Человеческий капитал: механизмы формирования и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Дать понятие устойчивости национальной экономики.
Изучить сущность человеческого капитала и его классификацию
Рассмотреть структуру человеческого капитала и её совершенствование.
Изучить инвестиции в человеческий капитал.
Рассмотреть направления и факторы повышения эффективности человеческого капитала.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Теоретические основы человеческого капитала 3
1.2Современные взгляды на теорию человеческого капитала 3
1. 2. Сущность человеческого капитала 4
Глава II. Накопление и совершенствование человеческого капитала 11
2.1. Инвестиции в человеческий капитал 11
2.2.Структура человеческого капитала и её совершенствование 14
Глава III Проблемы человеческого капитала и пути их решения 17
3.1 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала 17
3.2 Пути развития человеческого капитала 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал курсовая.docx

— 117.99 Кб (Скачать файл)

2. Неживой капитал создается,  когда знания воплощаются в  физических, материальных формах.

Таким образом, человеческий капитал - капитал, представленный в  индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.

 

Глава II. Накопление и совершенствование человеческого капитала

2.1. Инвестиции  в человеческий капитал

Человеческий капитал  формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения (рис.2.1). В том  числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую  способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую  свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока. ЧК - не простое количество людей, работников простого труда. ЧК - это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, креативность и эффективность элиты и т. д.

Человеческий капитал  как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться  в процессе инвестирования, но морально и материально изнашиваться10.

Формирование конкурентоспособного человеческого капитала  напрямую показывает и отражает отношения, которые  возникают  между субъектами формирования человеческого капитала  и индивидом. С одной стороны, они возникают  в целях становления, накопления и использования человеческого  капитала, а с другой,  для получения  благ и максимизации общего количества благ, получаемых индивидом, и общего количества ресурсов, отдаваемых им, что  способствует экономическому развитию как предприятия, где он работает, так и национальной экономики  в целом.

В соответствии с теорией человеческого капитала, дифференциация

заработной платы  существует в большой степени  из-за различных инвестиций в человеческий капитал.

Инвестиции в  человеческий капитал – любое  действие, которое повышает квалификацию и способности, или, другими словами, производительность труда рабочих. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению  чей-либо производительности, можно  рассматривать как инвестиции, ибо  текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты  будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в  будущем. В целом инвестиции в  чей-либо капитал бывают трёх видов. Каждый из них нацелен на повышение  производительности труда рабочих  и соответственно на увеличение их заработной платы и доходов.

К затратам на производство человеческого  капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:

1) прямые затраты, в  том числе плата за обучение  и другие расходы на образование,  смену места жительства и работы;

2) упущенный заработок,  являющийся элементом альтернативных  издержек, поскольку получение образования,  смена места жительства и работы  связаны с потерей доходов;

3) моральный ущерб, так  как получение образования является  трудным и часто неприятным  занятием, поиск работы утомляет  и истощает нервную систему,  а миграция приводит к потере  старых друзей и знакомых11.

Во-первых, расходы  на образование – включая общее  и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.д. – являются наиболее очевидным  и, вероятно, наиболее важным видом  инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной12.

Выгоды от образования  могут выступать в виде:

 а) более высоких  заработков в будущем;

б) более широкого доступа  к интересной, приятной и перспективной  работе;

в) высокого престижа профессии  или повышенного удовольствия от нерыночных видов деятельности в  будущем13.

Во-вторых, расходы  на здравоохранение имеют также  большое значение. Хорошее здоровье – следствие расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение  жилищных условий – удлиняет срок жизни, повышает работоспособность  и производительность труда рабочих. Наконец, расходы на мобильность, благодаря  которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью  в места с высокой производительностью14.

Смена места работы (мобильность) сопровождается определенными затратами, как материальными, так и моральными (временная потеря дохода, поиск  новой работы, а иногда и переезд  на новое место жительства и т.д.). Поэтому смена места работы связана  со значительными краткосрочными инвестициями в человеческий капитал. Выгоды при  этом могут иметь долгосрочный характер, если человек получит более высокооплачиваемую работу.

Модель человеческого  капитала рассматривает добровольную мобильность как инвестиции, при  которых краткосрочные затраты  осуществляются с целью получения  долгосрочных выгод. Если текущая ценность (приведенная к текущему моменту  времени) выгод, связанных с мобильностью, превышает денежные и моральные  издержки, то решение о смене работы или переезде рационально. Если же дисконтированный поток выгод не компенсирует издержки, то люди будут воздерживаться от таких  действий15.

 

2.2.Структура человеческого  капитала и её совершенствование

Различные  авторы  включают  в  структуру  человеческого  капитала разное  число характеристик.  По мнению  Т. Мясоедовой,  структура человеческого капитала  может включать  в себя природные способности, здоровье,  знания, общую культуру, профессиональные навыки, мотивацию к работе  и обучению. Согласно точке зрения А. Добрынина,С. Дятлова и Е. Цыреновой, человеческий капитал представляет собой совокупность следующих факторов: запас здоровья, знания, навыки, способности, мотивации.

Образование включает в себя все  те знания, которые человек получает на протяжении своей жизни, то есть общеобразовательные (школьное образование  и общеобразовательные дисциплины в высших учебных заведениях) и  специальные знания (спецпредметы, нацеленные на получение знаний в конкретной области).

Работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой  должности в значительной степени  зависит от его здоровья. Элемент  «здоровье» можно разделить на такие  две составляющие как моральное  здоровье и физическое здоровье. Физическое  - это все то, что человек получает при рождении и приобретает потом, влияющее на его физиологию, а именно, наследственность, возраст, условия окружающей среды и условия труда. Моральное здоровье обеспечивается морально-психологическим климатом в семье и в коллективе.

Профессиональная подготовка включает в себя квалификацию, навыки и опыт работы.

Мотивация может быть как  к обучению, так и к экономической  и трудовой деятельности.

Под доходом подразумевается  определенный процент прибыли на одного человека или с одного человека, то есть результат использования  человеческого капитала. В данном случае будет рассматриваться доход  одного человека, то есть его заработная плата на предприятии.

Общая культура включает в себя все те индивидуальности, которыми отличается один человек от другого, а в частности это  интеллект, творческие способности, воспитание, которое формирует определенные моральные принципы, а так же все  те человеческие качества, которые  могут повлиять на деятельность предприятия: ответственность, коммуникативность, креативность и даже, как пишет Л. Туроу «уважение к политической и социальной стабильности».16

Все элементы человеческого капитала связаны между собой, например, повышая  свое образование, человек увеличивает  и капитал и здоровья, и процент  своего дохода, и повышает общую  культуру. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены  им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут «арендовать» работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени за использование знаний и навыков работника)17.

 

 

Глава 3 Проблемы человеческого капитала и пути их решения

3.1 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала

Интенсификация инновационных  процессов в экономике, широкое распространение информационных и компьютерных технологий, ин-теллектуализация труда, глобализация экономической активности приводят к неизбежной трансформации содержания и структуры человеческого капитала, характера влияния его активов на экономическое развитие, вносят коррективы в процесс его формирования, накопления и условия эффективной практической реализации. Человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования и саморазвития, результатом чего является усиление качественных характеристик человеческого капитала. Если ранее основное значение для экономического развития имела образовательная составляющая человеческого капитала, то на современном этапе она трансформируется и включается в механизм воздействия человеческого капитала на экономическое развитие посредством его инновационных компонентов.

Существует корреляционная зависимость между различными составляющими  человеческого капитала. Так, например, состояние здоровья как важнейшего капиталообразующего актива связано не только с внешними факторами, но и с уровнем образования, культуры, мотивационными и ценностными установками и т.д. Следует отметить, что затраты на охрану и укрепление здоровья не накапливаются, а выступают как часть текущих затрат, осуществляемых с целью воспроизводства человеческого капитала определенного качества и поддержания нормальной жизнедеятельности его носителя — человека.

В современных условиях актуализируется  значимость развития сферы культуры в подготовке к функционированию человеческого капитала, усилении социальной мобильности человека, формировании его нравственных, эстетических потребностей, становлении и развитии личности 18.

Исследование человеческого  капитала как совокупности взаимосвязанных  и взаимодополняемых компонентов, каждому из которых соответствует определенный вид инвестиций, позволяет обосновать необходимость комплементарности инвестиций в сфере воспроизводства человеческого капитала, а также выдвинуть гипотезу о возникновении внутреннего синергетического эффекта как результата взаимовлияния накопления различных его активов.

Анализ реальных процессов  воспроизводства человеческого  капитала в 
развитых странах показывает, что государство, являясь одним из главных его субъектов, осуществляет вложения колоссальных ресурсов в формирование и развитие национального человеческого капитала. В отличие от других субъектов, оно в большей мере заинтересовано в повышении его количественных и качественных параметров, поскольку именно высококвалифицированные работники и успешные предприниматели являются гарантом достижения высокой экономической эффективности, что ведет к увеличению объемов общественного производства и в целом к экономическому росту. С этих позиций человеческий капитал рассматривается как объект перспективных и чрезвычайно важных инвестиций, обладающих свойствами не только внутреннего синергетического, но и внешнего эффектов. При этом внешние эффекты, производные от накопления человеческого капитала, находят свое отражение на микро-, макро- и мегауровнях развития экономики.

3.2 Пути развития человеческого капитала

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к  инвестициям  в человеческий капитал относят  расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с  поиском работы, профессиональной подготовкой  на производстве, миграцией, рождением  и воспитанием детей, поиском  экономически значимой информации о  ценах и заработках.

Экономисты выделяют три  вида инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью19.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся  все затраты, необходимые для  физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные  затраты на общее образование  и специальную подготовку, часть  накопленных затрат на здравоохранение  и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование  улучшают качество, повышают уровень  и запас знаний человека, тем самым  увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование  способствуют формированию  высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших компонентов  вложений в человеческий капитал  во всех странах являются расходы  на обучение на производстве. В любом  обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять  квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование  независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

 Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно различают формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Информация о работе Человеческий капитал: механизмы формирования и развития