Человеческий капитал: механизмы формирования и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Дать понятие устойчивости национальной экономики.
Изучить сущность человеческого капитала и его классификацию
Рассмотреть структуру человеческого капитала и её совершенствование.
Изучить инвестиции в человеческий капитал.
Рассмотреть направления и факторы повышения эффективности человеческого капитала.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Теоретические основы человеческого капитала 3
1.2Современные взгляды на теорию человеческого капитала 3
1. 2. Сущность человеческого капитала 4
Глава II. Накопление и совершенствование человеческого капитала 11
2.1. Инвестиции в человеческий капитал 11
2.2.Структура человеческого капитала и её совершенствование 14
Глава III Проблемы человеческого капитала и пути их решения 17
3.1 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала 17
3.2 Пути развития человеческого капитала 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал курсовая.docx

— 117.99 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                         ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ                                                                   «РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономики труда и управления персоналом

 

 

Курсовая работа

Тема: ” Человеческий капитал: механизмы формирования и развития.”

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы 9105

кафедры экономики  труда и управления персоналом

общеэкономического  факультета

Кюрегян С.М.

 

 

 

Научный руководитель: доцент кафедры

Экономики труда  и управления персоналом

Макухина Л.В,

 

 

Москва 2012

Оглавление

Введение 2

Глава I. Теоретические основы человеческого капитала 3

1.2Современные взгляды на теорию человеческого капитала 3

1. 2. Сущность человеческого капитала 4

Глава II. Накопление и совершенствование человеческого капитала 11

2.1. Инвестиции в человеческий капитал 11

2.2.Структура человеческого капитала и её совершенствование 14

Глава III Проблемы человеческого капитала и пути их решения 17

3.1 Проблемы  формирования и накопления человеческого  капитала 17

3.2 Пути развития человеческого капитала 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список использованной литературы 29

Приложение 1 31

Приложение 2 32

 

 

 

Введение

Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью  которых он преобразует себя и  окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических  и социальных науках. Вместе с тем  ускоренное развитие материально-технической  базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства  физического капитала в обеспечении  экономического роста. Как следствие  этого, долгие годы производительные способности  человека рассматривались и оценивались  как один из количественных факторов производства. Задача состояла лишь в  том, чтобы удачно соединить труд, основной и оборотный капитал.

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ  человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • Дать понятие устойчивости  национальной экономики.
  • Изучить сущность человеческого капитала и его классификацию
  • Рассмотреть структуру человеческого капитала и её совершенствование.
  • Изучить инвестиции в человеческий капитал.
  • Рассмотреть направления и факторы повышения эффективности человеческого капитала.

В курсовой были использованы следующие методы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.

Объект – человеческий капитал как экономическая категория.

 

Глава I. Теоретические основы человеческого капитала

1.2Современные взгляды на теорию человеческого капитала

 

Одним из перспективных направлений  развития экономической науки в XXI веке является теория человеческого  капитала.

В условиях научно-технической революции  образовался дефицит высококвалифицированных  кадров. В 50-е годы XX века центр тяжести  исследований сместился с процессов  использования имеющейся рабочей  силы на процессы создания качественно  новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах  существенно вырос образовательный  ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил.

 В последние годы стало общим мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие.

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного  совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения  труда. С ее выдвижением связан настоящий  переворот в экономике труда.

Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку  для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.

Развитие теории человеческого  капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия  исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма".

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас  способностей, знаний, навыков и  мотиваций. Его формирование, подобно  накоплению физического или финансового  капитала, требует отвлечения средств  от текущего потребления ради получения  дополнительных доходов в будущем.

1. 2. Сущность человеческого  капитала

Человеческий капитал - это  интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты  интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной работы, обеспечивающие эффективное  и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора  развития1.

Существует множество  подходов к определению данного  понятия. Так, Эдвин Дж. Долан под человеческим капиталом понимает "капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование либо через практический опыт"2.

Б.М. Генкин рассматривает  человеческий капитал как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками  дохода для человека, семьи, предприятия  и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность 3.

С точки зрения С.А. Дятлова, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный  человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного  воспроизводства, содействуют росту  производительности труда и эффективности  производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека 4.

Нужно отметить, что это  не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под  понятием «человеческий капитал» нужно  видеть:

1. приобретенный запас  знаний, умений, навыков;

2. целесообразное использование своих знаний в той или иной сфере общественной деятельности, что способствует росту производительности труда и производства;

3. то, что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

4. что увеличение доходов  способствует заинтересованности  работника, и это приводит к  дальнейшему инвестированию в  человеческий капитал;

5. что человеческие способности,  дарования, знания и т.д. являются  неотъемлемой частью каждого  человека;

6. и что мотивация является  необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства  (формирование, накопление, использование)  человеческого капитала носил  полностью завершенный характер5

Как показывает мировой опыт, человеческий капитал  является одним из важнейших источников экономического роста. Оценки, которые  производились для самых разных стран мира – развитых, развивающихся, постсоциалистических, свидетельствуют, что отдача от него существенно превышает отдачу от физического капитала. Известно также, что человеческий каптал усиливает конкурентные позиции работников на рынке труда: чем лучше образовательная подготовка, тем выше уровень экономической активности; меньше риск попадания в безработицу и короче её продолжительность; выше заработки и шире доступ к привлекательным рабочим местам; интенсивнее профессиональная и территориальная мобильность. Образованная рабочая сила успешнее адаптируется к технологическим, институциональным и социальным сдвигам, активнее включается в освоение новых знаний и навыков, быстрее откликается на достижения научно-технического прогресс и раньше начинает внедрять их в своей повседневной практике6.

Теория «человеческого капитала» позволяет с общих  позиций изучать различные явления  рыночных отношений, выявлять эффективность  вложенных в человеческий фактор финансовых средств, позволяет оценить  эффективность экономической деятельности любого предприятия, и на сегодня  является одним из важнейших показателей  успешности фирмы.

Одно из важных положений теории человеческого  капитала заключается в том, что  его увеличение находится среди  главных причин экономического развития, потому что человеческий капитал  составляет большую часть благосостояния общества.

Рассмотрим человеческий капитал с позиции системного подхода, в соответствии с которым, построены три модели рассматриваемой  экономической категории.

Первая модель, модель «черного ящика», показывает сущность человеческого капитала, а именно значимость его для предприятия. В качестве входных параметров выступают образование, воспитание, здоровье, то есть та база, которая делает человека объектом воплощения капитала, а на выходе мы получаем определенную общественную полезность, то есть ту выгоду, которую приносит человеческий капитал предприятию. Она может быть выражена как в материальном показателе (определенный процент прибыли, рост различных финансовых показателей), так и в нематериальном (престиж предприятия, корпоративный дух, интеллектуальная собственность). 

Вторая модель, модель состава, позволяет представить состав человеческого капитала, выделить главные его составные части, чтобы затем исследовать эту категорию с определенной степенью подробности.

Теоретики, изучающие  человеческий капитал, по-разному определяют его состав: И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал  образования, капитал здоровья и  капитал культуры. Добрынин А.И. понимает под человеческим капиталом имеющийся  у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков)7.

Рассмотрев различные  точки зрения о составе человеческого      капитала, можно выделить следующие  элементы изучаемой категории, а  именно: образование, профессиональную подготовку, здоровье, мотивацию, доход, общую культуру.

Третья модель, модель структуры человеческого капитала, которая представляет собой описание каждого из элементов рассматриваемой категории и взаимосвязь между ними.

В экономической литературе существует несколько подходов к  классификации видов человеческого  капитала. Таким образом, структуру  видов человеческого капитал  можно представить следующим  образом (таблица 1.2).

Человеческий капитал, являясь  частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную  подготовку, здравоохранение, перемещение  рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий  капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал  образования, капитал здоровья и  капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого  капитала принимает следующий вид:

ЧК = Кз + Кк + Ко

Где ЧК - человеческий капитал;

Ко - капитал образования;

Кз - капитал здоровья;

Кк - капитал культуры.

Человеческий капитал  классифицируется по формам, в которых  он воплощен:

- живой капитал включает  в себя знания, здоровье воплощённое  в человеке;

- неживой капитал создаётся,  когда знания воплощаются в  физических, материальных формах;

- институциональный капитал  представляет собой институты,  содействующие эффективному использованию  всех видов человеческого капитала8.

В зависимости от отрасли  применения человеческого капитала выделяют:

- производственный человеческий  капитал, т.е. капитал, используемый  в сфере материального производства;

- структурный человеческий  капитал, т.е. капитал, используемый  в сфере инфраструктуры и общественных  услуг (государственное управление, охрана правопорядка и т.д.);

- гуманитарный человеческий  капитал, т.е. капитал, используемый  в сфере создания нового человеческого  капитала (образование, художественное  творчество и т.д.).

Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам  затрат, инвестиций в человеческий капитал. И.В. Ильинский, например, выделяет следующие его составляющие: капитал  образования, капитал здоровья и  капитал культуры9.

Следующим критерием классификации  видов человеческого капитала является различие между формами, в которых  он воплощается:

1. Живой капитал включает  в себя знания, воплощенные в  человеке.

Информация о работе Человеческий капитал: механизмы формирования и развития