Деловые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой, реже - управленческой или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра». Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Определение понятия «деловая игра», ее основные компоненты
1.1 Общая типология деловых игр
1.2 Важнейшие виды деловых игр, используемых в управлении персоналом

Глава 2. деловая игра, как метод в управлении персоналом
2.1 Функции деловых игр в управлении персоналом 17
2.2 Сравнение деловой и ролевой игр 17
7 Сравнение организационных и деловых игр 19

Глава 3. Пратическое применение деловой игры …..
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 37.68 Кб (Скачать файл)

Содержание 

  • Введение

 

  • Глава 1 Определение понятия «деловая игра», ее основные компоненты 
  • 1.1 Общая типология деловых игр
  • 1.2 Важнейшие виды деловых игр, используемых в управлении персоналом 

 

  • Глава 2. деловая игра, как метод в управлении персоналом 
  • 2.1 Функции деловых игр в управлении персоналом 17
  • 2.2 Сравнение деловой и ролевой игр 17
  • 7 Сравнение организационных и деловых игр 19

 

  • Глава 3. Пратическое применение деловой игры …..
  • Список используемой литературы 22

 

Введение

    В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории и менеджменте. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

    При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой, реже - управленческой или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра». Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что "игровая имитация" или "имитационная игра" объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также' подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом.

    Рассматривая вопрос о целях конструирования и применения деловых игр, следует выделить три основных направления:

1) исследования в области  экономики, управления и т.д.;

2) обучение, подготовка и  переподготовка руководящих кадров;

3) профотбор, аттестация  кадров.

    Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что тема моей курсовой работы очень актуальна. Время не стоит на месте и чтобы организация была на «пике» функционирования нужно использовать все методы управления. Деловые игры не только помогают руководителю принять верное решение, но и развивают весь коллектив в целом, уча сотрудников принимать мелкие решения, работать в команде, концентрироваться на общей задаче организации.

    Цель курсовой работы изучить воздействие деловых игр в подготовке управленческого решения. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- Изучить понятие «деловая игра» и ее типологию;

- Рассмотреть особенности деловой игры, как метода в управлении персоналом;

- Выявить функции деловых  игр в управлении персоналом;

- Проанализировать все  на конкретном примере.  

 

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕЛОВАЯ ИГРА», ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

 

    Определяемое в общей форме понятие - игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. Игра - это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии.

    В конце девятнадцатого - начале двадцатого века появились первые систематизированные теории игровой деятельности. Наиболее распространенными являются следующие из них: К. Кросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. К. Шиллер и Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избытка энергии. З. Фрейд полагал, что игра - это способ выражения общественных запретов. В игре отражаются подсознательные влечения. Однако не всеми учеными признается также значение игры. Так, М. Монтессори говорила о бессмысленности игры и о том, что ее надо искоренять. Приведенные взгляды преимущественно отражают биологизаторские позиции их авторов и, кроме того, в них систематически не изложены теории игры. Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В. Вундт; он игру включал не только в биологический аспект, но и в социально-исторический.

    Принципиально по-другому подходят к игре отечественные педагоги и психологи. Игру они рассматривают как человеческую деятельность. Она есть средство познания ребенком действительности (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Д.С. Эльконин, А.А. Люблинская). Эльконин дал анализ развернутой формы игровой деятельности. Он подчеркивал социальную природу ролевой игры.

    Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения весьма разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры - та область действительности, которая воспроизводится в игре. Содержание игры - то, что воспроизводится в качестве центрального, характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое отражение реальной действительности. Оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности - только то, с чем действует человек, или его отношения к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.

     Первые упоминания о деловых играх встречаются в XVII-XVIII веках, «военные шахматы» и «маневры на карте» в то время применялись в качестве способа обучения молодых военнослужащих. СССР тоже имел опыт использования подобных игр в целях повышения производительности труда. В 1932 году на Лиговском заводе пишущих машин впервые в стране был разработан метод освоения новой продукции с помощью игры, но такая инициатива не получила распространения, поскольку свободные высказывания участников и множество вариантов решения проблем, нарабатываемые в ходе деловых игр, были не совместимы с режимом тотальной регламентации. На сегодняшний день существует большое количество деловых игр, они различаются по масштабности имитируемых объектов (отрасль, цех), функциональному профилю (производственные, управленческие), особенностям строения. В игре развиваются такие качества человека, как способность к планированию, прогнозированию, системное мышление, организационные и творческие способности.

     Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми свидетельствует о том, что игра не только черпает свои сюжеты из жизни, окружающей нас, но и что она социальная по своему внутреннему содержанию и происхождению и не может быть биологическим явлением по своей природе.

     Применительно к обществу в игре осваивается опыт практический (овладение способами решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). В игре актуализируется, находит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников.

     Итак, игра как метод построения учебного процесса в целях освоения социальной реальности включает следующие компоненты:

  • игровые роли и их принятие,
  • построенные по определенным правилам игровые действия
  • моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения (технология игры).

     Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представляет собой комплекс социальных требований, ожиданий, предъявляемых обществом, окружающими к данному человеку, его поведению. Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Оно реализуется через присвоение внешних черт и норм поведения. А также задач, присущих роли, ее исполнению.

     Игровые действия определяются целевым аспектом игры. Они могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими игры, нормативными документами или же формируются самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями.

Ролевые цели предписываются игрокам условиями игры. Цели отдельных  участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива (например, обучение, апробирование  определенных способов действий, релаксация, досуг и т.п.).

     Моделирование в игре - это создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Модель игры реализуется, приводится в действие с помощью ее правил. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из социального контекста, в котором развертывается игровой процесс, взяты из реальной жизни или же придуманы.

 

1.1 Общая типология деловых игр

 

     Многообразные деловые игры можно систематизировать по ряду признаков. Важнейшие из них:

-целевое назначение деловой игры,

- широта тематических рамок,

- имитируемые области управления,

- степень свободы решений,

- уровень неопределенности решений,

-характер коммуникации между участниками,

- степень открытости игры  и др.

Охарактеризуем подробнее  каждый из признаков данной классификации:

  1. Целевое назначение. Среди деловых игр, используемых в управлении персоналом, да и в управлении в целом, в зависимости от их функций и целевого назначения различают:
  • обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры. Они имеют наиболее широкое распространение и служат для подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и других, в первую очередь высококвалифицированных сотрудников;
  • деловые игры для решения практических задач (например, нахождения оптимальных решений при реорганизации отдела). Они применяются также для коллективной или индивидуальной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы;
  • проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом, хотя и включают этот важнейший для деятельности организации аспект. К проектным деловым играм обращаются при проектировании организационных систем (предприятий, их структурных единиц и т.п.) и их изменений. Это довольно сложный вид игр, предполагающий высокий уровень организационно-управленческой компетентности их участников;
  • исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении возможностей использования в организации различных систем оплаты труда). Исследовательские деловые игры моделируют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет если..?». Это позволяет прогнозировать различные варианты изменений организационных ситуаций.

     2. Широта тематических рамок отражает масштабы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач. Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов. Это, например, имитация деятельности руководителя по разрешению производственного конфликта с заданными параметрами.

Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи, например, игра по изучению и сравнению  эффективности коллективной и индивидуальной деятельности членов группы.

     3. Степень свободы решений и действий участников игры может быть различной. Если игра допускает лишь ограниченный, заранее заданный спектр возможных решений и соответствующих поведенческих альтернатив (действий), то она считается жесткой. В жестких играх содержание каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной моделью имитируемых процессов. Принятие решений в них сводится к выбору одной из предложенных альтернатив, причем все основные действия осуществляются в строго определенные промежутки времени.

Информация о работе Деловые игры