Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 15:03, реферат
Целью исследования является разработка концептуальных основ, принципов и методологии формирования системы управления диверсифицированными корпорациями.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
• выявить генезис развития корпораций как объекта управления в процессе их диверсификации;
• проанализировать основные проблемы создания и развития современных диверсифицированных корпораций в российской экономике;
• выявить и сформулировать наиболее важные проблемы формирования стратегии и внутрикорпоративной структуры диверсифицированной корпорации в современных экономических условиях;
• разработать организационно-экономическую модель системы формирования диверсифицированной корпорации;
• исследовать диверсификацию ключевых направлений и сфер экономической деятельности компании применительно к кризисным и стабильным условиям функционирования экономики;
• разработать организационно-экономические подходы к управлению корпорациями, имеющими диверсифицированный набор направлений деятельности во взаимосвязи с решением задач обеспечения экономической безопасности страны.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение понятия «диверсифицированная корпорация» как высоко интегрированной бизнес - среды организации………………………….5
2. Научно- обоснованные основные характеристики процесса формирования эффективной системы управления диверсифицированной корпорации, связанные с эффективной организацией и планированием стратегической деятельностью образования……………………………………………………………….7
3. Предложения по совершенствованию господдержки диверсификации отечественного промышленного производства………………………...10
Заключение………………………………………………………………………13
Библиографический список…………………………………………………….14
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях в качестве основного
звена системы управления экономикой
выступают интегрированные корпоративные
структуры (группы предприятий, связанных
между собой производственно-
В настоящее время проблемы развития систем управления диверсифицированными корпорациями недостаточно изучены, а работы многих авторов ограничиваются изучением отдельных узких вопросов управления данными корпорациями и характеризуются отсутствием системного подхода, что не позволяют последовательно внедрять результаты этих исследований.
Объектом исследования являются диверсифицированные корпорации как сложные многоуровневые системы управления.
Предметом исследования выступают управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и функционирования диверсифицированных корпораций, как фактор роста экономического потенциала и обеспечения безопасности страны.
Целью исследования является разработка концептуальных основ, принципов и методологии формирования системы управления диверсифицированными корпорациями.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
• выявить генезис развития корпораций как объекта управления в процессе их диверсификации;
В экономической науке наблюдаются различные подходы к вопросам формирования корпорации как института, интерпретации понятия «корпорация», роли корпораций в развитии экономики. В большинстве случаев понятие корпорации используется в качестве синонима организации, то есть некоторой реально существующей структуры или формы организации предпринимательской деятельности, предусматривающей долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в рамках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.
Обобщение известных определений позволяет отметить два основных видения сущности категории «корпорация»:
В рамках современного подхода в качестве концептуальной основы понятия корпорация следует выделить совокупность признаков: саморегулирование, самореализация, самосовершенствование, сотрудничество.
Корпорации целесообразно разделить по нескольким признакам классификации на следующие виды: по географическому признаку, по типам объединения капитала, по целям создания, по принципу построения (табл.1).
Табл. 1. Классификация отечественных корпораций
Признаки классификации |
Виды корпораций |
по географическому признаку |
транснациональная межгосударственная национальная отраслевая региональная |
по типам объединения капитала |
ассоциация концерн синдикат холдинг |
по условиям создания |
коммерческие некоммерческие |
по принципу построения |
диверсифицированные вертикально - интегрированные горизонтально - интегрированные смешанные |
Следует выделить диверсифицированные корпорации, выступающие в качестве объекта исследования. Как объект исследования диверсифицированные корпорации можно представить, как некую интегрированную бизнес-среду, в которой в рамках общей стратегии и единых финансово-экономических, логистических, информационных и других бизнес- процессов и процессов управления действует горизонтально интегрированная совокупность вертикально интегрированных бизнесов.
В настоящее время диверсификация связана с организацией новых видов производства и проникновением капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности. Таким образом, диверсификация - это развитие производства или прирост его объемов за счет выпуска новой продукции для новых рынков и поиска более сильной позиции на них. Вместе с тем такое определение не учитывает другие аспекты современных диверсифицированных предприятий (способность фирмы «упорядочить» свой капитал и менеджмент, что предполагает кардинальные изменения в ее деятельности, по причине достижения максимальной прибыли, сильной конкуренции, а также способность обеспечить новое поле деятельности для менеджеров и возможности для дальнейшего роста).
Диверсификация означает вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый способ управления деятельностью фирмы. Целью диверсификации является достижение повышения показателей эффективности и снижение экономических рисков при полном использовании ресурсов.
Поэтому будет более правильным утверждать, что диверсификация — это: во-первых, проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности. Диверсификация связана с процессом концентрации производства на межотраслевом уровне и структурной перестройкой хозяйства. Можно смело утверждать, что диверсификация - это процесс, связанный с переходом на новые технологии, рынки, и в новые отрасли, к которым ранее предприятие не имело отношения;
во-вторых, распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. п.).
Корпорации, имеющие диверсифицированный характер деятельности, имеют возможность маневра инвестиционными ресурсами. Однако при этом балансовая модель финансирования деятельности корпорации значительно усложняется.
Современные диверсифицированные корпорации способны функционировать и успешно конкурировать на рынке при условии успешной адаптации и постоянного развития в изменяющихся условиях ведения бизнеса. По мере осуществления своей деятельности руководство корпораций постоянно сталкивается с необходимостью разрешения общеуправленческих вопросов, связанных с эффективной организацией и планированием стратегической деятельности корпоративного образования, а также решением текущих проблем, связанных с реализацией тактических и оперативных задач (какие издержки понесет предприятие по ходу выполнения намеченных планов, какие потребуются ресурсы, сколько и когда именно). Правильный выбор корпоративной политики и долгосрочных целей может, как показало исследование, существенно повысить потенциал и результативность деятельности диверсифицированных корпораций(рис.1).
Рисунок 1 - Блок-схема процесса стратегического планирования диверсификации корпорации
Алгоритм стратегического планирования диверсификации корпорации включает в себя пять основных этапов управленческой деятельности.
Первый этап - формулирование притязания собственников, как правило, сводится к описанию желаемого состояния, в которое необходимо привести предприятие через некоторое время. Описание производится с помощью определения желаемых состояний основных характеристик (показателей) предприятия и его среды: прибыль, доля рынка, количество сотрудников, производительность труда, рентабельность, перечень перспективных бизнесов и других, количественных и качественных характеристик.
Второй этап — установление или корректировка целей, видения и миссии. Видение — образ желаемого будущего, «чувство» основной цели корпорации, миссия - цель, для достижения которой корпорация существует и которая должна быть достигнута в плановом периоде.
Третий этап - в ходе стратегического анализа все виды деятельности корпорации разбиваются на стратегические единицы бизнеса (стратегическая единица бизнеса - это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за разработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах рынка), определяются относительная конкурентоспособность и перспективы развития соответствующих рынков, разрабатывается стратегия бизнес - единиц, дается сравнительный анализ бизнес - стратегий с выявлением потребностей в ресурсах и формируется единая стратегия корпорации.
Четвертый этап - разработка стратегии и программы диверсификации корпорации, то есть плана перехода из текущего состояния в желаемое, ответ на вопрос: «Что нужно сделать и что изменить?» Изменения при этом могут быть самыми радикальными, вплоть до смены области деятельности. Стратегию можно рассматривать как связующее звено между целями предприятия и линией поведения, выбранной для их достижения.
Пятый этап - реализация и коррекция стратегической программы. Часто в процессе реализации приходится поступаться интересами ряда сотрудников корпорации, и чем радикальнее стратегия, тем больше сопротивление. Коррекция стратегической программы заключается в уточнении методов управления видами бизнеса, в которые корпорация сделала капиталовложения.