Делегирование, ответственность и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Имеется два основных аспекта организационного процесса. Одним из них является деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям. Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Невозможно понять организационный процесс без предварительного понимания делегирования и связанных с ним полномочий и ответственности.
Цель работы – рассмотреть делегирование как один из факторов успешного управления организацией.

Содержание работы

Введение 3
Делегирование, ответственность и полномочия 4
Ответственность в контексте делегирования 4
Организационные полномочия 5
Линейные и аппаратные (штабные) полномочия 8
Линейные полномочия 8
Типы административного аппарата 9
Разновидности аппаратных (штабных) полномочий 12
Эффективная организация распределения полномочий 14
Организация взаимоотношений между линейными
и штабными полномочиями 14
Делегирование линейных полномочий и координация 14
Препятствия к эффективному делегированию 16
Делегирование полномочий в фирме «Федерал Экспресс» 20
Заключение 23
Литература 24

Файлы: 1 файл

24. Делегирование полномочий.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Начнем с того, что  руководители могут создать систему  контроля, необходимую для того, чтобы обезопасить себя при делегировании больших полномочий подчиненным. Они могут также определить свои проблемы и повысить квалификацию в области лидерства и оказания влияния. Кроме того, большую часть неуверенности подчиненных можно устранить, оказывая им больше доверия. Не следует во весь голос критиковать подчиненного, чтобы указать на недостатки в работе.

Может быть, самыми важными  путями к обеспечению эффективного делегирования будут четкий обмен  информацией, принцип соответствия и положительные стимулы.

Чтобы делегирование было действенным, необходимо соответствие между полномочиями и ответственностью; то есть, руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это известно как принцип соответствия. Как следствие, работник может принимать ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий. К сожалению, на практике принцип соответствия часто нарушается.

 

  1. Делегирование полномочий в фирме «Федерал Экспресс»

 

«Федерал Экспресс»  занимается срочной доставкой документов и товаров в США и за рубежом. 42 000 сотрудников компании работают в 300 городах США и 15 городах Европы и Востока. Из-за быстрого развития почтово-транспортной отрасли всегда имеется опасность, что структура быстро растущей организации может выйти из-под контроля. В «Федерал Экспресс» существовали опасения, что ее структура станет неуправляемой, и было даже решено разработать цели фирмы, которые предусматривали бы сохранение простой структуры организации.

«Федерал Экспресс»  оставляет максимально пять уровней  управления между любым неруководящим  работником и руководителем высшего  звена, таким, как главный управляющий  фирмы. Если средняя норма управляемости  для всей организации близка к 12 сотрудникам на одного руководителя, то в тех подразделениях, где у работников похожие задания, норма управляемости может достичь и 20 сотрудников на одного руководителя.

Например, бригадир может  контролировать от 15 до 18 посыльных, а  следующий на иерархической лестнице руководитель может контролировать только трех бригадиров.

Запросы на увеличение штатов регулярно сравниваются с показателями производительности. Статистика производительности показывает улучшение прошлых показателей  благодаря перераспределению заданий и автоматизации. Отдел организационного планирования также использует статистику из исследования А.Т. Кэрни, когда ему нужно было принимать решение по увеличению числа работающих. Исследование Кэрни показало, что в преуспевающих фирмах на 1/2 человека меньше штабного персонала в расчете на 1 млн. долл. реализации, чем в среднем по отрасли. Для компании с объемом реализации 1 млрд. долл. это различие составляет 500 работников штабного аппарата.

Чтобы привлечь внимание к необходимости поддержания стабильной структуры организации, в «Федерал Экспресс» были разработаны меры по проведению рекламно-мобилизующей кампании, которая предусматривала проведение презентаций, использование информационных бюллетеней, статей и эмблем «стройной организации». Для вознаграждения тех, кто способствовал достижению фирмой ее целей сохранения «стройной организации», была создана система стимулирования за повышение производительности, в которую входила программа оплаты за лучшие показатели работы, связанная с программой управления по целям.

Прежде чем одобрять увеличение числа работающих, необходимо рекомендовать альтернативы, например, изменение процедур или временную  передачу части объема работ в  другой отдел. После одобрения и  реализации какого-либо организационного изменения, его эффективность оценивается шесть месяцев спустя при помощи стандартного вопросника, разработанного отделом организационного планирования.

Итак, делегирование представляет собой передачу задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них.

Ответственность, обязательство  выполнять задачи и отвечать перед  начальником за их успешное завершение, не могут быть делегированы. Пока получатель фактически не примет ответственности, то имеется только намерение осуществить делегирование.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач. Переданные лицам, имеющим право распоряжаться, они  называются линейными полномочиями.

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.

Результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд.

Аппаратные задачи можно  определить как консультативные  или обслуживающие. Они поддерживают те виды деятельности, которые непосредственно  связаны с достижением поставленных целей. К широко распространенным типам аппарата относятся консультативный, обслуживающий и личный.

Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.

Число работников, подчиняющихся  непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена; возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия — работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.

Эффективная реализация делегирования затруднена из-за противодействия  как руководителей, так и подчиненных.

Делегирование редко  бывает эффективным, если руководство  не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В работе рассмотрено  делегирование как один из факторов успешного управления организацией. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

Делегирование представляет собой передачу задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них.

Ответственность, обязательство  выполнять задачи и отвечать перед начальником за их успешное завершение, не могут быть делегированы. Пока получатель фактически не примет ответственности, то имеется только намерение осуществить делегирование.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач. Переданные лицам, имеющим право распоряжаться, они называются линейными полномочиями.

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и  устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.

Результатом делегирования  линейных полномочий является цепь команд.

Аппаратные задачи можно определить как консультативные или обслуживающие. Они поддерживают те виды деятельности, которые непосредственно связаны с достижением поставленных целей. К широко распространенным типам аппарата относятся консультативный, обслуживающий и личный.

Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.

Число работников, подчиняющихся  непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена; возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия — работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.

Эффективная реализация делегирования затруднена из-за противодействия  как руководителей, так и подчиненных.

Делегирование редко  бывает эффективным, если руководство  не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

    1. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя. – М.: ИНФРА-М, 2009
    2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Триада, 2008
    3. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008
    4. Менеджмент. Учебник для вузов / под ред. Виханского О. -М.: ГАРДАРИКА. 2009
    5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., Дело, 2008
    6. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 2008
    7. Управление организацией/ Под ред. А.Г. Поршнева и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009

 


Информация о работе Делегирование, ответственность и полномочия