Факторы успешной адаптации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть социально – психологическую адаптацию молодых сотрудников в организации и возможность управления этим процессом.
Задачи исследования:
-охарактеризовать феномен «профессиональная адаптация специалиста»,

- рассмотреть принципы управления адаптацией молодых сотрудников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты адаптации молодых сотрудников и возможности управления этим процессом….…………………..…...…….6
1.1. Понятие и проблемы адаптации личности как одно из направлений исследований различных наук………………………………6
1.2. Психологическая сущность и виды адаптации………………….8
1.3. Личностные особенности специалистов и особенности их психологической адаптации к профессиональной деятельности………..15
2. Управление адаптацией молодых сотрудников………………………………………………………………….20
3. Анализ исследования адаптации новых сотрудников на примере компании «Мария-РА»………………………………………………………26
3.1. Краткая характеристика сети продовольственных магазинов в Сибири «Мария -Ра»…………………………………………………………26
3.2. Организация исследования адаптации вновь прибывшего персонала…………………………………………………….……………….28
3.3 Методы и методики исследования адаптации персонала……..…34
3.4. Результаты проведенного исследования………………………….39
Заключение………………………………..……………………………43
Список источников и литературы…………………………………….45
Приложение…………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ.docx

— 18.54 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………...3

 

1. Теоретические аспекты  адаптации молодых сотрудников  и возможности управления этим  процессом….…………………..…...…….6

 

1.1. Понятие и проблемы  адаптации личности как одно  из направлений исследований  различных наук………………………………6

 

1.2. Психологическая сущность  и виды адаптации………………….8

 

1.3. Личностные особенности  специалистов и особенности их  психологической адаптации к  профессиональной деятельности………..15

 

2. Управление адаптацией  молодых сотрудников………………………………………………………………….20

 

3. Анализ исследования  адаптации новых сотрудников  на примере компании «Мария-РА»………………………………………………………26

 

3.1. Краткая характеристика  сети продовольственных магазинов  в Сибири «Мария -Ра»…………………………………………………………26

 

3.2. Организация исследования  адаптации вновь прибывшего персонала…………………………………………………….……………….28

 

3.3 Методы и методики  исследования адаптации персонала……..…34

 

3.4. Результаты проведенного  исследования………………………….39

 

 Заключение………………………………..……………………………43

 

Список источников и литературы…………………………………….45

 

Приложение…………………………………………………………….47

 

 

Введение

 

 

 

......................................

 

Актуальность исследования: адаптация новых сотрудников  в коллективе - одна из важных задач, которую приходится решать службе по работе с персоналом в организации. Надо заметить, что необходимость  в формализованной процедуре  адаптации существует на предприятиях среднего и крупного бизнеса. Для  небольших структур, эта проблема не столь актуальна.

 

........................................

 

Процесс взаимного приспособления сотрудника и организации, основанный на принятии или непринятии первым новых профессиональных и организационных  условий работы, должен быть связан как со стратегическим планированием  в организации, так и с существующими  программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и, конечно  же, со сложившейся корпоративной  культурой компании.

 

.................................................

 

Цель работы: рассмотреть  социально – психологическую  адаптацию молодых сотрудников  в  организации и возможность  управления этим процессом.

 

Задачи исследования:

 

-охарактеризовать феномен  «профессиональная адаптация специалиста»,

............................................................................

 

- рассмотреть принципы  управления адаптацией молодых  сотрудников.

 

Предметом исследования является: изучение социально-психологической  адаптации в организациях.

 

Объектом: ..............................................

 

Гипотеза исследования: социальный процесс освоения личностью новой  трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической и психофизической адаптацией.

 

Теоретическую основу исследования составили труды российских и  за­рубежных ученых по проблемам  адаптации личности в организации, таких как: Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Веснин В.Р. , ....................................................... и др.

 

Структура работы: работа состоит  из 3-х глав. В первой главе проанализированы теоретические аспекты социально-психологической  адаптации личности в организации.

......................................

 

В приложении представлены анкеты увольняющегося сотрудника и вновь  прибывшего; интервью с заместителем управляющего объекта.

 

 

1.     Теоретические  аспекты адаптации молодых сотрудников  и возможности управления этим  процессом

 

 

 

1.1. Понятие и проблемы  адаптации личности как одно  из направлений исследований  различных наук

 

Проблема адаптации человека длительное время является одним  из направлений теоретических и  прикладных исследований многих наук: социологии, психологии, педагогики, медицины, биологии и др.

...............................................

 

Первые научные трактовки  сущности адаптации встречаются  в работах Ч.Дарвина и его  последователей. Под адаптацией понималась совокупность изменений, происходящих в организме, более или менее  адекватных изменяющимся раздражителям  внешней среды. Изменения в организме  соответственно осуществляются в диалектическом процессе наследственности — изменчивости.

 

Теоретические и медико-биологические  проблемы адаптации наиболее полно  представлены в работах У. Кеннона, Г. Селье, И.П.Павлова, Л.А.Орбели, П.К.Анохина и др.

 

...................................................

 

Исследования И. П. Павлова  позволили говорить о новом уровне в теории адаптации. Благодаря научным  изысканиям И. П. Павлова и его  последователей выявлено значение нервной  системы как главного фактора  уравновешивания, как механизма, который  организует в стройную адаптивную систему  многочисленные конкретные биологические  отражения, позволяющие организму, .............................

 

 

 

1.2. Психологическая сущность  и виды адаптации

 

 

 

Биолого-физиологическая  адаптация присуща и человеку и животным, но важно отметить, что  адаптация человека как организма так или иначе подвержена воздействию социальных обстоятельств.

 

Э.Фромм считал, что одним из отличий биологической адаптации человека от животных является наличие у него «биологической слабости», под которой ученый понимал «относительный недостаток у человека инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру» [18; c77]. Животные адаптируются инстинктивно, изменяя себя в соответствии с изменяющейся средой, а не среду. Но если инстинкты более не в состоянии успешно справ­ляться с изменением среды, вид гибнет.

......................................

 

Так, эффективность психической  адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. ............................

 

.......................................

 

1.3. Личностные особенности  специалистов и особенности их  психологической адаптации к  профессиональной деятельности 

 

Исследуем основные личностные особенности специалистов и особенности  их психологической адаптации к  профессиональной деятельности в зависимости  от выделенных выше параметров.

...................................................

 

Профессиональная адаптация  специалиста — перманентно идущий процесс, и поэтому необходимо его  специальное психологическое обеспечение.

 

 

2. Управление адаптацией  молодых сотрудников

 

 

 

...............................................

 

Для характеристики трудового  потенциала фирмы в экономической  литературе и хозяйственной практике наряду с категорией «персонал» используются и такие понятия, как «кадры», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» и «человеческие ресурсы». В одних  случаях они употребляются как  синонимы, в других — для выделения  специфики трудовых ресурсов как  особого вида применяемых фирмой ресурсов. Обычно под рабочей силой  понимается совокупность физических и  умственных способностей человека, которые  исполь­зуются им для производства материальных благ и услуг. ................................

 

............................................

 

Персонал фирмы и его  изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей  или большей степенью достоверности  измерены и отражены следующими абсолютными  и относительными показателями [6; c.157]:

..................................................

 

В результате постоянных и  систематических контактов коллектива с новым сотрудником можно  сделать вывод об успешности процесса адаптации по определенным показателям:

..........................................

 

 

3. Анализ исследования  адаптации новых сотрудников  на примере компании «Мария-РА» 

 

3.1. Краткая характеристика  сети продовольственных магазинов  в Сибири «Мария -Ра»

 

Первый магазин «Мария-Ра»  был открыт в городе Барнауле в  марте 1993 года на улице Советской, 3. В начале 2000 года фирма насчитывает  уже 20 магазинов в городе и пригороде  Барнаула. Первый магазин самообслуживания открывается фирмой в феврале 2002 года. В дальнейшем «Мария-Ра» открывает  только магазины самообслуживания, основной формат которых— «магазин у дома».

 

.........................

 

Юридический адрес 656008, РФ, г.Барнаул, ул.Пролетарская, 252.

...................................

 

Стратегия активного развития сети осуществляется усилиями высококвалифицированного штата специалистов. Сегодня в  компании работают 6 917 человек 87 специальностей. Эффективность работы сотрудников  компании – это прирост товарооборота  на 55, 2% за 2009 год по отношению к 2008 году [27]. Развитие и успехи нашей  компании – это результат работы команды сотрудников, поэтому кадровая политика нашей компании строится на принципах:

................................

 

У сети «Мария-Ра» обширные планы на будущее развитие и значительную долю успеха руководство компании видит  в потенциале работающих и будущих  сотрудников.

 

 

 

3.2. Организация исследования  адаптации вновь прибывшего персонала

 

Проведем исследования адаптации  персонала компании «Мария-Ра», Зыряновой  Валентины Владимировны, Костыркина Артема Алексеевича, Опалевой Светланы Владимировны и Шереметовой Анны Филипповны

 

Успешная адаптация персонала, наряду с отлаженным процессом его  найма и отбора, является необходимым  этапом для обеспечения низкой текучести  кадров в торговой сети и быстрого наращивание численности персонала.

.................................

 

Профессиональная адаптация  предполагает также принятие начинающим продавцом и агентом всех компонентов  профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов  и условий, характерных для данной профессии. Но адаптация - это процесс  взаимного обмена в ходе профессионального  становления продавца страховых  услуг. Таким образом, человек не только приспосабливается к новой  профессии, но и саму профессию приспосабливает  к себе.

............................................

 

Ошибки в подборе и  обучении персонала подразделений  продаж имеют свою цену. И если выделение  средств на организацию поиска, набора, обучения или переподготовки персонала  продающих структур компании следует  рассматривать как инвестиции, то расходы по замене продавцов страховых  услуг следует отнести к убыткам. По оценкам специалистов, замена рядового сотрудника обходится компании в  треть, а в случае топ-менеджера - в полторы его годовой зарплаты

 

 

 

3.3 Методы и методики  исследования адаптации персонала

 

В интересах компании –  организовать адаптацию нового продавца так, чтобы она прошла максимально  быстро и эффективно. Классический вариант этого процесса обязательно  включает следующие составные части:

...................................

 

Итак, на нынешнем этапе большинство  специалистов по оценке персонала стремятся  создать комплексные системы  оценки персонала предприятия, включающие достаточно большое количество методик  с целью минимизации ошибок в  процессе оценки. Однако прежде всего важно не просто собрать вместе несколько методик, но адаптировать их к условиям, существующим в организации, а зачастую – когда речь идет о зарубежных методиках – и к условиям российской действительности. Огромное значение здесь приобретает ..................................

 

 

 

3.4. Результаты проведенного  исследования

 

 

 

Условно процесс адаптации  можно разделить на четыре этапа:

...........................................

 

Большую роль играет качество отбора. Если человек правильно подобран и соответствует всем требованиям, то ему легче будет адаптироваться. Немаловажный фактор - особенности  климата коллектива, в который  попал новичок. Чем позитивнее атмосфера, тем комфортнее будет в нем  сотруднику.

 

 

Заключение

 

 

 

Подводя черту под всем выше изложенным, целесообразно еще  раз остановиться на основных моментах проделанной работы.

 

...............................................

 

Если руководство будет  заниматься развитием у себя в  организации эффективной процедуры  адаптации, то они получат следующий  результат:

..............................................

 

Пренебрежение адаптацией новых  сотрудников автоматически приводит к снижению этих результатов.

 

 

Список источников и литературы

 

 

 

1.                      Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2004.- С. 591.

.....................................

 

4.                      Березин Ф. Б. Психологическая  и психофизиологическая адаптация  человека. -Л., 1988. -255 с.

......................................................

 

8.                      Данилова Н.Н. Психофизиологическая  диагностика функциональных состояний.  -М.: МГУ, 1992. -74 с.

 

9.                      Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. - М.: Смысл, 2000. - С. 191.

 

 

..............................................................

 

15.                 Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения. - М.: ,2002. – 271 c

Информация о работе Факторы успешной адаптации персонала