по образованию, Сенге помогает Джону Х. Хопкинсу) и внимательно следит за работами Майкла Питерса и Роберта Фрица.

В 1990-х Питер стал главной фигурой  в области организационного развития благодаря выходу его книги «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации». В книге успешная организация рассматривается как динамичная система, пребывающая в состоянии непрерывной адаптации и совершенствования. В 1997-м журнал «Harvard Business Review» определил «Пятую дисциплину» как одну из самых содержательных книг по управлению за предыдущие 75 лет. За эту же работу журнал «Journal of Business Strategy» назвал Сенге 'Стратегом столетия'. Также было дополнено, что Питер, по сути, является одним из немногих людей, оказавших большое влияние на то, каким образом сегодня ведется бизнес.

Согласно Сенге, 'обучающиеся организации' – это организации, где люди постоянно  расширяют свои возможности, чтобы  добиться поставленных перед собой  целей. По его словам, новые и экспансивные модели мышления в таких организациях холят и лелеют, благодаря чему высвобождается стремление коллектива учиться видеть все одними глазами. Он утверждает, что только те организации, что способны к быстрой адаптации  и эффективной работе, смогут преуспеть  в своей области или на рынке.

Питер также верит в теории системного мышления, которые иногда упоминает  в качестве 'краеугольного камня' 'обучающейся организации'. Системное  мышление подразумевает, что любой  рассматриваемый объект включен  во внешние и внутренние взаимосвязи, контактируя с другими компонентами. При правильном подходе организация  получает бесценный инструмент, который  дает каждому ее представителю возможность  более разумно и эффективно управлять  той или иной ситуацией.

В 2008-м Питер Сенге выпустил книгу «Неизбежная революция: Как люди и организации работают вместе для создания устойчивого мира» ('The Necessary Revolution: How Individuals and Organizations Are Working Together to Create a Sustainable World'), где приведены примеры системных изменений, над которыми работают отдельные люди, организации и корпорации.

Начиная с 1966-го, Сенге регулярно  практикует медитацию после своей  поездки в дзен-буддийский монастырь «Тассаджара». Сегодня он рекомендует медитацию или иные формы созерцательной практики другим.

 

Общие понятия  теории организации и системного анализа

Изучением организации как  явления занимается теория организации. Она формирует систему научных  знаний в области анализа и  синтеза социальных организаций.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Постепенно в наборе управленческих наук формируется новое научное  направление — теория организации. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и  ликвидации организации.

Теория организации — это научная организация организаций.

Диалектика развития любой науки  идет по следующему пути: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике».

Развитие теории организации  включает шесть этапов:

  1. Сбор факторов, явлений, прогнозов, исторических сведений и т.д.
  2. Систематизация их и составление типологии, например, по времени существования тех или иных организаций или по их эффективности.
  3. Создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы.
  4. Нахождение зависимостей между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей, например, зависимость между профессионализмом работников и производительностью труда, закон развития организации.
  5. Привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания своих собственных проблем.
  6. Обобщение отрывочных сведений о теоретических разработках и практическом применении отдельных положений  теории организации.

Развитие любой науки  характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией  знаний. Дифференциация знаний характеризуется  поиском своей ниши  (своего объекта  исследования) для возможности проведения углубленных исследований. Интеграция  знаний основана на стремлении ученого  исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния  той или иной процедуры на ситуацию в целом.

У теории организации  как новой развивающейся науки  имеются также два альтернативных пути:

  • Объединить на базе системного подхода основные научные воззрения экономики, социологии, политологии и т.д. и создать общий подход при анализе и синтезе социальной организации.
  • Создать свою локальную область  исследования части социума и развить ее, например, как экономика.

Научные силы в области  теории организации небольшие и  поэтому ее развитие идет по второму  пути  как обособленной науки. Существенную трудность для теории организации  составляет проблема количественного  измерения организационных параметров. В настоящее время  в основном оперирует  с качественными измерениями.

Предмет теории организации  составляет организационные отношения  между организационными объектами, как по горизонтали, так и по вертикали. К организационным объектам относятся  люди и образования, в которых  они функционируют, в том числе:

  1. Страны мирового содружества.
  2. Организации России (концерны, банки, фирмы и т.д.)
  3. Структурные подразделения организаций (управления, отделы).
  4. Первичные образования (группы).
  5. Человек и интеллектуальная система (техническая, биологическая).

Организационные отношения  включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и  прекращении деятельности организационных  объектов. Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Взаимодействие представляет собой  положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны  человека (объекта управления) на воздействие. Противодействие – это отрицательное  действие обратной связи со стороны  человека на воз

действие.

Множество различных объектов характеризуются термином «система». Система – это целое, созданное  из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. К признакам системы  относятся: множество элементов (не более 20), наличие связей между ними, их целостность и единство, структура  и  иерархичность, относительная  самостоятельность, четко выраженное управление. Во многих сферах человеческой деятельности , например, в экономике, в управлении применяется и широко используется системный анализ. Он представляет собой такую область  исследования, где еще не сложилась  устойчивая система понятий.

Системный анализ – это методология исследования труднопонимаемых и труднонаблюдаемых свойств и отношений в объектах с помощью представления этих объектов в виде целенаправленных систем.

Системный анализ применяется в следующих случаях:

  • когда данные об объекте не могут быть получены путем его наблюдения.
  • когда имеется возможность выявить проблемы, стоящие перед организацией, а затем сформулировать цели и наметить направления решения проблемы.
  • когда не известна цель решения задачи.
  • для  моделирования поведения объекта, когда не возможно использовать математические методы.

Системный анализ с практической стороны представляет собой комплекс методов исследования или проектирования сложных систем поиска и реализации изменений, предназначенных для  решения проблемы.

Основные  методы системного анализа

В любой теории используются два основных метода исследования: дедукция и индукция. Дедукция –  это переход от общего к частному. Сначала создается теория или  методология, а затем объясняются  или предсказываются единичные  или групповые  события. Индукция – это переход от частного к  общему. Сначала набирается обширный материал, а затем создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии.

Каждый метод опирается  на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Гипотеза становится теорией, если она  удовлетворяет следующим требованиям:

  • осмысленностью введенных категорий и понятий
  • непротиворечивостью одних понятий другим
  • возможностью проведения проверки или повторения результатов
  • возможностью обобщения на другие классы событий
  • наличием ограничений на ее применение (технических, социальных)

Также к методам системного анализа относятся (на примере кредитной  организации - Коммерческого банка  «Номос-Банк»):

1. Точные (экономико-математические) методы. Применение точных методов является ограниченным и играет вспомогательную роль. 

2.   Интуитивные (эвристические) методы. Этот метод включает в себя:

  • Метод «мозговой атаки» (решение проблем организации происходит путем  высказывания, оценки и принятия идей группой сотрудников-специалистов). Например, в коммерческом банке  вопрос об дифференциации процентной ставки за пользование кредитными ресурсами  рассматривается на уровне начальников управлений кредитования и расчетов, экономического анализа, а также начальников отдела  по приему вкладов от населения, кредитования,  отдела эконом. анализа  и взаимоотношений с банками, отдела кредитования и юридического отдела.
  • Экспертный метод. Привлекаются внешние эксперты, которые изучают деятельность кредитной организации, выявляют недочеты, если таковые имеются, и предлагают решения их устранения  и исправления. Чаще всего в роли таких экспертов выступают аудиторские фирмы. Коммерческий банк  часто прибегает к услугам  аудиторов при составлении «682 отчетности», касающейся  ежедневно проводимых операций К.Б., при составлении квартальной, ежегодной отчетности, а также  при потребности в консультационных услугах.
  • «Метод сценариев». Состоит из описания сложившихся трудностей в организации, включает наглядное изображение  выхода из данной ситуации в виде таблиц и графиков. Этот метод дает приближенное  решение проблемы, что не приемлемо в  деятельности коммерческого банка.  Например, для выдачи кредита юридическому лицу,  рассчитывается  ряд показателей, характеризующий деятельность последнего и составляется вывод о платежеспособности данного клиента.
  • Морфологический метод, характеризуется факторами, которые влияют на параметры, каждый из которых разбивается на несколько дискретных значений.

Информация о работе Биография П. Сенге