Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 05:08, контрольная работа
Цель данной работы - понять и рассмотреть проблемы де¬ловой этики с точки зрения международного бизнеса, и с точ¬ки зрения области менеджмента. Для решения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть деловую этику, как основа бизнеса;
- охарактеризовать этику в международном бизнесе;
- проанализировать главные принципы этики в международном бизнесе.
Введение…………………………………………………………………...………3
1. Деловая этика, как основа бизнеса……………………………….…...………4
2. Этика в международном бизнесе……………………………………...………7
3. Главные принципы этики в международном бизнесе………………...…….12
Заключение………………………………………………………………...…..…14
Список использованной литературы………………………………......……….15
3
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Деловая этика, как основа бизнеса……………………………….…...………4
2. Этика в международном бизнесе……………………………………...………7
3. Главные принципы этики в международном бизнесе………………...…….12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………......……
Введение
В последние десятилетия этическая сторона деловых отношений как сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдвигаются два объяснения возрастания интереса к данной области. Первое заключается в том, что уровень этичности в деловых отношениях остался прежним, а более осведомленное население предъявляет повышенные требования к деловой сфере.
В соответствии со вторым объяснением этические стандарты в деловых отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей и традиционной морали как на уровне личной этики, так и корпоративной.
Ежегодно в мире проходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, издаются специальные журналы. Все это свидетельствует о том, что деловое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение. Этот факт и определяет актуальность выбранной темы работы.
К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие: соотношение целей и средств их достижения; соотношение личных и общественных интересов; выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом; соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.
Цель данной работы - понять и рассмотреть проблемы деловой этики с точки зрения международного бизнеса, и с точки зрения области менеджмента. Для решения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть деловую этику, как основа бизнеса;
- охарактеризовать этику в международном бизнесе;
- проанализировать главные принципы этики в международном бизнесе.
1. Деловая этика, как основа бизнеса
Этика предпринимательства служила объектом изучения издавна. Еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства - бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело. Но, прежде всего, охарактеризуем базовые понятия и определения того, что является предметом рассмотрения в данном издании.
Этика бизнеса - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями. [8, c. 96]
То обстоятельство, что результаты предпринимательской деятельности в условиях рынка предопределяются, прежде всего, качеством работы бизнесмена с человеческим материалом, находящимся в его распоряжении, предопределяет особую значимость психологических факторов. Психология бизнеса становится фундаментом, на котором строится ныне здание делового успеха.
Правила делового этикета - частный вид социальных норм, включенных в систему неформального социального контроля поведения. Соблюдение этих норм подкрепляется неформальными санкциями со стороны социального окружения, которое оценивает, как личность сообразуется с совокупностью требований, норм, образцов поведения. Результатом этой оценки является общественное (групповое) мнение о данном человеке, одобряющее или порицающее его поведение.
В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.
За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления - то есть воздействия на людей.
1) Иерархия, организация, где основное средство воздействия - отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения.
2) Культура, этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
3) Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти явления сложные, это не просто «инструменты управления». В живых, реальных хозяйственных и социальных системах они все почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества. [2, c.116]
В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Но, одновременно с этим была и жесткая этика советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений.
Этика в сфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе. Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими.
Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей.
Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе. [10, c. 204]
Таким образом, изменение ценностных ориентиров привнесло радикальные изменения в этику бизнеса, в теорию и практику менеджмента. Значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений резко возросло. Этические правила играют в условиях современного мира особую роль, причем не только при общении людей в рамках бизнеса, но особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между собой руководителей, а также в рабочих и неформальных взаимоотношениях руководителей с подчиненными им сотрудниками. Во многом это связано с особенностями состояния сегодняшней отечественной экономики.
2. Этика в международном бизнесе
Для современной этики международного бизнеса главными являются вопросы корпоративной социальной ответственности. Мнение, что финансовое благополучие компании менее всего побуждает ее к соблюдению этических норм, в корне неверно; сама жизнь и практика бизнеса постулировала следующее утверждение: «Хорошая этика означает хороший бизнес». В противном случае негативная реакция со стороны заказчиков и партнеров неминуемо приведет к значительному сниженидв прибыльности компании, а растиражированная средствами массовой информации сомнительная репутация приведет к отсутствию какого-либо доверия к ней.
Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман пишет, что истинная роль бизнеса состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии, что он придерживается правил игры, участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману. [1, c. 150]
Опыт международного бизнеса подтверждает значимость деловой этики в формировании успеха фирмы. Так, нечестное поведение фирмы «Coca-Cola», случаи дачи взяток конкурентам в качестве отступного во время судебных процессов с ними стоили этой компании доли рынка, отданной «Pepsico», так как последняя обладала доказательной информацией о неблаговидной деятельности фирмы «Coca-Cola».
К началу 80-х гг. в этике бизнеса сложились три главных направления: «этика филантропии», «этика справедливости», «этика личной автономии»
Первое из них напрямую связывает добро с результатом, к которому добро приводит, и побуждает бизнес к благотворительной деятельности. Второе декларирует равенство и справедливость между сотрудниками фирмы. А третье направление главным моральным правилом считает соблюдение прав других субъектов - партнеров по бизнесу, клиентов и конкурентов.
Обсуждение вопросов деловой этики базируется на этике личных отношений.
Становится все очевиднее, что, действуя в собственных интересах, многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников в обменах, обусловливающих экономическое и социальное развитие. Желая или не желая этого, такие корпорации часто решающим образом и длительно воздействуют на другие страны. Влияние на местные культуру, институты, религию и образ жизни следует поэтому тщательно оценивать. Для этого необходимо периодически устраивать «ревизии воздействия на этику».
Этические моменты должны обязательно стать важнейшим элементом процесса управления. Проблемы, создаваемые поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становится объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина. Поэтому в интересах каждой многонациональной организации установить единые этические принципы по операциям во всех регионах мира, причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им. [12, c. 134]
Стандарты этичного поведения различаются в разных странах. Поведение зачастую определяется средствами принудительного выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения не имеет «верхних» границ. Многонациональные организации характеризуются высоким уровнем этической ответственности и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.
Многонациональные организации должны следовать следующим рекомендациям:
Разработка этических нормативов, применимых во всем мире.
- учет этических вопросов при разработке стратегии;
- уход с сомнительного рынка при возникновении крупных неразрешаемых этических проблем;
- составление периодических отчетов о «воздействии на этику».
Международный бизнес-этикет - понятие весьма емкое н не ограничивающееся вопросами соблюдения деловой субординации и переговорным процессом. Основными составляющими международного бизнес-этикета являются:
- правила приветствия;
- правила обращения;
- правила представления;
- организация деловых контактов (переговоров, встреч, приемов, деловой переписки).
- деловая субординация.
- рекомендации по формированию внешнего облика делового человека.
- этические нормы денежных отношений.
- правила обмена подарками и сувенирами и даже
- приемлемость чаевых.
Международный деловой этикет во многом разнится с правилами хорошего тона, принятыми в приватной обстановке.
При выборе места проведения переговоров с иностранными партнерами следует тщательно оценить все плюсы и минусы места, учитывая такие параметры как:
- материальные затраты;
- престижность (статус) места;
- сложности, которые могут возникать по организационным вопросам;
- необходимость согласований с другими организациями (пропускной режим, парковка и т.п.) [3, c. 85]
Здесь же необходимо определить, где лучше всего проводить переговоры - на территории одной из сторон или на нейтральной территории. При конфликтных переговорах лучше выбирать для встреч либо свой офис - «дома и стены помогают», либо нейтральную территорию.
При рассадке членов иностранной делегации при проведении деловых переговоров следует учитывать следующие особенности:
- глава делегации садится в центре, напротив него - глава партнерской делегации;
- справа от главы - второе лицо в делегации, слева - переводчик (при необходимости).