Диаграмма Исикавы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

описание метода семи инструментов контроля качества продукции

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Метод «Семь основных инструментов контроля качест-ва»………….4
2. Понятие причинно-следственной диаграммы Исика-вы………………9
Заключение ……………………………………………...………………..19
Список литературы ………………………...……………………...….….20

Файлы: 1 файл

Диаграмма Исикавы +.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

1. Метод «Семь основных инструментов контроля качества»………….4

2. Понятие причинно-следственной диаграммы Исикавы………………9

Заключение ……………………………………………...………………..19

Список литературы ………………………...……………………...….….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном  мире чрезвычайно важное значение приобретает  проблема качества продукции. От ее успешного решения в значительной степени зависит благополучие любой фирмы, любого поставщика. Продукция более высокого качества существенно повышает шансы поставщика в конкурентной борьбе за рынки сбыта и, самое важное, лучше удовлетворяет потребности потребителей. Качество продукции – это важнейший показатель конкурентоспособности предприятия.

Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) – служит для графического изображения взаимосвязи показателя качества продукции со всеми возможными причинами.

Целью контрольной  работы является изучение причинно-следственной диаграммы Исикавы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть метод «Семь основных инструментов контроля качества»;
  2. Раскрыть сущность причинно-следственной диаграммы Исикавы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Метод «Семь основных инструментов контроля качества»

 

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации или предприятия.

Один из базовых  принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса. К 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости – совершенствовать их.

В комплексной  системе управления качеством продукции  статистические методы контроля относятся к наиболее прогрессивным. Они основаны на применении методов математической статистики к систематическому контролю за качеством изделий и состоянием технологического процесса с целью поддержания его устойчивости и обеспечения заданного уровня качества выпускаемой продукции1.

Статистические  методы контроля  производства и  качества продукции имеют ряд  преимуществ перед другими методами, они:

1) являются профилактическими;

2) позволяют  во многих случаях обоснованно  перейти к выборочному контролю и тем самым снизить трудоемкость контрольных операций;

3) создают условия  для наглядного изображения динамики  изменения качества продукции и настроенности процесса производства, что позволяет своевременно принимать меры к предупреждению брака не только контролерам, но и работникам цеха — рабочим, бригадирам, технологам, наладчикам, мастерам.

Статистические  методы управления качеством продукции  предполагают:

1) анализ технологического  процесса с целью приведения  его к требуемой настроенности, точности и статистически устойчивому состоянию;

2) текущий контроль  с целью регулирования и поддержания  процесса в состоянии, обеспечивающем  заданные качественные параметры;

3) выборочный  статистический приемочный контроль  качества готовой продукции.

Многие из современных статистических методов довольно сложны для восприятия, а тем более для широкого применения всеми участниками процесса. Японские ученые отобрали из всего множества семь методов. Их заслуга, и в первую очередь, профессора Исикавы, состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их фактически в эффективные инструменты контроля качества. Их можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки.

Цель метода «Семь основных инструментов контроля качества» заключается в выявлении проблем, подлежащих первоочередному решению, на основе контроля действующего процесса, сбора, обработки и анализа полученных фактов (статистического материала) для последующего улучшения качества процесса.

Суть метода – контроль качества (сравнение запланированного показателя качества с действительным его значением) – это одна из основных функций в процессе управления качеством, а сбор, обработка и анализ фактов – важнейший этап этого процесса.

Из множества  статистических методов для широкого применения выбраны только семь, которые понятны и могут легко применяться специалистами различного профиля. Они позволяют вовремя выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем. Ожидаемый результат – решение до 95% всех проблем, возникающих на производстве.

Семь основных инструментов контроля качества – набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

 

Рис. 1 – Семь основных инструментов контроля качества

При всей своей  простоте эти методы позволяют сохранить  связь со статистикой и дают возможность профессионалам пользоваться результатами этих методов и при необходимости совершенствовать их. Как видно из рисунка 1, к семи инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы:

  1. Контрольный листок – инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.
  2. Гистограмма – инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в определенный (заранее заданный) интервал.
  3. Диаграмма Парето – инструмент, позволяющий объективно представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее эффективного разрешения.
  4. Метод стратификации (расслаивания данных) – инструмент, позволяющий произвести разделение данных на подгруппы по определенному признаку.
  5. Диаграмма разброса (рассеивания) – инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.
  6. Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) – инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).
  7. Контрольная карта – инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований. 

Эти методы можно  рассматривать и как отдельные  инструменты, и как систему методов (разную в различных обстоятельствах).

Последовательность  применения семи методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена перед системой. Точно также применяемая система не обязательно должна включать все семь методов Их может быть меньше, а может быть и больше, ибо существуют и другие статистические методы, например, методы оценки качества. Однако можно с полной уверенностью сказать, что семь инструментов контроля качества являются необходимыми и достаточными статистическими методами, применение которых, по мнению Исикавы, помогает решить 95% всех проблем, возникающих на производстве2.

Внедрение семи инструментов контроля качества должно начинаться с обучения этим методам всех участников процесса. Успешному внедрению семи инструментов контроля качества в Японии способствовало отношение руководителей компании к процессу обучения. Они ставили и продолжают ставить перед собой цель сделать каждого рабочего инженером, а инженеров, не знакомых со статистическими методами, не считать полноценными специалистами.

Обучаются не только инженеры и рабочие, но и бизнесмены. По высказыванию Деминга, "японский бизнесмен никогда не считает себя слишком старым, чтобы учиться или быть невосприимчивым к знаниям".

Статистическое  мышление необходимо для каждого  участника процесса, а для этого необходимо знать статистические методы, которые за счет своей простоты, достигнутой в семи инструментах контроля качества, доступны для всех. Каждый служащий компании или организации, используя статистические методы для анализа и контроля процессов, тем самым способствует повышению качества, эффективности производства и снижению затрат.

 

  1. Понятие причинно-следственной диаграммы Исикавы

 

Результат процесса зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа причина — следствие (результат). Диаграмма причин и следствий — средство, позволяющее выразить эти отношения в простой и доступной форме.

В 1953 г. профессор  Токийского Университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Когда диаграмму начали применять на практике, она оказалась весьма полезной и скоро стала широко использоваться во многих компаниях Японии, получив название диаграммы Исикавы. Она была включена в японский промышленный стандарт (JIS) на терминологию в области контроля качества и определяется в нем следующим образом: диаграмма причин и результатов — диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами.

Причинно-следственная диаграмма — инструмент, позволяющий  выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

Если в результате процесса качество изделия оказалось  неудовлетворительным, значит, в системе причин, т.е. в какой-то точке процесса, произошло отклонение от заданных условий. Если эта причина может быть обнаружена и устранена, то будут производиться изделия только высокого качества. Более того, если постоянно поддерживать заданные условия процесса, то можно обеспечить формирование высокого качества выпускаемых изделий.

Важно также, что  полученный результат — показатели качества (точность размеров, степень чистоты, значение электрических величин и т.д.) — выражается конкретными данными. Используя эти данные, с помощью статистических методов осуществляют контроль процесса, т.е. проверяют систему причинных факторов. Таким образом, процесс контролируется по фактору качества.

 

 

Рис. 2 – Схема  причинно-следственной диаграммы

Где:

    1. Система причинных факторов
    2. Основные факторы производства
    3. Материалы
    4. Операторы
    5. Оборудование
    6. Методы операций
    7. Измерения
    8. Процесс
    9. Следствие
    10. Параметры качества
    11. Показатели качества
    12. Контроль процесса по фактору качества3.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, «рыбий скелет») – демонстрирует отношения между проблемой и ее возможными причинами. Обеспечивает модель установления связей между проблемой и факторами, влияющими на нее. Причинно-следственная диаграмма полезна для устранения причин появления проблем, а также полезна для понимания эффектов воздействия нескольких факторов на процесс. Анализируется четыре основных причинных фактора: человек, машина (оборудование), материал и метод работ. При анализе этих факторов выявляются вторичные, третичные и т.д. причины, приводящие к дефектам и подлежащие устранению. Для анализа дефектов и построения диаграммы необходимо определить максимальное число причин, которые могут иметь отношение к допущенным дефектам. Такую диаграмму еще называют диаграммой «четыре  М»  по  составу основных факторов (рис. 3).

 

 

Рис. 3 – Пример диаграммы Исикавы

 

Причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы  является графическим изображением, которое в сжатой форме и логической последовательности распределяет причины.

Основная цель диаграммы  – выявить влияние причин на всех уровнях технологического процесса. Главным достоинством ее, является то, что она дает наглядное представление не  только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов (что особенно важно).

Информация о работе Диаграмма Исикавы