Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:56, контрольная работа
На каждой стадии жизненного цикла у предприятия возникают конкретные потребности, как финансового, так и нефинансового характера. Многие из них остаются постоянными на протяжении всего жизненного цикла предприятия, но изменения конъюнктуры приводят к модификации большинства из них, соответственно меняются и способы решения финансовых и нефинансовых проблем.
1. Оценка параметров деловой и экономической активности по этапам жизненного цикла фирмы.
2. Анализ баланса (описание статей, показывающих наличие признаков кризиса).
3. Анализ финансового состояния фирмы.
4. Анализ проблемного поля. Методы оценки бизнеса и стоимости предприятия.
1. Оценка параметров деловой и экономической активности по этапам жизненного цикла фирмы.
На каждой стадии жизненного цикла у предприятия возникают конкретные потребности, как финансового, так и нефинансового характера. Многие из них остаются постоянными на протяжении всего жизненного цикла предприятия, но изменения конъюнктуры приводят к модификации большинства из них, соответственно меняются и способы решения финансовых и нефинансовых проблем.
Задачей руководства предприятия является определение момента проведения комплекса мероприятий по увеличению эффективности его деятельности с учетом организационно-экономических особенностей этапа жизненного цикла.
На всех стадиях жизненного
цикла предприятия важна
В современной экономической литературе имеется множество различных методик оценки эффективности. Их анализ может способствовать отбору оптимального количества показателей, которые наиболее точно будут отражать эффективность деятельности предприятия. Общая эффективность представлена совокупностью показателей, характеризующих оценку деятельности предприятий на определенном этапе жизненного цикла.
Первая стадия – создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.
Этап зарождения характеризуется постепенным внедрением на рынок, в это время происходит технико-экономическое становление, накопление активов предприятия. На стадии становления предприятие начинает осуществлять продажу своей продукции или услуг.
Главная цель организации на данной стадии – выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. На этапе зарождения предприятия особое внимание должно уделяться показателям платежеспособности и финансовой устойчивости. Так как в этот период предприятие еще не работает на полную мощность, делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. В это время предприятие имеет довольно большую долю заемных средств, поэтому его финансовый риск довольно высок, что порождает требование стабилизировать финансовые показатели.
Становлению предприятия
предшествует стадия исследований и
разработок (ИиР). В процессе функционирования
предприятие обязано
Кроме расходов на ИиР, предприятию необходимы начальные расходы на аренду или покупку нового помещения, оборудования и др. Возможно, потребуется некоторое время для покрытия этих расходов и получения прибыли. Этот период в бизнесе называется «долина смерти», в этот момент бизнес является наиболее уязвимым.
На стадии роста предприятие, как правило, будет находиться в точке появления прибыли, продвигаясь от убыточности к прибыльности.
На этапе роста деловой активности предприятия темпы роста продаж резко возрастают, предприятие признается потребителями, поставщиками, кредиторами. Производство отлажено, затраты на него сокращаются, каналы товародвижения и реклама налажены. Производство характеризуется интенсивной модернизацией, растет качество продукции. Для поддержания эффективности деятельности компании на данном этапе необходим анализ показателей рентабельности, особенно рентабельности продаж. В фазе зарождения рентабельность могла быть не очень высокой, так как производство еще только налаживалось. Но когда предприятие достигает этапа роста и избавляется от трудностей, связанных с необходимостью преодоления отраслевых входных барьеров, оно должно выйти на стабильный уровень работы.
Стадия зрелости или оптимального функционирования характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности.
Развитие организации в этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и честного управления.
Для поддержания эффективного функционирования предприятия в период зрелости необходимо контролировать состояние показателей рентабельности продаж, рентабельности активов и собственного капитала, оборачиваемости. Однако, если показатели финансового и производственного рисков высоки, то необходимо стабилизировать показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Отклонение финансовых показателей от нормальных среднеотраслевых значений в период зрелости свидетельствует о финансово-экономической нестабильности функционирования предприятия и, если не принять меры по финансово-экономическому оздоровлению, предприятие может в скором времени оказаться в очень затруднительном положении. Основными сигналами, свидетельствующими о снижении эффективности деятельности предприятия в период зрелости, могут быть показатели морального и физического износа основных средств, обновление которых требует привлечения дополнительных инвестиций.
Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.
Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.
Однако существуют некоторые условия, выполнение которых помогает сохранить нормальное функционирование предприятия и уменьшить риск банкротства:
· избегать излишнего оптимизма, когда, кажется, что дело идет успешно;
· разрабатывать и осуществлять качественные планы по маркетингу с четкими целями;
· систематически делать обоснованные прогнозы по наличности;
· идти в ногу с потребностями рынка;
· своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять собой угрозу для предприятия.
Период спада наступает, главным образом, за счет агрессивной политики конкурирующих предприятий, а также в результате усиливающегося старения ресурсов: как материальных, так и кадровых, информационных, организационных. Для этого этапа характерен слабый маркетинг и высокая доля заемных средств. Большое влияние на динамику предприятия оказывают внешние факторы, намечается дестабилизация всех его финансовых и экономических показателей. В этот период требуется разработка комплекса мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению фирмы, таких, как стабилизация финансовых показателей, внедрение новой маркетинговой стратегии.
Таблица 1. Основные показатели эффективности в зависимости от стадии жизненного цикла.
Показатели |
Платежеспособности и ликвидности |
Финансовой устойчивости |
Рентабельности и деловой активности |
Рыночной активности |
Рискованности |
Этапы жизненного цикла | |||||
Зарождение |
+ |
+ |
+ | ||
Рост |
+ |
+ |
|||
Зрелость |
+ |
+ |
|||
Спад |
+ |
+ |
+ |
+ |
По показателям эффективности можно сделать вывод о степени эффективности деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла. Поэтому для эффективного управления финансово-экономическим состоянием предприятия критерии оценки на разных этапах жизненного цикла различны. Это связанно с тем, что предприятие развивается во времени, и, начиная с зарождения, претерпевает коренные изменения в инвестировании, структуре активов и пассивов, в состоянии конкурентоспособности и деловой активности, основных средств и прочих факторов.
Управление по ключевым показателям эффективности деятельности и построение сбалансированной системы показателей является одним из современных инструментов стратегического управления.
Всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, можно разделить на две группы:
- внешние по отношению к предприятиям, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено;
- внутренние, возникающие в результате деятельности самого предприятия.
Анализ и оценка структуры
баланса предприятия
– коэффициента текущей ликвидности (ф. 6,1);
– коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (ф. 6.11).
При помощи анализа этих
показателей имеется реальная возможность
определить способно ли предприятие
в ближайшее будущее восстанови
Оценка возможности
Структура баланса признается неудовлетворительной,
предприятие –
где – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное на конец отчетного периода; – значение коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное на начало отчетного периода; – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; 6 – период восстановления платежеспособности в месяцах; Т – отчетный период в месяцах (Т = 3, 6, 9, 12).
Коэффициент восстановления платежеспособности, имеющий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность, если меньше, то, следовательно, шансы очень низки.
Коэффициент утраты
Если коэффициент текущей
ликвидности и коэффициент
где 3 – период утраты платежеспособности в месяцах.
Если структура баланса признана удовлетворительной, но коэффициент утраты платежеспособности имеет значение меньше 1, то принимается решение о том, что предприятие в ближайшее время (3 месяца) не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами, т. е. утрата платежеспособности вполне вероятна.
На основании указанной выше системы показателей могут быть приняты следующие решения:
1) о признании структуры баланса удовлетворительной, а предприятие – платежеспособным;
2) признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным;
3) наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность;
4) наличии реальной возможности утраты платежеспособности.
Многие ученые и практики отмечают ряд недостатков диагностики неплатежеспособности на основе двух финансовых показателей, учитывающих только краткосрочные обязательства. В практической деятельности бывают ситуации, при которых обязательства, учитываемые в балансе на долгосрочных счетах должны погашаться ранее обязательств, учитываемых на краткосрочных счетах и иные другие случаи. Поэтому диагностика платежеспособности может быть дополнена такими коэффициентами, как общей платежеспособностью, , и тяжестью просроченных обязательств, :
– коэффициентом общей платежеспособности:
, (7.3)
где – рыночная стоимость активов; – доходы будущих периодов, форма 1 стр. 640; – резервы предстоящих расходов, форма 1 стр. 650; – обязательства прочие краткосрочные, форма 1 стр. 660;
– коэффициент тяжести просроченных обязательств, ,
,
где – сумма просроченных обязательств предприятия (более 3-х месяцев); – минимальная стоимость просроченных обязательств, при которой может быть возбуждено дело о банкротстве предприятия-должника (согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» дело о признании предприятия-должника банкротом возбуждается, если задолженность по обязательствам составляет не менее 100 тыс. руб., таким образом, = 100 тыс. р.).