Деловая беседа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Деловая встреча и деловые переговоры, в общем, имеют одно определение – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. Но деловую встречу можно рассматривать и как первый этап переговорного процесса или его составную часть, в процессе которого уточняется предмет дальнейших переговоров, решаются организационные вопросы. От результатов таких предварительных контактов, от впечатления, произведенного вами при «ознакомительной» деловой встрече, во многом зависит успех дальнейших переговоров.

Содержание работы

1. Деловая беседа………………………………………………………..3
1.1 Введение……………………………………………………………….3
1.2. Подготовка к деловой беседе……………………………………….4
1.3. Начало беседы……………………………………………………….7
1.4. Постановка проблемы и передача информации………………….9
1.5. Обоснование выдвигаемых положений – аргументация………..10
1.6. Завершение беседы…………………………………………………12
1.7. Заключение………………………………………………………….16
Библиографический список…………………………………………….17

Файлы: 1 файл

деловая беседа.docx

— 41.71 Кб (Скачать файл)

При информировании нужно искренне и заинтересованно слушать говорящего. И при этом еще стараться оставаться самим собой: естественным, вежливым без формализма, радушным хозяином.  В процессе информирования следует внимательно следить за всем, что спрашивает собеседник, за смыслом его слов. Если что-то неясно, следует обязательно поставить уточняющий вопрос, но так, чтобы собеседник при ответе высказал собственное мнение, а не пытался говорить, используя затасканные стереотипы.          

Информируя, отдельные собеседники  часто стремятся скрыть свои мысли, отделаться общими фразами, уйти от принятия конкретных решений. Для этого они  обычно пользуются следующими приемами:

-используют выражения, не имеющие  предметного содержания, типа: «есть  решение…» (а чье?);

-употребляют глаголы, не дающие  указания на точный образ действий, например, «требуется активизировать»  и т.п.;

- передают информацию очень  неопределенно и субъективно;

- обобщают информацию, меняя ее  смысловое содержание.         

Использование подобных приемов существенно  снижает эффективность деловой  беседы и усложняет достижение поставленной цели.

 

1.5   Обоснование выдвигаемых положений – аргументация.

После информирования присутствующих и ответов на вопросы наступает  основной этап деловой беседы –  обоснование выдвигаемых положений. На этом этапе формируется предварительное  мнение, занимается определенная позиция как вами, так и вашим собеседником. С помощью аргументов можно увидеть противоречия, критически рассмотреть положения и факты, изложенные обеими сторонами.         

 Аргументация – это способ убеждения кого-либо посредством значимых логических доводов. Она требует больших знаний, концентрации внимания, присутствия духа, напористости и корректности высказываний, при этом ее результат во многом зависит от собеседника.         

 В аргументировании выделяют две основные конструкции: доказательная аргументация, когда вы хотите что-то доказать или обосновать, и контраргументация, с помощью которой вы опровергаете утверждения партнеров по переговорам.         

Для построения обеих конструкций  используются следующие основные методы аргументирования (логические):         

Фундаментальный метод представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого вы знакомите с фактами и сведениями, являющимися основой вашего доказательства. Если речь идет о контраргументах, то надо пытаться оспорить и опровергнуть доводы собеседника.         

Метод противоречия основан на выявлении противоречий в аргументации оппонента. По своей сущности этот метод является оборонительным.         

Метод извлечения выводов основывается на точной аргументации, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приводит вас к желаемому выводу.          

Метод сравнения имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно.         

Метод  «да-но». Часто партнер приводит хорошо подобранные аргументы. Однако они охватывают или только преимущества, или только слабые стороны. Но поскольку в действительности у любого явления имеются как плюсы, так и минусы, то можно применить метод «да-но», который позволяет рассмотреть и другие стороны предмета обсуждения. В данном случае надо спокойно согласиться с партнером, а потом начать характеризовать этот предмет с прямо противоположной стороны и трезво взвесить, чего здесь больше, плюсов или минусов.         

Метод  «бумеранга» дает возможность использовать «оружие» партнера против него самого. Этот метод не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное действие, если применять его с изрядной долей остроумия.         

Метод игнорирования. Очень часто бывает, что факт, изложенный партнером, не может быть опровергнут, но зато его можно с успехом проигнорировать.         

Метод опроса основывается на том, что вопросы задаются заранее. Конечно, не всегда целесообразно сразу открывать свои карты. Но все можно задать партнеру заранее ряд вопросов, чтобы хотя бы в основном выявить его позицию.         

Метод видимой поддержки. В чем он заключается? К примеру, ваш партнер изложил свои аргументы, и теперь вы берете слово. Но вы ему вообще не возражаете и не противоречите, а, к изумлению всех присутствующих, наоборот приходите на помощь, приводя новые доказательства в его пользу. Но только для видимости. А за тем следует контрудар, например: «Вы забыли в подтверждение вашей мысли привести и такие факты… «Но все это вам не поможет, так как…» а затем наступает черед ваших контраргументов.         

Таким образом создается впечатление, что точку зрения партнера вы изучили  более основательно, чем он сам, и  после этого убедились в несостоятельности  его тезисов. Однако этот метод требует  особо тщательной подготовки.        

 

1.6    Завершение беседы         

 Последний этап беседы – ее завершение. Успешно завершить беседу – это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе решаются следующие задачи:

- достижение основной или (в  неблагоприятном случае) запасной (альтернативной) цели;

- обеспечение благоприятной атмосферы;

- стимулирование собеседника к  выполнению намеченных действий;

- поддержание в дальнейшем (в  случае необходимости) контактов  с собеседником, его коллегами;

- составление резюме с четко  выраженным основным выводом,  понятным всем присутствующим.         

Любая деловая беседа имеет свои подъемы и спады. В связи с  этим возникает вопрос: когда переводить беседу  в завершающую фазу – фазу принятия решения. Практика доказывает, что это надо делать, когда беседа достигает кульминационного момента. Например, вы настолько исчерпывающе ответили на очень важное замечание вашего собеседника, что его удовлетворение вашим ответом очевидно.          

Пример его типичного комментария  в данном случае: « Это обязательно  надо было выяснить!»         

Ваш ответ сразу следует добавить положительным заключением, например: « Вместе с вами мы убедились, что  внесение этого предложения будет  для вас очень выгодно».         

Было бы ошибочно думать, что собеседник сохранил в своей памяти все ваши аргументы и запомнил все преимущества предложенного вами решения. Его типичным высказыванием в завершающей фазе беседы обычно бывает: «Мне нужно еще раз все основательно обдумать». Но это скорее состояние «переполненной головы», чем проявление его нерешительности. Поэтому в таких случаях нужно использовать приемы ускорения принятия решения. Существует два таких приема: прямое и косвенное ускорение.         

Прямое ускорение.  Пример такого приема: «Мы сразу будем принимать решение?» чаще всего собеседник еще не успел принять решение, и поэтому он отвечает: «Нет, пока не нужно. Я еще должен все обдумать».          

 С помощью приема «прямое ускорение» можно принять решение в самые короткие сроки. Но такой прием часто не достигает цели, поскольку  в 50% подобных случаев собеседник говорит «нет».         

Косвенное ускорение. Этот прием позволяет привести вашего собеседника к желаемой цели постепенно. Преимущество его в том, что вы довольно рано начинаете работать над достижением своей цели, снижая степень риска неудачи.                   

Существует четыре варианта этого приема: 

  • Гипотетический подход. Почти все люди испытывают некоторый страх, оказавшись в ситуации, когда им необходимо принимать решение. В связи с этим целесообразно говорить лишь об условном решении, чтобы собеседник расслабился и привыкал к нему постепенно. Для этого подходят следующие формулировки: «Если…», «В случае если…», «Предположим, что…».  
  • Поэтапные решения. Окончательный вывод собеседника можно предупредить, предположив, что основное решение беседы уже принято. Тогда принимаются только предварительные или частичные решения. Таким образом, вы фиксируете отдельные моменты решений еще до того, как собеседник дал свое согласие. В результате достигается сильное воздействие (путем внушения) на собеседника в нужном направлении.
  • Альтернативные решения. Суть этого подхода в том, что вы предлагаете собеседнику альтернативные варианты решения вопроса. Важно, что оба варианта вас устраивали.
  • Тактический подход. Подход способствует прояснению обстановки при завершении беседы.

 

         Все перечисленные методы косвенного ускорения принятия решения продуктивны  сами по себе, а если их использовать комбинированно, то их эффективность  будет еще выше. Применяя эти методы, вы как бы заводите своего собеседника в безобидный тупик. Он углубляется в него и невольно приближается к окончательному решению.         

Заключительную часть выступления  собеседник запоминает лучше всего. Значит, последние слова оказывают  на него наиболее сильное воздействие.  В связи с этим рекомендуется записывать и заучивать наизусть несколько последних предложений или хотя бы заключительное.          

Опытные деловые люди обычно заранее  обдумывают два или три варианта заключительных предложений, чтобы  потом в зависимости от хода беседы решить, какие из них – более  мягкие или более жесткие по форме  – произнести.  Очень важно отделить завершение от ее основной части, например, с помощью таких выражений: «Давайте подведем итоги», «Итак, мы подошли к концу нашей беседы».          

 Рассмотрим теперь тактический подход. Если вы заметили, что собеседник морщит лоб в поисках подходящего замечания, нужно попытаться узнать у него, с чем он не согласен, разумно применив технику вопросов. Пример: «Отвечает ли это вашим представлениям… Если нет, то почему?» Таким образом, вы узнаете истинную причину сопротивления вашего собеседника.         

Во всех случаях в конце беседы следует избегать альтернативных решений.          

Переходить к принятию решению  можно только тогда, когда вы достигнете полной договоренности с вашим собеседником.          

Всегда следует быть готовым  к слову «нет». Если собеседник сказал «нет», беседу заканчивать нельзя. У  вас должны быть подготовлены варианты, которые позволят продолжить беседу и преодолеть это «нет».         

Всегда нужно оставлять в  запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться. Опытные деловые люди никогда не допускают неожиданности  в конце деловой беседы. У них  всегда  в запасе есть отличный аргумент, с помощью которого они могут успешно ее завершить. Например: «Да, я забыл добавить: в случае неудачи мы все расходы берем на себя».          

Часто собеседники в конце беседы приводят сильные доводы, но забывают предварительно подготовить выводы из основных положений. В результате нечеткое завершение беседы резко снижает  впечатление от всего того, что  было убедительно высказано ранее. Поэтому на подведение итогов в конце  беседы следует обращать серьезное  внимание.         

Завершение беседы нельзя сводить  только к простому повторению наиболее важных ее положений. Основные идеи должны быть сформулированы очень четко  и кратко. Вы должны придать общему выводу легко усваиваемую форму, т.е. сделать несколько логических утверждений, полных смысла и значения. Всем присутствующим должна быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего  вывода, не должно быть места лишним словам и расплывчатым формулировкам. В обобщающем выводе должна преобладать  одна основная мысль, изложенная чаще всего в виде нескольких положений, которые последовательно выражают ее в максимально сжатой форме.         

В письменном виде заключение состоит из рубрик, каждая из которых представляет собой самостоятельный смысловой блок, хотя в целом они логически взаимосвязаны и представляют собой единство, которое в совокупности характеризует итоги проведенной беседы.   Заключение составляется на основе письменной записи всей беседы. Эта запись – чрезвычайно важный документ, в котором обязательно соблюдаются все необходимые формальности и указываются:

- фамилии, имена и отчества  присутствующих, их должности (уровень,  ранг, постоянное место работы);

- продолжительность беседы;

- по чьей инициативе она состоялась.          

Если автор записи беседы проводил его сам, то он оформляет эту запись от своего собственного имени, но при  этом опускает местоимение «я», т.е. использует безличные предложения. Партнер именуется в третьем  лице, но местоимение «он» не используется. Употребляются слова «собеседник», «партнер», имя собственное. Если беседу вел руководитель, а запись беседы делалась другим, то руководитель делегации  называется именем собственным.         

Запись беседы должна быть лаконичной, но обязательно фиксируются цель беседы, обсуждаемые вопросы, позиции  сторон, высказанные соображения, возражения и достигнутые договоренности. Протокольные моменты встречи в записи опускаются. Если во время беседы произошел обмен материалами или документами, то это обстоятельство должно быть в записи обязательно отражено. Отражаются также факты получения или вручения памятных подарков.         

Достигнув цели, попрощайтесь собеседником. Как только будет принято решение, поблагодарите его, поздравьте с  разумным решением, скажите, что он будет доволен своим выбором, и удалитесь.

 

         1.7  Заключение

Выше были приведены все этапы  проведения деловой беседы от подготовки до завершения. В современное время  очень важно правильно использовать все методы, стратегии  проведения деловой беседы, в итоге будут достигнуты цели беседы, принято правильное решение, можно считать, что беседа удалась. От результатов  деловой беседы, от впечатления, произведенного вами на делового партнера будут зависеть успех дальнейших переговоров.      

Информация о работе Деловая беседа