Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Содержание работы

Введение
Деловое общение: закономерности и тактика
Анализ общения
Общение и его функции
Виды межличностных отношений
Фазы общения
Средства общения
Этикет и культура общения
Деловой этикет
Современные взгляды на место этики в деловом общении
Общее этические принципы и характер делового общения
Правила этикета
Правила вербального этикета
Правила общения по телефону
Эффективность слушания
Заключение

Файлы: 1 файл

Деловое общение менеджера.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

 Во время деловой  беседы с итальянцем постарайтесь  не  демонстрировать своего неприятия их громкой, чрезмерно оживленной речи, горячности обсуждения даже несущественного вопроса, а при общении с японцами не удивляйтесь употреблению ими сверхвежливых оборотов речи. Сверхвежливость по отношению к партнеру и «приниженность» собственного «Я» (например, «Я, недостойный, и моя ничтожная жена приглашаем Вас, Высокопочтимого и благородного, к нам в гости») не мешают, а помогают японцам прекрасно вести свои дела. Трудно найти другого делового партнера, который заранее с такой скурпулезностью просчитал самые невероятные предстоящей сделки и рассчитал столько различных (финансовых, юридических и других) ловушек своему партнеру по переговорам, как японец. Японская сверхвежливость – своего рода наркотик, усыпляющий бдительность партнера по переговорам. В любой финансовой, технической и другой деловой сделке японцы, как правило, обводят вокруг пальца наших излишне поддающихся на банальные комплименты и лесть отечественных бизнесменов.

     Деловой  этикет требует особого поведения в общении с клиентами. В каждом виде услуг, оказываемых клиентам, есть свои профессиональные тонкости в поведении. Но надо помнить, что определяет отношения с клиентами самый главный принцип: клиент – самый дорогой и желанный человек в вашем офисе (магазине, предприятии). Если клиентов много, то обычно стараются в первую очередь обслуживать женщин и престарелых. Но в любом случае в работе с клиентами надо быть хорошим психологом.

   Важно также  соблюдать определенные правила  в отношении одежды и внешнего вида. Сверхмодный костюм совсем необязателен. Важно, чтобы он был в приличном состоянии, не висел мешком, а брюки не должны напоминать засаленную старую гармошку. Но костюм должен быть к месту и ко времени. Если переговоры с партнером назначены на дневное время, подойдет светлый костюм. Брюки и пиджак могут быть различных цветов. Но если переговоры вечером, костюм должен быть темным, рубашка – обязательно свежей, глаженой, галстук – не кричащим, ботинки – вычищенными. Элегантность делового человека определяют рубашка, галстук и ботинки, не количество костюмов, которые он привез с собой.

   Для поездки  за границу достаточно иметь  три комплекта одежды: темный  и светлый костюмы, приличную  куртку и свитер для прогулок. Если маршрут вашей поездки  проходит через страны востока, то помните, что женщинам не следует надевать брюки, они не должны появляться на улице, в общественных местах без чулок и колготок (особенно в странах, исповедующих ислам), а мужчинам в ярких галстуках.

   Необходимо помнить,  что в деловых отношениях мелочей нет. Для бизнеса этикет значит много. Одежда, поведение предпринимателя, менеджера – это его визитная карточка. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Источниками информации служит поведение бизнесмена в пути к месту деловой встречи, поведение в гостинице, во время самой встречи. Помните, вас повсюду окружают люди, которые с тоц или иной степенью пристрастностью вас изучают.

   Соблюдение важнейших  правил с незнакомыми людьми  – признак вашей респектабельности, воспитанности, уверенности в себе. Существует целый ряд правил поведения в различных видах транспорта: самолете, поезде, автомобиле. Долгое путешествие располагает к неторопливой беседе. Надо уметь вести ее. Прежде всего, не следует злоупотреблять вниманием попутчиков, не стремиться как можно быстрее завладеть всеми сторонами беседы, не быть излишне говорливым: болтливость – признак дурного тона. Другая крайность – замкнутость, мрачный вид, нелюдимость. Следует также помнить, что разговоры во время полета или поездки об авариях, катастрофах на транспорте не создадут вам благоприятного имиджа, не способствуют установлению дружеских или деловых контактов с окружающими. После приземления самолета в знак признательности не спешите вручить стюардессе чаевые, она их не возьмет. Можно поблагодарить экипаж корабля аплодисментами за мастерство. Культуру обслуживания.

 

                   

 

 

4.6 Правила общения по телефону

 

   Современную деловую жизнь невозможно представить без телефона. Благодаря ему многократно повышается оперативность решения множества вопросов и проблем, отпадает необходимость посылать письма, телеграммы или совершать поездки в другое учреждение, город для выяснения обстоятельств какого- либо дела. По телефону можно сделать очень многое: провести переговоры, отдать распоряжения, изложить просьбу и т.д. Очень часто первым шагом на пути к заключению делового договора является телефонный разговор.

   У телефонного  разговора по сравнению с письмом  есть одно важное преимущество: он обеспечивает непрерывный  двусторонний обмен информацией  независимо от расстояния. Но  к деловому разговору надо  тоже тщательно готовиться. Плохая подготовка, неумение выделить в нем главное, лаконично, емко и грамотно излагать свои мысли приводит к значительным потерям рабочего времени (до 20-30%). Так утверждает американский менеджер А. Маккензи. Среди 15 главных причин потерь рабочего времени бизнесменов, менеджеров он поставил на первое место телефонные разговоры. Психологи отмечают, что продолжительность телефонных разговоров зависит от их эмоциональной окраски. Излишняя эмоциональность создает предпосылки для речевой нечеткости, неделовитости фраз, что увеличивает время телефонного разговора.

   Искусство ведения  телефонного разговора состоит  в том, что чтобы кратко сообщить  все, что следует, и получить  ответ. В японской фирме не  будут долго держать сотрудника, который не решит деловой вопрос по телефону за три минуты.

    Основа успешного  проведения делового телефонного  разговора – компетентность, тактичность,  доброжелательность, владение приемами  ведения беседы, стремление оперативно  и эффективно решить проблему  или оказать помощь в ее решении. Важно, чтобы служебный, деловой телефонный разговор велся еще в спокойном вежливом тоне и вызывал положительные эмоции.

    Эффективность  делового телефонного общения  зависит от эмоционального состояния  человека, и его настроения.

   Существенное значение имеет также умелое проявление экспрессии. Она свидетельствует об убежденности человека в том, что он говорит, в его заинтересованности в решении рассматриваемых проблем. Во время разговора надо уметь заинтересовать собеседника своим делом. Голос, тон, тембр, интонации внимательному слушателю говорят очень многое. Нужно стараться говорить ровно, сдерживать свои эмоции, не пытаться прерывать речь собеседника.

   Если ваш собеседник  проявляет склонность к спорам, высказывает в резкой форме  несправедливые упреки, в его тоне звучит сомнение, то наберитесь терпения и не отвечайте ему тем же. Если есть возможность, переведите разговор на спокойный тон, частично признайте его правоту, постарайтесь понять мотивы его поведения. Постарайтесь кратко и ясно изложить свои аргументы. Ваши доводы должны быть правильными по существу и грамотно изложены по форме.

   Надо помнить,  что телефон усугубляет недостатки  речи; быстрое или медленное произношение  слов затрудняет восприятие. Особенно  следите за произношением чисел, имен собственных, согласных букв.

    Этикет делового  телефонного разговора имеет  в своем запасе целый яд  реплик для корректировки общения.  Например:

   Как  вы меня слышите?

   Не  могли бы Вы повторить…?

   Извините, очень плохо слышно.

   Простите, я не расслышал, что Вы сказали, и т.п.

   Звонок по домашнему  телефону деловому партнеру, сослуживцу  для служебного разговора может  быть оправдан лишь серьезной  причиной, кому бы вы не звонили  – начальнику или подчиненному. Воспитанный человек не станет звонить после 22 часов, если для этого нет острой необходимости или не получено предварительное согласие на этот звонок.

   До того как  вы решили набрать номер, следует  точно определить цель разговора  и свою тактику его ведения.  Первой же фразой старайтесь заинтересовать собеседника. Если обговариваете несколько вопросов, то последовательно заканчивайте обсуждение одного вопроса и переходите к следующему. С помощью стандартных фраз старайтесь отделять один вопрос от другого. Например:

   Итак, по этому вопросу мы договорились?!

   Могу  я считать, что по этому вопросу мы достигли соглашения?

   Как  я Вас понял (в этом вопросе), мы можем рассчитывать на Вашу  поддержку?

   Таким  образом, две машины Вы поставите  нам не позже первого квартала?

    Разговор по каждой теме должен заканчиваться вопросом, требующим однозначного ответа.

    При подготовке  к деловой беседе по телефону  постарайтесь ответить себе на  следующие вопросы:

  1. какую главную роль вы ставите перед собой в предстоящем разговоре;
  2. можете ли вы вообще обойтись без этого разговора;
  3. уверены ли вы в благополучном исходе разговора;
  4. какие вопросы вы должны задать;
  5. какие вопросы может задать вам собеседник;
  6. какие приемы воздействия на собеседника вы можете использовать во время разговора;
  7. как вы будете вести себя, если ваш собеседник:

- решительно возразит, перейдет на повышенный тон;

- не отреагирует на ваши доводы;

- проявит недоверие  к вашим словам, информации.

5. Эффективность слушания

 

   Из всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым и именно оно требует совершенствования в наибольшей степени. «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие» (Ларошфуко). Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.

 В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух, казалось бы, близких понятий: «слушать» и «слышать». Мы не слушаем, потому что ошибочно думаем, что слушать – это значит просто не говорить, но это далеко не так. Слушание – активный процесс, требующий внимания к тому, о чем идет речь. Слушающий, в отличие от читающего, не может отвлечься даже на очень короткое время, поскольку словно умирает в тот момент, когда оно слетает с уст говорящего. Поэтому это умение необходимо тренировать в  себе, чтобы всегда быть в форме.

    Большинство  наших реакций мешает собеседнику  и нарушает ход его мыслей, не обеспечивает правильного  понимания слов и чувств собеседника, создает у него ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными. Эти помехи неизменно заставляют собеседника прибегать к защите, вызывая раздражение и возмущение (например, когда судим все, что слышим, перебиваем собеседника, не дослушав, не умеем сдержать отрицательные эмоции). Слушание – это волевой акт, включающий так же и высшие умственные процессы. Чтобы услышать, мы должны заплатить вниманием, а это нелегкий труд. В стиле слушания отражаются наши личности, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст.

   Понаблюдав за  тем, как слушают друг друга  2-3 человека, ведущие общий разговор, можно убедиться в том, что  слушание – активный процесс.  Это справедливо еще и в  том смысле, что оно требует  владения определенными приемами, которые существенно повышают эффективность общения. Как же повысить эффективность слушания?

   Управление произвольным  вниманием – действенное средство  повышения эффективности коммуникаций. Вместе с тем, это и самое  трудное, поскольку человеческое внимание постоянно отвлекается. Именно поэтому много людей слушают плохо. Некоторые приемы очевидны, как, например, использование визуального контакта и определенных жестов. Другие менее очевидны и связаны и нашим отношением к собеседнику, пониманием, одобрением, эмпатией по отношению к говорящему. Мы говорим: «Я весь внимание», когда горим особым желанием услышать что-нибудь интересное. Бессознательно мы принимаем соответствующую позу: поворачиваем лицо к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, другими словами, внимаем собеседнику. Мы принимаем эту позу безотчетно. Но этим приемом следует пользоваться сознательно, т.к. осознанное умение быть внимательным – эффективное средство повышения восприятия речи собеседника. Внимание слушающего помогает говорящему. Экспериментальные исследования публичных выступлений и частных бесед показывают, что если слушатели слушают внимательно, то говорящий начинает говорить четче, чаще использовать жесты, иными словами, «входить» в роль.

    Немаловажную роль для установления контакта и общения играет положительный язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать и общаться.

   Простым, но  действенным методом повышения  эффективности слушания является  нерефлексивное общение. Состоит  оно по существу в умении внимательно молчать. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Нужно лишь простейшие нейтральные побуждающие реплики или невербальные средства – повторение последних слов говорящего, «зеркало», междометия («угу» - поддакивание), кивки, мимические реакции, контакт глаз. Такие приемы вдохновляют говорящего, снимают напряжение, возникающее из боязни быть не понятым. Нерефлексивное слушание больше всего подходит для напряженных ситуаций. Это дает слушателям эмоциональное облегчение. Нерефлексивное слушание очень полезно, но пользоваться им надо умело.

Информация о работе Деловое общение