Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию санации. В данной работе постараемся проанализировать аспекты деятельности Банка России в целях финансового оздоровления кредитных организаций.

В ходе написания курсовой работы практической основой послужили нормативные и публикуемые статистические документы БР, материалы периодической печати и опубликованные научные работы, перечень которых приводится в списке литературы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового оздоровления кредитных организаций 5
1.1. Содержание и критерии санации кредитной организации 5
1.2. План финансового оздоровления кредитной организации 11
1.3.Недостатки в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения 23
Глава 2. Внешнее воздействие на финансовое оздоровление кредитной организации и пути его совершенствования 28
2.1 Финансовое оздоровление под управлением АРКО 28
2.2 Финансовое оздоровление кредитной организации с участием АСВ 31
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения

Файлы: 1 файл

сдаваемый.docx

— 64.08 Кб (Скачать файл)

      На  цели реструктуризации банков Агентством по состоянию на 1 октября 2010 г. фактически использовано 330,76 млрд руб. В том  числе Банк России предоставил Агентству  кредиты на цели участия Агентства  в предупреждении банкротства банков на общую сумму 190,3 млрд руб.

      За  весь период осуществления мер по финансовому оздоровлению Агентство  погасило кредиты Банка России на общую сумму 75,71 млрд руб., в том  числе за счет средств имущественного взноса Российской Федерации – 63,10 млрд руб.

      По  состоянию на 1 октября 2010 г. из средств  имущественного взноса РФ в Агентство (с учетом погашений Банку России выданных ранее кредитов) израсходовано 198,56 млрд руб.

      На  указанную дату Агентство принимает  участие в финансовом оздоровлении 13 банков. Cанация 10 банков осуществляется новыми инвесторами, в 5 случаях Агентство  приобрело акции (доли в уставном капитале) банков (ОАО «Банк Петровский», ОАО «Губернский Банк «Тарханы», АКБ «Российский капитал» (ОАО), АКБ  «СОЮЗ» (ОАО) и ООО «ПотенциалБанк»).

      Кроме того, в отношении 3 банков (АКБ «Электроника»  ОАО, КБ «Московский Капитал» (ООО) и  АКБ «МЗБ» (ЗАО)) были осуществлены мероприятия  по передаче части их имущества и  обязательств в финансово устойчивые банки.

      По 5 банкам Агентством принято решение  о нецелесообразности участия в  предупреждении их банкротства. Причинами  отказа от принятия предложения Банка  России являлись, прежде всего, существенная потеря капитала, низкое качество активов  банка (в частности, кредитного портфеля) и отсутствие потенциальных инвесторов.

      С 1 января 2010 г. досрочно завершены мероприятия  по финансовому оздоровлению ЗАО  «Нижегородпромстройбанк, с 5 мая 2010 г. – ОАО ГБ «Нижний Новгород».

      Банк  полностью стабилизировал свою деятельность, имеет устойчивую тенденцию развития, осуществляет прибыльную деятельность и работает в нормальном режиме, выполняя все пруденциальные нормы  деятельности. Проведенные мероприятия  позволили устранить причины  возникновения оснований для  осуществления мер по предупреждению банкротства банка. Денежные средства, предоставленные Банком России Агентству  для санации банка, возвращены в  полном объеме.

      Кроме того, с 27 сентября 2010 г. ОАО «Банк  Петровский» прекратил свою деятельность в связи с реорганизацией в  форме присоединения к ЗАО  «КБ ОТКРЫТИЕ». В настоящее время  на рассмотрении в Банке России находится  отчет о завершении мероприятий  по финансовому оздоровлению.

     С учетом практики применения мер по предупреждению банкротства кредитных  организаций Банк России считает  целесообразным дельнейшее совершенствование  механизма санации банков.

      По  мнению ЦБ, наиболее актуальным является расширение стимулов для частных  инвесторов по участию в финансовом оздоровлении банков. Стимулировать  их предлагается через предоставление Банку России возможности устанавливать  специальный режим для кредитных  организаций, санирующихся частными инвесторами  без использования госсредств. Кроме  того, необходимо уточнить правовую базу механизмов передачи имущества и  обязательств банков.

      Также ЦБ РФ планирует разработать предложения  по установлению ответственности лиц, контролирующих банк, который санирует АСВ.

      Вместе  с тем ЦБ РФ планирует продолжить работу по совершенствованию законодательства в целях снижения злоупотреблений  со стороны руководства и собственников  банков. 

      Заключение

      Важное  место в работе Банка России занимает деятельность, связанная с финансовым оздоровлением кредитных организаций. Именно для эффективного осуществления  этих функций в Банке России был  создан департамент по организации  банковского санирования. Проблема финансового оздоровления кредитных  организаций носит макроэкономический характер и связана прежде всего  с проблемой создания оптимальной  структуры банковской системы России, а именно: оптимальной структуры  активов и пассивов кредитной  организации, оптимального соотношения  крупных, средних и мелких банков и т. д. Планы санации проблемных кредитных организаций имеют  смысл только в том случае, когда  собственники и кредиторы этих кредитных  организаций готовы предоставить им реальную финансовую помощь.

      Проблемы  кредитных организаций появляются первоначально в виде нехватки ликвидности. Возможности коммерческих банков России решить проблему ликвидности путем  приобретения кредита на межбанковском  рынке или у Банка России как  кредитора последней инстанции  в последнее время ограничены. Банку России необходимо постоянно  и всесторонне оценивать на основе имеющейся информации финансовое состояние  каждой кредитной организации и  предупреждать различные негативные финансовые потери и последствия. Именно по такому принципу действовал Банк России, когда возник вопрос о предоставлении кредита ПКБ «Автовазбанку». Этот банк в свое время испытывал острый недостаток в ликвидных ресурсах и в этой связи обратился в  Банк России за финансовой поддержкой. Банк России направил в банк временную  администрацию, которая смогла не только установить реальное финансовое положение, но и приступить к осуществлению  мероприятий по восстановлению его  нормальной деятельности без каких-либо дополнительных ресурсов Банка России. В состав временной администрации  следует вводить представителей заинтересованных организаций, а именно кредиторов, что позволит установить двойственный контроль за деятельностью должника. Кроме того, временную администрацию следует вводить в кредитную организацию на ранней стадии выявления проблем. В этом случае, временная администрация будет способна не только оценить реальную ситуацию в кредитной организации, но и стабилизировать ее или, в крайнем случае, обеспечить сохранность банковского имущества и тем самым защитить законные интересы кредиторов и вкладчиков.

      В зависимости от реального финансового  положения в той или иной кредитной  организации Банк России принимает  решение либо о ее финансовом оздоровлении, либо о ее ликвидации или реорганизации. При этом Банком России учитывается  тяжесть финансовой проблемы, возможность  ее эффективного разрешения, наличие  необходимых финансовых ресурсов, позиция  кредиторов и вкладчиков кредитной  организации, а также социальная значимость данной кредитной организации  и ее место в банковской системе  региона или страны. На сегодняшний  день уже более 300 кредитных организаций  в результате реорганизационных  процедур стали филиалами и дочерними  предприятиями других кредитных  организаций. Реорганизацию Банк России поддерживает только в том случае, если существует полная уверенность, что  реорганизация более эффективна и полезна, чем ликвидация кредитной  организации.

      Отзыв у кредитной организации лицензии на совершение банковских операций —  крайняя мера надзорного регулирования. На сегодня, в соответствии с действующим  законодательством, арбитражный суд  не может начать процедуру банкротства  кредитной организации до отзыва у нее лицензии на совершение банковских операций. После отзыва лицензии на совершение банковских операций создается  ликвидационная комиссия, которая и  занимается дальнейшей работой по ликвидации кредитной организации. Дальнейшее развитие системы банковского санирования будет определяться качеством и полнотой нормативно-правовой базы, а также эффективностью работы в этой области Банка России. 

Список  литературы:

  1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 19.07. 2009 г.)
  2. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" (с изменениями от 21 марта 2002 г.)
  3. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»
  4. Инструкция ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»
  5. Инструкция ЦБР от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями от 26.06. 2009 г.)
  6. Положение ЦБР от 14 июля 1999 года N 81-П  «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации»
  7. Указание ЦБ РФ от 11.11.2005 N 1631-У "Об упорядочении отдельных актов Банка России".
  8. Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 25 апреля 2007 г. N 57/134 «Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления»,
  9. Борисов А.Б. «Большой экономический словарь» Издательство: Книжный мир, 2009 г.
  10. Назарова Е.В. учебно-практическое пособие – «Антикризисное управление кредитными организациями» М.: ЕАОИ, 2007 г.
  11. Лаврушин И.О. Учебное пособие - «Банковское дело» «КНОРУС», 2009 г.
  12. Деловая газета Взгляд статья «ЦБ РФ: Механизм санации банков должен быть улучшен» от 20 сентября 2010
  13. Http://www.rbc.ru.
  14. http://www.asv.org.ru
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложения

 

      

      Приложение 1

      Руководителю  Главного управления (национального  банка) Центрального банка РФ 

      ХОДАТАЙСТВО ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ  МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА 

      (полное  наименование банка, регистрационный  №)

      В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» _______________ (полное наименование банка, регистрационный № ) ходатайствует об осуществлении мер по предупреждению банкротства.

      В связи с наличием оснований для  осуществления мер по предупреждению банкротства _________________________ (их перечень), руководством банка _______ (дата) в органы управления банка ________________________ (их полное наименование, юридический и фактический  адрес) было направлено ходатайство  об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка (копия ходатайства прилагается).

      Однако  в сроки, установленные пунктом  З ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», органы управления банка не приняли соответствующее решение по ходатайству/ учредители (участники) отказались участвовать в осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка *.

      Настоящим ходатайством даем согласие на назначение временной администрации с ограничением полномочий исполнительного органа управления банка, которой будет предоставлена полная возможность для оценки реального финансового состояния и участия в разработке мер по финансовому оздоровлению банка либо принятия иных мер по предупреждению банкротства банка.

      Руководитель  кредитной организации  

      Печать 

      * В случае отказа необходимо  приложить подтверждающий документ (выписку из протокола, копию  письма и т.п.).

 

      

      Приложение 2

      ТРЕБОВАНИЕ  БАНКА РОССИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ  МЕР ПО ФИНАНСОВОМУ  ЗДОРОВЛЕНИЮ БАНКА 

      Руководителю  банка 

                                                                                     Копия: органам управления банка 

      В связи с _______________________ * Вам надлежит представить в территориальное  учреждение Банка России план мер по финансовому оздоровлению банка ___________________________ (полное наименование банка) в срок не позднее 30 календарных дней с момента получения настоящего требования.

      Основными причинами, послужившими основанием для  предъявления банку настоящего требования, явились _______________**.

      Территориальное учреждение Банка России рекомендует  Вам следующие меры по финансовому оздоровлению банка ________________

      Реализация  мер по финансовому оздоровлению банка должна обеспечить устранение оснований для предъявления настоящего требования не позднее __________ __ г.

      В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» на период до представления плана мер по финансовому оздоровлению банка /до устранения указанных выше причин для ____________________ (полное наименование банка) вводится запрет __________ ***.

      План  мер по финансовому оздоровлению банка должен соответствовать требованиям  законодательства и нормативных актов Банка России.

      С момента предъявления настоящего требования Вам надлежит дополнительно к  отчетности, установленной нормативными актами Банка России, еженедельно не позднее 3 рабочих дней, следующих за отчетной неделей, представлять в территориальное учреждение Банка России отчетность по следующим формам:

      - оборотную ведомость по форме101;

      - отчет по картотекам к внебалансовым  счетам 90903 и 90904 по форме №311.

      Руководитель  территориального учреждения

      Банка России

                

        Печать 

      *Основания для осуществления мер, предупреждающих банкротство банка в соответствии со ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», либо непринятие таких мер в соответствии со ст. 11 указанного Закона, либо поступление ходатайства руководителя банка в соответствии с п. 4 ст. 11 указанного Закона.

Информация о работе Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций