Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию санации. В данной работе постараемся проанализировать аспекты деятельности Банка России в целях финансового оздоровления кредитных организаций.

В ходе написания курсовой работы практической основой послужили нормативные и публикуемые статистические документы БР, материалы периодической печати и опубликованные научные работы, перечень которых приводится в списке литературы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового оздоровления кредитных организаций 5
1.1. Содержание и критерии санации кредитной организации 5
1.2. План финансового оздоровления кредитной организации 11
1.3.Недостатки в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения 23
Глава 2. Внешнее воздействие на финансовое оздоровление кредитной организации и пути его совершенствования 28
2.1 Финансовое оздоровление под управлением АРКО 28
2.2 Финансовое оздоровление кредитной организации с участием АСВ 31
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения

Файлы: 1 файл

сдаваемый.docx

— 64.08 Кб (Скачать файл)

      4. В плане санации должен содержаться  график выполнения банком тех или иных мероприятий и достижения определенных целевых установок. При наличии указанных недостатков планы санации возвращаются на доработку с требованием представить подтверждающие документы. Если план финансового оздоровления отвечает предъявляемым требованиям, он принимается территориальным учреждением ЦБ РФ.

      Пути  решения проблем  санирования кредитных  организаций

      1. В настоящее время объектами санирования являются банки, отнесенные к 4-й группе проблемности, то есть имеющие внешние, ярко выраженные признаки банкротства. Во многих из этих банков убытки и дефицит финансовых ресурсов так велики, что невозможно найти инвесторов для восстановления их платежеспособности. Поэтому представляется целесообразным, чтобы Центральный банк подключался к организации банковского санирования в тот момент, когда кредитные организации еще не вошли в стадию банкротства и когда имеется больше возможностей для их финансового оздоровления, то есть необходимо начинать процедуру санации в банках, отнесенных к 3-й группе проблемности.

      2. Несовершенство банковского законодательства  проявляется и в том, что некоторые негативные моменты деятельности кредитной организации, способные нанести серьезную угрозу банку, никак не отражаются в банковском законодательстве. Это происходит в том случае, когда учредители или акционеры банка так тесно связаны между собой (через капиталы или руководящие органы), что определить, каким имуществом владеет данный банк, не всегда представляется возможным, а при банкротстве банка ликвидационная комиссия сталкивается с фактом аренды большей части основных средств банков у фирм-акционеров, которые таким способом создают гарантии своих средств, размещенных в банке. Интересы кредиторов в этом случае не являются равными и поэтому необходимо решить эти вопросы на законодательном уровне.

      3. В начале 90-х годов система получения лицензии на проведение банковских операций отличалась особым либерализмом. Было зарегистрировано значительное число банков, ориентированных только на быстрое получение прибыли даже при очевидном мошенничестве. Такие банки не были нацелены на поддержание своей устойчивости, не имели определенных целей и долгосрочной политики, не вырабатывали тактику работы с клиентурой, базирующуюся на длительных отношениях, а иногда и осуществляли деятельность в неприспособленных помещениях, часто меняли свои юридические адреса, прекращая работу без извещения кредиторов и вкладчиков. Для разрешения проблем с такими банками, кроме ужесточения правил регистрации, необходимо становление полноценных профессиональных служб, как внешнего аудита банков, так и служб внутреннего аудита в самих коммерческих банках.

      4. Для преодоления негативных тенденций состояния проблемных банков, а также разрешения вопроса эффективности отечественной банковской системы в целом в настоящее время необходимо определить показатели структурообразующих (социально значимых) банков, крах которых повлечет возникновение системного кризиса в банковском секторе. Для поддержания нормальной работы данной категории банков необходимо дифференцировать показатели ликвидности и по возможности усилить контроль за их деятельностью.

      5. Кроме того, необходимо выработать  эффективный механизм поддержки действующих банков путем развития операций рефинансирования со стороны Центрального банка. Значительные объемы средств, уже задействованные коммерческими банками в операциях с векселями, ставят для Центрального банка России задачу разработки порядка переучета векселей. Помимо этого необходимо кроме развития ломбардного кредитования совершенствовать практику выдачи расчетных кредитов и прием средств на депозит Центральным банком на краткосрочной основе. Данная система рефинансирования признана эффективной в большинстве экономически развитых стран и вполне могла бы быть применена и в России.

      6. Для усиления ответственности  сотрудников и руководства коммерческих банков за результаты своей работы необходимо введение дополнительных регулирующих мер. В международной практике применяется система штрафов работников, допустивших ошибки в своей профессиональной деятельности (в США от 1000 долларов за каждый день), при одновременном действии системы компенсаций и страхования сотрудников. Страховое покрытие, однако, часто не распространяется на уголовные преступления, деяния, связанные с нечестностью служащих, действия, предпринятые для личной выгоды, действия, повлекшие конфликты интересов. В РФ, где личная ответственность руководства и сотрудников банков за удачи и неудачи коммерческого банка минимальна, можно было бы законодательно установить определенные ежемесячные отчисления из доходов сотрудников банка в специальный фонд по заработной плате, средства которого депонируются и при обнаружении недостатков в работе персонала банка направляются на погашение убытков.

      Таким образом, институт санирования проблемных кредитных организаций в России находится на ранних стадиях зарождения. В российской банковской системе отсутствует практика управления кризисными кредитными учреждениями, законодательная база, регулирующая это направление, далека от совершенства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Внешнее воздействие  на финансовое оздоровление кредитной организации  и пути его совершенствования

      2.1. Финансовое оздоровление под управлением АРКО

      Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) являлось специализированной государственной  организацией, созданной для финансового  оздоровления социально значимых банков и защиты интересов их кредиторов. Основной механизм работы Агентства  по достижению поставленных целей –  улучшение качества портфеля проблемных активов.

      Решение о создании Агентства было принято  в соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 20 ноября 1998 года. № 1642-р.

      6 января 1999 года Агентство было  зарегистрировано в виде небанковской  кредитной организации как открытое  акционерное общество с уставным  капиталом 10 млрд. рублей. Учредителем  Агентства стал Российский фонд  федерального имущества (РФФИ).

      К практической деятельности АРКО приступило после оплаты уставного капитала в соответствии с Федеральным  законом "О федеральном бюджете на 1999 год" и получения лицензии Банка России (22 марта 1999 года).

      До  июля 1999 года реструктуризация банков осуществлялась на добровольной основе, путем заключения соглашений с их акционерами. За этот период Агентство  провело переговоры и рассмотрело  документы по реструктуризации 46 банков. В результате отбора предложенных проектов были приняты решения об участии  Агентства в реструктуризации 17 кредитных организаций. В последующем, реализация двух проектов была прекращена: проекты реструктуризации Промстройбанка России (в связи с отзывом лицензии) и АКБ "Хованский" (в связи  с последующим отказом банка).

      Со  вступлением в силу 13 июля 1999 г. Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" начался второй этап деятельности Агентства - этап "принудительной" реструктуризации банков. Агентство из акционерного общества было преобразовано в некоммерческую организацию новой организационно-правовой формы - государственную корпорацию.

      Цели, функции и принципы деятельности.

      Целью деятельности Агентства являлась реструктуризация кредитных организаций, находящихся  под управлением Агентства, в  соответствии с требованиями и порядком, которые установлены законодательством.

      Кредитная организация могла перейти под  управление Агентства, если достаточность  её капитала, рассчитанная в соответствии с Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», не превышала 2 % и она не удовлетворяла требования отдельных  кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность  по уплате обязательных платежей в  сроки, превышающие семь дней с момента  наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием  или недостаточностью денежных средств  на корреспондентских счетах кредитной  организации.

      Функции Агентства:

      - принимать под свое управление кредитные организации;

      - участвовать в формировании органов управления кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;

      - осуществлять мероприятия по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;

      - привлекать необходимые финансовые средства для реализации мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;

      - создавать организации, в том числе кредитные, необходимые для осуществления задач и функций Агентства;

      взаимодействовать с Правительством Российской Федерации  и Банком России при осуществлении  мероприятий по реструктуризации кредитных  организаций;

      - Во всех банках, переходящих под управление АРКО, формировалась система контроля за их деятельностью и развитием, подписывались соглашения о сотрудничестве с органами власти субъектов Российской Федерации.

      - Прибыль, получаемая АРКО в результате осуществления предпринимательской деятельности, направлялась на дальнейшую реструктуризацию банковской системы.

      Органы  управления

      Генеральным директором Агентства являлся А.В. Турбанов — бывший до этого заместителем председателя Центрального банка РФ.

      В Совет директоров АРКО входили представители  Правительства РФ, Банка России, Ассоциации российских банков, Совета Федерации и генеральный директор Агентства. В полномочия Совета директоров входило принятие решений о проведении процедур реструктуризации на основе результатов обследования специалистами  Агентства конкретных кредитных  организаций. В случае отказа Агентства  о принятии под свое управление обследованного банка Центральный Банк Российской Федерации отзывал у него лицензию.

      За  всё время своего существования  Агентством реструктуризирован 21 банк.

      Агентство ликвидировано Федеральным законом  от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ «О признании утратившими  силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных  положений законодательных актов  Российской Федерации, а также о  порядке ликвидации государственной  корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» .

 

      

      2.2. Финансовое оздоровление кредитных организаций с участием АСВ

      В соответствии с Федеральным законом  от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» на Агентство возложены  функции по осуществлению мер  по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками ССВ.

      Согласно  закону меры по предупреждению банкротства  банков могут осуществляться Агентством путем:

      - оказания финансовой помощи инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);

      - оказания финансовой помощи приобретателям имущества и обязательств банка. В качестве таких приобретателей могут выступать финансово устойчивые банки, для которых подобная сделка не вызовет нарушения ими обязательных нормативов Банка России или иных негативных последствий;

      - приобретения акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);

      - оказания финансовой помощи банку при условии, что Агентством и (или) инвестором приобретены у данного банка его акции (доли) в установленном размере.

      При осуществлении мероприятий по предупреждению банкротства банков законом предусмотрено  как привлечение заинтересованных частных инвесторов, так и государственное  финансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству  в качестве имущественного взноса Российской Федерации выделено 200 млрд руб, кроме  того предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банком России и использование средств фонда страхования вкладов.

Информация о работе Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций