Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:35, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Дать понятие устойчивости национальной экономики.
Изучить сущность человеческого капитала и его классификацию
Рассмотреть структуру человеческого капитала и её совершенствование.
Изучить инвестиции в человеческий капитал.
Рассмотреть направления и факторы повышения эффективности человеческого капитала.
Введение 2
Глава I. Теоретические основы человеческого капитала 3
1.2Современные взгляды на теорию человеческого капитала 3
1. 2. Сущность человеческого капитала 4
Глава II. Накопление и совершенствование человеческого капитала 11
2.1. Инвестиции в человеческий капитал 11
2.2.Структура человеческого капитала и её совершенствование 14
Глава III Проблемы человеческого капитала и пути их решения 17
3.1 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала 17
3.2 Пути развития человеческого капитала 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 29
2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.
Таким образом, человеческий
капитал - капитал, представленный в
индивидууме потенциальной
Человеческий капитал
формируется, прежде всего, за счет инвестиций
в повышение уровня и качества
жизни населения (рис.2.1). В том
числе - в воспитание, образование, здоровье,
знания (науку), предпринимательскую
способность и климат, в информационное
обеспечение труда, в формирование
эффективной элиты, в безопасность
граждан и бизнеса и
Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться в процессе инвестирования, но морально и материально изнашиваться10.
Формирование
В соответствии
с теорией человеческого
заработной платы существует в большой степени из-за различных инвестиций в человеческий капитал.
Инвестиции в
человеческий капитал – любое
действие, которое повышает квалификацию
и способности, или, другими словами,
производительность труда рабочих.
Подобно затратам предпринимателей
на станки и оборудование, затраты,
которые способствуют повышению
чей-либо производительности, можно
рассматривать как инвестиции, ибо
текущие расходы, или издержки, осуществляются
с тем расчетом, что эти затраты
будут многократно
К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:
1) прямые затраты, в
том числе плата за обучение
и другие расходы на
2) упущенный заработок,
являющийся элементом
3) моральный ущерб, так
как получение образования
Во-первых, расходы на образование – включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.д. – являются наиболее очевидным и, вероятно, наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной12.
Выгоды от образования могут выступать в виде:
а) более высоких заработков в будущем;
б) более широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работе;
в) высокого престижа профессии или повышенного удовольствия от нерыночных видов деятельности в будущем13.
Во-вторых, расходы
на здравоохранение имеют также
большое значение. Хорошее здоровье
– следствие расходов на профилактику
заболеваний, медицинское обслуживание,
диетическое питание и
Смена места работы (мобильность)
сопровождается определенными затратами,
как материальными, так и моральными
(временная потеря дохода, поиск
новой работы, а иногда и переезд
на новое место жительства и т.д.).
Поэтому смена места работы связана
со значительными краткосрочными инвестициями
в человеческий капитал. Выгоды при
этом могут иметь долгосрочный характер,
если человек получит более
Модель человеческого капитала рассматривает добровольную мобильность как инвестиции, при которых краткосрочные затраты осуществляются с целью получения долгосрочных выгод. Если текущая ценность (приведенная к текущему моменту времени) выгод, связанных с мобильностью, превышает денежные и моральные издержки, то решение о смене работы или переезде рационально. Если же дисконтированный поток выгод не компенсирует издержки, то люди будут воздерживаться от таких действий15.
2.2.Структура человеческого
капитала и её
Различные авторы включают в структуру человеческого капитала разное число характеристик. По мнению Т. Мясоедовой, структура человеческого капитала может включать в себя природные способности, здоровье, знания, общую культуру, профессиональные навыки, мотивацию к работе и обучению. Согласно точке зрения А. Добрынина,С. Дятлова и Е. Цыреновой, человеческий капитал представляет собой совокупность следующих факторов: запас здоровья, знания, навыки, способности, мотивации.
Образование включает в себя все
те знания, которые человек получает
на протяжении своей жизни, то есть
общеобразовательные (школьное образование
и общеобразовательные
Работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья. Элемент «здоровье» можно разделить на такие две составляющие как моральное здоровье и физическое здоровье. Физическое - это все то, что человек получает при рождении и приобретает потом, влияющее на его физиологию, а именно, наследственность, возраст, условия окружающей среды и условия труда. Моральное здоровье обеспечивается морально-психологическим климатом в семье и в коллективе.
Профессиональная подготовка включает в себя квалификацию, навыки и опыт работы.
Мотивация может быть как к обучению, так и к экономической и трудовой деятельности.
Под доходом подразумевается определенный процент прибыли на одного человека или с одного человека, то есть результат использования человеческого капитала. В данном случае будет рассматриваться доход одного человека, то есть его заработная плата на предприятии.
Общая культура включает в себя все те индивидуальности, которыми отличается один человек от другого, а в частности это интеллект, творческие способности, воспитание, которое формирует определенные моральные принципы, а так же все те человеческие качества, которые могут повлиять на деятельность предприятия: ответственность, коммуникативность, креативность и даже, как пишет Л. Туроу «уважение к политической и социальной стабильности».16
Все элементы человеческого капитала
связаны между собой, например, повышая
свое образование, человек увеличивает
и капитал и здоровья, и процент
своего дохода, и повышает общую
культуру. Знания и навыки, которыми
обладает работник и которые приобретены
им благодаря образованию и
Глава 3 Проблемы человеческого капитала и пути их решения
Интенсификация инновационных процессов в экономике, широкое распространение информационных и компьютерных технологий, ин-теллектуализация труда, глобализация экономической активности приводят к неизбежной трансформации содержания и структуры человеческого капитала, характера влияния его активов на экономическое развитие, вносят коррективы в процесс его формирования, накопления и условия эффективной практической реализации. Человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования и саморазвития, результатом чего является усиление качественных характеристик человеческого капитала. Если ранее основное значение для экономического развития имела образовательная составляющая человеческого капитала, то на современном этапе она трансформируется и включается в механизм воздействия человеческого капитала на экономическое развитие посредством его инновационных компонентов.
Существует корреляционная зависимость между различными составляющими человеческого капитала. Так, например, состояние здоровья как важнейшего капиталообразующего актива связано не только с внешними факторами, но и с уровнем образования, культуры, мотивационными и ценностными установками и т.д. Следует отметить, что затраты на охрану и укрепление здоровья не накапливаются, а выступают как часть текущих затрат, осуществляемых с целью воспроизводства человеческого капитала определенного качества и поддержания нормальной жизнедеятельности его носителя — человека.
В современных условиях актуализируется значимость развития сферы культуры в подготовке к функционированию человеческого капитала, усилении социальной мобильности человека, формировании его нравственных, эстетических потребностей, становлении и развитии личности 18.
Исследование человеческого капитала как совокупности взаимосвязанных и взаимодополняемых компонентов, каждому из которых соответствует определенный вид инвестиций, позволяет обосновать необходимость комплементарности инвестиций в сфере воспроизводства человеческого капитала, а также выдвинуть гипотезу о возникновении внутреннего синергетического эффекта как результата взаимовлияния накопления различных его активов.
Анализ реальных процессов
воспроизводства человеческого
капитала в
развитых странах показывает, что государство,
являясь одним из главных его субъектов,
осуществляет вложения колоссальных ресурсов
в формирование и развитие национального
человеческого капитала. В отличие от
других субъектов, оно в большей мере заинтересовано
в повышении его количественных и качественных
параметров, поскольку именно высококвалифицированные
работники и успешные предприниматели
являются гарантом достижения высокой
экономической эффективности, что ведет
к увеличению объемов общественного производства
и в целом к экономическому росту. С этих
позиций человеческий капитал рассматривается
как объект перспективных и чрезвычайно
важных инвестиций, обладающих свойствами
не только внутреннего синергетического,
но и внешнего эффектов. При этом внешние
эффекты, производные от накопления человеческого
капитала, находят свое отражение на микро-,
макро- и мегауровнях развития экономики.
Инвестициями в человеческий
капитал называется любая мера, предпринятая
для повышения
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
Существует также деление
Из всех видов инвестиций в человеческий
капитал наиболее важными являются
вложения в здоровье и в образование.
Общее и специальное
Сегодня одним из важнейших компонентов
вложений в человеческий капитал
во всех странах являются расходы
на обучение на производстве. В любом
обучающем проекте до 80% знаний приходится
на самостоятельное обучение. Особенно
это относится к профессиям специалистов
– исследователей, учителей, инженеров,
экспертам по компьютерам и т.д.,
которые призваны непрерывно обновлять
квалификацию через индивидуальное
изучение литературы, использование
независимых обучающих
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно различают формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Информация о работе Человеческий капитал: механизмы формирования и развития