Деловая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности и характерные черты деловых культур Востока и России.
Задачи:
1. Изучение теоретических материалов по данному вопросу.
2. Рассмотреть деловые культуры России и Востока с точки зрения различных подходов к измерению.
3. Выявить закономерные черты российской деловой культуры и произвести их сравнение с чертами деловой культуры другой конкретной страны(а именно Кореи).

Содержание работы

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ……………………………………...
РЕФЕРАТ………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………….....2
Глава 1. Культурные особенности межнациональных бизнес-контактов....3
1.1 Измерения по Хофстеду………………………………………………..…3
1.2 Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры…………………....8
1.3 Иные показатели, играющие значительную роль в различных деловых культурах……………………………………………………………………..…..10
Глава 2. Деловая культура в России……………………………………..…16
2.1 Российская деловая культура: современное состояние……………….16
2.2 Сравнение российской и корейской деловых культур……….………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..21
Библиографический список…………………………………..………….….26

Файлы: 1 файл

TO_kursovaya_rabota.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ……………………………………...

РЕФЕРАТ………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………….....2

Глава 1. Культурные особенности  межнациональных бизнес-контактов....3

1.1 Измерения по Хофстеду………………………………………………..…3

1.2 Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры…………………....8

1.3 Иные показатели, играющие значительную роль в различных деловых культурах……………………………………………………………………..…..10

Глава 2. Деловая культура в России……………………………………..…16

2.1 Российская деловая  культура: современное состояние……………….16

2.2 Сравнение российской  и корейской деловых культур……….………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..21

Библиографический список…………………………………..………….….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие "деловая культура" можно определить как отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, финансам и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой информации. Это должно воплощаться в комплексе правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Успех работы предприятия в рыночных условиях в определяющей мере зависит от его репутации как делового партнера.

Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует не только знания иностранных языков, но и умения вести себя естественно, тактично и достойно, что крайне необходимо и важно на встречах с людьми из других стран.

Следует помнить, что  деятельность ПР международного масштаба проходит на фоне интернационализации многих аспектов национальных культур. Успешное ведение ПР в мультинациональной среде требует знания основных характеристик и специфики взаимодействующих культур. Знание культурных особенностей позволяет оценивать, прогнозировать и управлять поведением различных групп общественности — партнеров, занятых, инвесторов, потребителей, госчиновников, местной общественности в отношении компании в мультикультурной среде.

На сегодняшний день в спектре деловых культур можно выделить два полюса — Западная деловая культура и Восточная деловая культура. К типичным Западным культурам относятся евро-американская и западноевропейская деловые культуры. К наиболее типичным Восточным — деловые культуры стран Азии и Востока (Япония, Китай, а также страны ислама). Особенности этих типов деловых культур имеют исторические, религиозные и общекультурные предпосылки.

Россия находится географически  — между Западом и Востоком. Деловая культура России занимает по ряду параметров промежуточное положение между Западной и Восточной культурами. Рост занятости россиян на иностранных и совместных предприятиях актуализирует вопросы взаимодействия различных культур на всех уровнях ведения бизнеса — от рабочих мест до топ-менеджмента. Знание полярных особенностей культур позволяет ориентироваться в ситуациях кросс-культурных коммуникаций, оптимизировать отношения с ино-культурной общественностью.

Несмотря на всеобщую глобализацию, различия в деловых  культурах и по сей день остаются значительными, тогда как современные внутренние и внешние экономические отношения предъявляют повышенные требования к соблюдению общепринятых форм делового общения, этикета, этических норм.

Проблема: Несовпадение стандартов современной российской деловой культуры с общемировыми наносит ощутимый ущерб репутации российских компаний.

В настоящее время  СМИ пока еще фрагментарно освещают вопросы деловой культуры; в сфере  бизнес-образования почти нет  комплексных курсов по деловой культуре; недостаточно учебных пособий, особенно отечественных, учитывающих российскую специфику: мало проводится профессиональных научных исследований, результаты которых можно было бы использовать для надежных и эффективных практических рекомендаций.

Таким образом, к настоящему времени сформировалась весьма актуальная потребность в изменении сложившейся ситуации. Деловая культура не может развиваться далее без целенаправленного и системного содействия.

Цель курсовой работы – выявить особенности и характерные черты деловых культур Востока и России.

Задачи:

1.  Изучение теоретических материалов по данному вопросу.

2.  Рассмотреть деловые культуры России и Востока с точки зрения различных подходов к измерению.

3.  Выявить закономерные черты российской деловой культуры и произвести их сравнение с чертами деловой культуры другой конкретной страны(а именно Кореи).

4.  Дать рекомендации по поведению PR-специалиста в межнациональном коллективе.

Объект исследования: деловая культура и ее особенности.

Предмет исследования: характерные черты деловых культур России и Кореи.

Таким образом, деловая культура является одним из наиболее сложных и многогранных явлений, имеющих свои особенности и специфику. Знание деловой культуры также важно для PR-специалиста, как и знание в любой другой области, и идет наравне с такими личностными качествами, как креативность, коммуникабельность, инициативность и т.д. А знание того, как необходимо себя вести при общении в многонациональном коллективе, несомненно, поможет PR-специалисту в профессиональной деятельности.

 

Глава 1. Культурные особенности  межнациональных бизнес-контактов

 

1.1 Измерения по Хофстеду

Особенности ведения  бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой  страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес-культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать элементы поведения представителя той или иной культуры. При прогнозировании полезно учитывать поведенческие стереотипы, источник и уровень власти, деловую этику, мотивацию, тип мышления и особенности восприятия времени.

Глобализация экономики  затронула даже малый и средний  бизнес России. Он (вольно или невольно) сталкивается с проблемами межнациональных  деловых взаимоотношений: будь то приобретение оборудования, сырья, поиск партнёров  или инвесторов. Не говоря уже о прямой конкуренции на собственном внутреннем рынке со стороны транснациональных компаний. Глобализация делает изучение культуры деловых взаимоотношений и межнациональных коммуникаций все более важным для российских менеджеров. Осведомлённость об особенностях той или иной культуры, умение учитывать и применять эти особенности на практике помогают одним компаниям быстрее и с меньшими издержками наладить отношения с партнёрами, другим - эффективнее бороться с конкурентами. Весьма полезно знание особенностей межнациональных коммуникаций и менеджерам, работающим в иностранных компаниях, так как они позволяют лучше адаптироваться в чуждой среде, понимать сущность требований руководства, допустимые рамки поведения и, соответственно, быстрее продвигаться по службе.

Особенности ведения  бизнеса коренным образом зависят  от культуры страны и отражаются на всех аспектах деловых взаимоотношений - от повседневных контактов до переговорного  процесса и форм заключённых контрактов. В основе культурных различий, существующих между странами, лежат фундаментальные расхождения ценностных ориентаций.

Еще в 70-х годах ХХ в. Дж. Хофстедом были проведены исследования в 66 странах мира. Они позволили  ему выделить несколько основополагающих аспектов, определяющих стиль и особенности  ведения бизнеса представителями разных культур. Результатом исследований стала модель сравнительного анализа бизнес-культур, основанная на четырех вариативных характеристиках. Эти "магические" характеристики: 1) индекс индивидуализма/коллективизма, основанный на самоориентации личности, 2) степень иерархической дистанцированности, отражающая ориентацию на власть и авторитет, 3) степень избегания неопределённости, характеризующая уровень готовности к риску, и, наконец, 4) мужской или женский стиль деловых взаимоотношений.

Индивидуализм/коллективизм (И/К индекс). Индекс индивидуализма/коллективизма выражает отношение между индивидуумом и обществом. Этот показатель описывает степень интеграции личности в коллективе, группе. Высокий индекс индивидуализма означает концентрацию на собственном "эго" и личных достижениях; низкое значение индекса указывает на интеграцию, подчинение индивидуума коллективу, преобладание "мы" в менталитете. Это отнюдь не означает, что в странах с высоким индексом индивидуализма отдельная личность плохо интегрирует себя в группе. В странах с выраженным индивидуалистическим менталитетом, ярким примером которых являются США, скорее наиболее важны личная жизнь и инициатива. Индивидуализм преобладает в обществах, где связи между отдельными личностями слабы и каждый отвечает только за себя или за наиболее близких членов семьи. В обществах с преобладанием менталитета коллективизма отношения базируются на семейной морали, чувстве долга, преобладании интересов коллектива над личными и лояльности. В таких культурах личность практически с рождения интегрирована в устойчивые группы, которые на протяжении всей жизни человека продолжают защищать его в обмен на лояльность данной группе.

Иерархическая дистанция (И/Д индекс) - это дистанция между членами общества, находящимися на разных ступенях иерархии. Индекс иерархической дистанции измеряет терпимость общества к социальному неравноправию, то есть неравному распределению власти между вышестоящими и нижестоящими членами социальной системы. Степень дистанцированности показывает отношение подчинённых к власти руководителей. Культуры с высоким индексом иерархичны, власть в некоторых культурах может быть наследственной. В подобных культурах, например в странах Латинской Америки, организация построена по принципу пирамиды и централизация власти необходима. Здесь ощущается значительная разница между членами общества, стоящими на разных социальных уровнях, и разница в привилегиях, которая воспринимается членами общества как должное. В странах с низким индексом наблюдается обратная картина.

Степень избегания неопределённости (И/Р индекс) - это степень избегания риска или стремления к нему. Контроль уровня неопределённости является чертой, в большой мере определяемой культурой, и показывает, в какой мере члены того или иного культурного сообщества запрограммированы на свободу действий неструктурированных нестандартных ситуациях.

Индекс отражает терпимость членов общества к неопределённости ситуации. Культуры с высоким индексом менее устойчивы к стрессу, сильнее  озабочены вопросами безопасности и следования установленным правилам, что приводит к затруднённому восприятию изменений и медленной адаптации к новым идеям. Культуры с низким индексом избегания неопределённости ассоциируются с большей подвижностью, готовностью к риску, инновационностью, склонны опираться на познание, а не на абсолютное знание.

Если сравнить США, имеющие  среднее значение индекса 46 (табл. 1), и Францию, имеющую индекс 86, то такая  значительная разница в избегании  неопределённости часто приводит к  конфликтам, особенно между менеджерами и их руководителями, если они являются представителями разных культур. Во французских, как и в немецких компаниях, высокое значение придается соблюдению правил, написанию регулярных письменных отчётов по всевозможным поводам, вплоть до телефонных разговоров с партнёрами. Прописанные служебные обязанности, рабочие процедуры, точные инструкции - вот типичные черты деловой культуры этих стран.

Мужской (жёсткий) или  женский (мягкий) тип поведения (М/Ж  индекс). Преобладание и поощрение среди членов общества состязательности, требовательности, стремления к достижениям, предпринимательству относят к мужскому типу поведения. Общества с высоким индексом (по мужскому типу) характеризуются также стремлением к наживе и накоплению денег, отсутствием заботы об окружающих.

В противоположность  этому в странах с превалирующим  поведением по женскому типу преобладающими ценностями являются скромность и альтруизм, равноправие полов, упор на служение людям. В странах с мужским  типом ценится работа, позволяющая быть признанным, сделать карьеру, в странах с женским типом - работа в приятном коллективе, взаимопомощь.

В некоторых обществах  считается позволительным для мужчин и женщин принимать различные  взаимоперекрещивающиеся роли, в  то время как в других культурах существует чёткое полоролевое ограничение.

В таблице 1 приведены  данные исследований Хофстеда по некоторым  странам, представляющим значительный коммерческий интерес.

 

 

Таблица 1. Индексирование стран в зависимости от культурных ценностей

Страна

И/К

Ранг по

И/Д

Ранг по

И/Р

Ранг по

М/Ж

Ранг по

И/К пока-

И/Д пока-

И/Р по-

М/Ж по-

или регион

индекс

зателю

индекс

зателю

индекс

казателю

индекс

казателю

Австралия

90

2

36

41

51

37

61

16

Англия

89

3

35

42/44

35

47/48

66

9/10

Арабские страны

38

26/27

80

7

68

27

53

23

Бразилия

38

26/27

69

14

76

21/22

49

27

Венесузла

12

50

81

5/6

76

21/22

73

3

Гватемала

6

53

95

2/3

101

3

37

43

Германия

67

15

35

42/44

65

29

66

9/10

Греция

35

30

60

27/28

112

1

57

18/19

Индия

48

21

77

10/11

40

45

56

20/21

Индонезия

14

47/48

78

8/9

48

41/42

46

30/31

Иран

41

24

58

29/30

59

31/32

43

35/36

Канада

80

4/5

39

39

48

31/42

52

24

Колумбия

13

49

67

17

80

20

64

11/12

Мексика

30

32

81

5/6

82

18

69

6

Нидерланды

80

4/5

38

40

53

35

14

51

Новая Зеландия

79

6

22

50

49

39/40

58

17

Пакистан

14

47/48

55

32

70

24/25

50

25/26

США

91

1

40

38

46

43

62

15

Тайвань

17

44

58

29/30

69

26

45

32/33

Турция

37

28

66

18/19

85

16/17

45

32/33

Уругвай

36

29

61

26

100

4

38

42

Финляндия

63

17

33

46

59

31/32

26

41

Франция

71

10/11

68

15/16

86

10/15

43

35/36

Южная Корея

18

43

60

27/28

85

16/17

39

41

Япония

46

22

54

33

92

7

95

1

Информация о работе Деловая культура