Диаграмма Исикавы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

описание метода семи инструментов контроля качества продукции

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Метод «Семь основных инструментов контроля качест-ва»………….4
2. Понятие причинно-следственной диаграммы Исика-вы………………9
Заключение ……………………………………………...………………..19
Список литературы ………………………...……………………...….….20

Файлы: 1 файл

Диаграмма Исикавы +.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Эту диаграмму  из-за ее формы часто называют «рыбьей  костью» или «рыбьим скелетом». Схема представляет собой графическое упорядочение факторов, влияющих на объект анализа.

При вычерчивании схемы Исикавы следует выбрать  один показатель качества или одно из следствий, которые необходимо проконтролировать, и поместить его справа в конце горизонтальной линии. Основные группы причин распределяются, тогда как рыбий скелет, отдельные причины стрелками указывают на основную причину (подводят большие первичные стрелки, обозначающие главные факторы, влияющие на объект анализа).

Далее к каждой первичной стрелке необходимо подвести стрелки второго порядка, к которым, в свою очередь подводят стрелки третьего порядка и т. д. до тех пор, пока на диаграмму не будут нанесены все стрелки, обозначающие факторы, оказывающие заметное влияние на объект анализа в конкретной ситуации. Каждая из стрелок, нанесенная на схему, должна представлять собой  в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая стрелка по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая как следствие. В каждую границу факторов включаются конкретные причины, которые можно проконтролировать и принять мероприятия по их устранению.  Принцип построения схемы Исикавы показан на рисунке 4.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 – Принцип построения диаграммы Исикавы

 

При рассмотрении схемы на уровне первичных стрелок  факторов во многих реальных ситуациях  можно воспользоваться предложенным самим Исикавой правилом «шести М» (правило расширено). Оно состоит в том, что в общем случае существуют  следующие шесть возможных причин тех или иных результатов:  материал (material), оборудование (machine),  измерение (measurement), метод (method), люди (man), менеджмент (management). Все эти слова по-английски начинаются с буквы «М», откуда и пошло название данного правила. Разумеется, могут быть и другие факторы, более точно характеризующие объект анализа. Главное - необходимо обеспечить правильную соподчиненность и взаимозависимость факторов, а также четкое оформление схемы, чтобы она хорошо смотрелась и легко читалась. Поэтому, независимо от наклона каждого фактора, его наименование всегда располагают в горизонтальном положении, параллельно центральной оси.

При построении диаграммы причин и результатов  причины лучше объединять, рассматривая их в последовательности: от «мелких костей» к «средним» и от «средних» к «большим». С помощью схемы Исикавы можно не только определить состав и взаимозависимость факторов, влияющих на объект анализа, но и выявить относительную значимость этих факторов. После завершения построения диаграммы следующий шаг – распределение факторов по степени их важности. Не обязательно все факторы, включенные в диаграмму, будут оказывать сильное влияние на показатель качества.

Диаграмма Исикавы составляется группой или по методу мозгового штурма. С помощью схемы Исикавы необходимо выявить относительную значимость факторов, влияющих на объект анализа: каждому участнику группы, независимо от других членов, необходимо из полного состава факторов, указанных в схеме отобрать те, которые, по его мнению, оказывают наибольшее влияние на объект анализа в данной конкретной ситуации. Оценку можно производить путем раздачи баллов. В число таких факторов не должны включаться первичные стрелки-факторы и те стрелки-факторы второго порядка, к которым присоединено несколько стрелок-факторов третьего порядка.

Затем следует  провести совместное обсуждение мнений участников анализа. В случае расхождения  мнений относительно факторов, проводится второй тур определения значимости факторов, в ходе которого каждый член группы качества вновь, независимо от других, устанавливает на личном экземпляре схемы наиболее значимые факторы. Внимание необходимо сконцентрировать на тех стрелках-факторах, которые в конечном итоге получили наибольшее количество отметок.

Для исследования причин явления допустимо использовать и третьих лиц, не имеющих непосредственного  отношения к работе,  так как  у них может оказаться неожиданный подход к выявлению и анализу причин, которого могут не заметить лица, привлеченные к данной рабочей обстановке.

При составлении  причинно-следственной диаграммы последней  стрелкой среди причин обязательно следует обозначить и «прочие», так как всегда могут остаться неучтенные факторы. Обычно приемлемая точность результатов достигается после третьего тура анализа.

Информация  о показателях качества для построения диаграммы собирается из всех доступных источников; используются журнал регистрации операций, журнал регистрации данных текущего контроля, сообщения рабочих производственного участка и т.д. При построении диаграммы выбираются наиболее важные с технической точки зрения факторы. Для этой цели широко используется экспертная оценка. Очень важно проследить корреляционную зависимость между причинными факторами (параметрами процесса) и показателями качества. В этом случае параметры легко поддаются корреляции. Для этого при анализе дефектов изделий их следует разделить на случайные и систематические, обратив особое внимание на возможность выявления и последующего устранения в первую очередь причины систематических дефектов.

Важно помнить, что показатели качества, являющиеся следствием процесса, обязательно испытывают разброс. Поиск факторов, оказывающих особенно большое влияние на разброс показателей качества изделия (т.е. на результат), называют исследованием причин.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5 – Пример оформления диаграммы Исикавы

Работа по определению  значимости факторов может быть организована следующим образом. Вычерчивается разработанная схема. Все члены группы анализа, не зависимо друг от друга, отмечают на имеющихся у них копиях этой схемы три наиболее значимых, по их мнению, фактора. Затем каждый член группы подходит к общей схеме и отмечает на ней «свои» факторы проставляя баллы на диаграмме Исикавы. В конечном итоге после того, как все члены группы отметят свои варианты, на схеме выявится – по наибольшему числу баллов на стрелках – три наиболее значимых, с точки зрения всех членов группы, фактора. На рисунке 5 показан результат определения группой из пяти членов относительной значимости факторов, вызывающих несоответствие стандарту разброса в размерах изделия. Из диаграммы следует, что наиболее значимыми (в соответствии с числом баллов на стрелках-факторах) являются: точность  прибора (5 баллов), период измерений (4 балла) и подготовка рабочего (3 балла).

На диаграмму  необходимо нанести всю информацию: ее название, наименование изделия, процесса или группы процессов, имена участников процесса и т.д. Пример оформления диаграммы Исикавы представлен  на рисунке 5.

Необходимо на каждый показатель качества строить свою диаграмму причин и результатов. Попытка включить все в одну диаграмму приведет к тому, что она окажется большой и сложной, практически бесполезной, что только затрудняет процесс принятия решений4.

Формулировка  показателя качества должна быть краткой и четкой, иначе если показатель будет сформулирован не конкретно, то будет построена диаграмма, основанная на общих соображениях. Такая диаграмма не даст результатов при решении конкретных проблем.

Диаграмма причин и результатов должна постоянно совершенствоваться в процессе работы с ней.

При анализе  причин часто приходится пользоваться другими статистическими методами и, прежде всего – методом расслоения. Полезно использовать для решения проблем диаграмму Парето в сочетании с причинно-следственной диаграммой.

Схема Исикавы  должна служить основой для составления  плана взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих комплексное решение поставленной при анализе задачи.

В настоящее  время причинно-следственная диаграмма, являясь одним из семи инструментов контроля качества, используется во всем мире применительно не только к показателям качества продукции, но и к другим областям диаграмм. Можно предложить процедуру ее построения, состоящую из следующих основных этапов.

Этап 1. Определите показатель качества, т.е. тот результат, который вы хотели бы достичь.

Этап 2. Напишите выбранный показатель качества в  середине правого края чистого листа  бумаги. Слева направо проведите  прямую линию («хребет»), а записанный показатель заключите в прямоугольник. Далее напишите главные причины, которые влияют на показатель качества, заключите их в прямоугольники и соедините с «хребтом» стрелками в виде «больших костей хребта» (главных причин).

Этап 3. Напишите (вторичные) причины,, влияющие на главные причины («большие кости») и расположите их в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Напишите причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины, и расположите их в виде «мелких костей», примыкающих к «средним».

Этап 4. Проранжируйте причины (факторы) по их значимости, используя для этого диаграмму Парето, и выделите особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

Этап 5. Нанесите на диаграмму всю необходимую  информацию: ее название; наименование изделия, процесса или группы процессов; имена участников процесса; дату и т.д.

После того как  вы завершили построение диаграммы, следующий шаг — распределение причин по степени их важности. Не обязательно все причины, включенные в диаграмму, будут оказывать сильное влияние на показатель качества. Обозначьте только те, которые, на ваш взгляд, оказывают наибольшее воздействие.

 

 

Рис. 6 – Диаграмма  Исикавы

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. В комплексной системе управления качеством продукции статистические методы контроля относятся к наиболее прогрессивным.

Многие из современных  статистических методов довольно сложны для восприятия. Японские ученые отобрали из всего множества семь методов. Их заслуга, и в первую очередь, профессора Исикавы, состоит в том, что они обеспечили простоту этих методов, превратив их фактически в эффективные инструменты контроля качества. Их можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки.

Семь основных инструментов контроля качества – набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов. К ним относятся следующие статистические методы:

  1. контрольный  листок;
  2. гистограмма;
  3. диаграмма разброса;
  4. диаграмма Парето;
  5. стратификация (расслоение);
  6. диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма);
  7. контрольная карта.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, «рыбий скелет») – демонстрирует отношения между проблемой и ее возможными причинами. Обеспечивает модель установления связей между проблемой и факторами, влияющими на нее. Причинно-следственная диаграмма полезна для устранения причин появления проблем, а также полезна для понимания эффектов воздействия нескольких факторов на процесс.

Список литературы

  1. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. для вузов/ О.В. Аристов. – М: ИНФРА-М, 2004. – 237с.
  2. Пособие  «Управление качеством» с портала дистанционного правового консультирования предпринимателей.
  3. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 174с.
  4. Управление качеством: Учебник / Ред. С.Д. Ильенкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 333с.

 

 

1 Управление качеством: Учебник / Ред. С.Д. Ильенкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 152-153

2 Пособие  «Управление качеством» с портала дистанционного правового консультирования предпринимателей – глава 3.

3 Пособие «Управление качеством» с портала дистанционного правового консультирования предпринимателей.

4 Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. для вузов/ О.В. Аристов. – М: ИНФРА-М, 2004. – С. 45-48


Информация о работе Диаграмма Исикавы