Достоинства и недостатки стилей руководства, и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 02:15, курсовая работа

Описание работы

Успех и эффективность организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. В данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, той области менеджмента, которая имеет огромное значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Управление и его элементы…………………………………………..5
2. Факторы формирования стилей…………………………………...…14
3. Стили руководства и их особенности…………….……………...….16
4. Достоинства и недостатки стилей руководства, и их
эффективность……………………………………………………………..….24
5. Заключение………………………………………………………...….31
Список используемой литературы…………………………….…..…...32

Файлы: 1 файл

Руководство, стили руководства.docx

— 64.76 Кб (Скачать файл)

Для  быстрого и эффективного достижения цели менеджер должен координировать работу и мотивировать персонал  для  выполнения  ее.  Ключ  к мотивации персонала следует искать так,  чтобы  выборочно  использовать  тот вид воздействия, который соответствует конкретным обстоятельствам,  применим к конкретному сотруднику.

Индивидуальная мотивация  требует знаний характеров, темпераментов, способностей и других качеств сотрудников. Для мотивации  группы  существуют определенные правила и менеджеру необходимо их знать.

Удачно созданная руководителем  группа (когда распределение официальных  должностей соответствует ролям, которые играют люди в повседневной жизни, а не симпатиям менеджеров) работает ровно,  без  срывов, и большинство проблем  решает  без  конфликтов,  заинтересована  в  конечных результатах. Воодушевленная главной  идеей  группа  добивается  поставленной перед ней цели и с готовностью принимается  за  новую  задачу,  поставленную перед ней.

Таким образом, результаты руководства  изначально заложены  в  системе его осуществления и являются главной характеристикой менеджера.

Изучая  управление,  многие  ученые   пытались   определить   степень зависимости хорошего руководства  от  менеджера.  Какими  качествами  должен быть наделен руководитель, для того  чтобы  организация  была  процветающей.

Бесспорно, личность менеджера  играет важную роль в управлении  организацией. Руководитель оценивает ситуацию и принимает решение,  подбирает  персонал  и распределяет  задания,  контролирует  работу   и   осуществляет   мотивацию. Поведение менеджера его  отношение  к  делу  и  людям  создают  социально  - психологическую атмосферу работы. И это  может  быть  атмосфера  нервозности неуверенности  и  даже  страха,  или  атмосфера  уверенности,  стабильности, доброжелательства  и  деловой  активности.  Несомненно,   очень   многое   в деятельности любой организации зависит от личности менеджера.

В целом весь процесс  руководства  можно  рассматривать  как  процесс использования управляющим  своих  личных качеств и стиля  руководства.  И теперь  наша  задача - попытаться определить   психологический   портрет эффективного руководителя. И лучше всего начать с его личностной стороны.

Каждый руководитель, несомненно, должен быть уважаем среди своих  подчиненных. Ему необходимо быть уверенным  в себе, он должен быть ответственным  и надежным человеком, так как  неизбежно становится примером у  подчиненных. Также менеджер задает определенную атмосферу в коллективе, это может быть атмосфера доброжелательства, деловой активности, стабильности или  наоборот нервозности, недоверия, напряженности. Для создания благоприятной внутренней среды коллектива руководителю необходимо умение работать с людьми, что требует  определенные знания в области психологии и педагогики.

Менеджер обязан быть эмоционально уравновешенным. Плохое настроение руководителя ни в коем случае не должно отражаться на подчиненных, в противном случае это может привести к снижению деловой активности, так как последние будут бороться с собственными чувствами, а не заниматься своей работой. Отношения между руководителем и подчиненным должны быть деловыми и ровными и ни в коем случае не зависеть от личной симпатии или настроения.

Эффективный руководитель, несомненно, должен обладать разнообразными знаниями в области управления, специальными знаниями в деятельности организации, быть информированным и компетентным.

К вопросу же о возрасте менеджера можно отнестись двояко, с одной стороны молодой руководитель обладает большей гибкостью ума  и большим потенциалом развития, а с другой, человек в зрелом возрасте обладает бесценным опытом, который выступает опорой при  принятии решений. По этому поводу приведем высказывание известного американского  менеджера Ли Якокки: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на наших старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью». Сам по себе зрелый возраст порой становится критерием уважения со стороны подчиненных, молодому же руководителю придется немало потрудиться, чтобы завоевать к себе расположение. Но все же возраст не может стать ни помехой, ни преимуществом для осуществления эффективного руководства. Прежде всего, менеджер должен быть инициативным и решительным, потому что он выступает в качестве руководителя, мотивирующего ее членов на достижение целей и координирующего их усилия.

«С каждым годом меняются требования к качествам руководителя. Что было важно несколько десятилетий  назад, в настоящее время либо устарело, либо отошло на второй план. Так, например, если в СССР главными требованиями были возраст, образование  и принадлежность к правящей партии, то в настоящий момент это совершенно не главное. Поэтому любопытно сравнить, как менялись с годами приоритеты в выборе руководителя Кнорринг В. И. Общий и социальный менеджмент. М.,1997. .

Таблица 1

1975 г.

1985 г.

1995 г.

Личные достижения

Предприимчивость

Лидерство

Личные связи

Компетентность

Эффективность руководства

Лояльность

Лидерство

Видение перспектив

Предприимчивость

Эффективность руководства

Достижение согласия

Лидерство

Приспособляемость

Предприимчивость

Способность к анализу

Способность к анализу

Гибкость в смене роли

Решительность

Восприимчивость

Восприимчивость

Эффективность руководства

Видение перспектив

Гибкий стиль

Видение перспектив

Решение проблем

Способность к анализу

Восприимчивость

Социальная коммуникабельность

Решение проблем


Для осуществления всех управленческих функций менеджеру  необходимо выбрать наиболее эффективный  стиль руководства, то есть систему  методов воздействия на подчиненных  для полной реализации потенциальных  возможностей коллектива.

2. Факторы формирования стилей

«Стиль  руководства - это система методов воздействия руководителя на подчиненных, также это «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующихся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».

Главной характеристикой эффективности  руководства является стиль управления, который применяет в своей  работе менеджер. Стиль руководства  связан с определением типичной для  руководителя системы деятельности, используемой им в работе с людьми, которая проявляется в отношении  к людям, в подготовке, принятии и  реализации решений, в организации  труда коллектива.

Во  многом стиль руководства определяется индивидуальными особенностями  руководителя, что составляет субъективный элемент стиля: уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамента, нравственные ценности, коммуникативные способности, поведенческие аспекты. Но также существуют объективные элементы стиля. К ним относятся: специфика конкретной сферы деятельности, социально-психологические черты подчиненных, уровень иерархии управления, способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.

Стиль руководителя может меняться в зависимости  от сложившихся особенностей и потребностей коллектива, а стиль работы подчиненных  от интеллекта и культуры руководителя. Таким образом, субъективные и объективные  элементы стиля интегрируют друг с другом и образуют уникальный и  неповторимый стиль руководства.

«Анализ теоретических и практических исследований позволяет выявить основные элементы, формирующие тот или иной стиль  управления руководителя:

· Распределение полномочий;

· Установление ответственности;

· Характер процесса принятия управленческих решений;

· Используемые методы руководства;

· Осуществление контроля за деятельностью подчиненных;

· Отношение к самостоятельности  и инициативности подчиненных;

· Уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;

· Отношение к нововведениям;

· Заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных»

Руководитель  каждой организации применяет только свой уникальный стиль. Учитывая большое  количество факторов и условий, его  стиль приобретает конкретную направленность и содержание. Рассмотрев вышеперечисленные  факторы, можно сделать вывод  о том, что стиль - это, прежде всего  социальное явление, так как в  него заложены и убеждения руководителя, и поведение подчиненных, и морально-психологическая  атмосфера организации.

 

3. Стили руководства и их особенности

«Слово  «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а  позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что  стиль руководства - своего рода «почерк» в действиях менеджера

  «Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром - как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Либин определяет стиль как устойчивый и интегральный паттерн индивидуально-личностных проявлений человека через предпочитаемую форму взаимодействия с социальной и предметной средой. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление - это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства

Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. «Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина (1938). Группа детей-подростков (мальчики 11-12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства / лидерства:

· авторитарный (директивный);

· демократический (коллегиальный);

· попустительский (разрешительный, либеральный)» 

Стиль руководства является способом, с помощью которого руководитель управляет подчиненными, достигая удовлетворенность  работой. Рассмотрим каждый стиль отдельно, выделим их особенности:

Авторитарный (директивный) стиль руководства. Этот стиль характеризуется высокой централизацией власти, жестким диктатом воли, доминированием единоначалия. Позиция лидера - вне группы, он дает краткие, четкие, деловые распоряжения, его тон неприветлив, его голос решающий. Действия подчиненных строго контролируются, руководитель не дает возможности проявлять им инициативу.

Авторитарный стиль  предполагает большую дистанцию  в образовании между руководителем  и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость, критика в адрес руководителя не приемлема, ведь только он знает фактическое состояние дел в коллективе и перспективы дальнейшего развития. Все решения принимаются единолично, мнение подчиненных при этом не учитывается. Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными и информирует их только о тех фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.

Применительно к данному  стилю можно использовать теорию Х Дугласа МакГрегора, в которой руководитель использует директивные жесткие методы управления, такие как принуждения и наказания как факторы мотивации труда. Также он ограничивает свободу и автономию подчиненных. Последние в свою очередь являются средними, ленивыми людьми и, насколько возможно, отлынивают от работы, они нечестолюбивы, боятся какой-либо ответственности и сами желают быть руководимыми. Давление со стороны руководителя необходимо для достижения целей организации, строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.

Руководитель стремится  упростить цели, разбить их на более  мелкие, каждому подчиненному поставить  отдельную задачу, что позволяет  легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно.

Авторитарный стиль управления считается оправданным в кризисной ситуации (война, стихийное бедствие, кризисная ситуация в фирме) когда решения необходимо применять быстро. Жесткий диктат становится необходим для гарантии оперативности выполнения решений и их надежного контроля.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства характеризуется распределением полномочий, ответственности и инициативы между руководителем и подчиненными. Позиция лидера - внутри группы, он всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения.

Руководитель сознательно децентрализует свою власть, не навязывает свою волю и чаще всего делегирует свои полномочия подчиненным насколько это возможно. Общение проходит в доброжелательном, вежливом, товарищеском тоне, в форме просьб, советов и пожеланий. Только по мере необходимости руководитель может применять приказы. Дисциплина в коллективе основывается только на сознательности подчиненных, а не на страхе перед начальством. Все действия не планируются заранее, а обсуждаются в коллективе, так как руководитель сознает то, что не может все знать и предвидеть. Основная его функция - координация и ненавязчивый контроль над результатом работы, он включает подчиненных в процесс принятия решений, за которые несет ответственность. Допускается самоконтроль.

Информация о работе Достоинства и недостатки стилей руководства, и их эффективность