Факторы внешней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

С переходом России к рыночным отношениям, проблема воздействия внешних факторов стала более актуальна т.к. появляется большое количество предприятий, главной задачей которых было выжить в условиях рыночной экономики. И теперь организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды.
Под внешней ср

Файлы: 1 файл

индив работ.docx

— 34.43 Кб (Скачать файл)

Выполнила :

студентка 2 курса

Семынина Лилия

 

 

Индивидуальная работа №3

На тему : «Факторы внешней среды организации»

 

 

С переходом России к рыночным отношениям, проблема воздействия внешних  факторов стала более актуальна  т.к. появляется большое количество предприятий, главной задачей которых  было выжить в условиях рыночной экономики. И теперь организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды.

Под внешней средой организации  понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие  оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Внешняя среда  организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Поскольку от руководства  зависит выживание организации, то появляется проблема выявления существенных факторов, которые повлияют на деятельность организации и поиск подходящих способов реагирования на внешние воздействия. Т.е. иначе говоря, нужно найти  методы, способствующие адаптации к  условиям внешней среды. Безусловно, что учесть все существующие и  оказывающие влияние на организацию  факторы просто невозможно, в связи с этим возникает проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит деятельность организации. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу. Весь этот процесс сопровождается разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причём, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. Важнейшей характеристикой внешней среды, с точки зрения влияния последней на организацию, является степень изменчивости. Организации, действующие в стабильной среде, могут позволить себе более долгосрочное планирование, иерархические и формальные системы управления, гарантии занятости и повышения заработной платы. Организации, работающие в резко изменяющейся среде, вынуждены чаще корректировать свои цели, менять стратегию, структуру и т.д. Естественно, что степень изменчивости внешней среды зависит от особенностей вида деятельности, страны и т.д. Например, Сберегательный банк, остававшийся практически неизменным со дня своего основа¬ния, за последние годы существенно изменился с точки зрения организационных целей: получение прибыли сейчас - вы¬полнение государственных заданий раньше. Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным. Основными характеристиками внешней среды являются ее сложность, динамизм и неопределенность.

Сложность внешней среды  как системы характеризуется  наличием многих элементов, а также  взаимосвязями между этими элементами. На деятельность организации оказывает  влияние и международное окружение, особенно если организация осуществляет международные операции. Например, необходимо учитывать таможенные, налоговые  законодательства страны-экспортера или  импортера, требования по качеству, правила  сертификации и т.д. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности  и неопределённости описывают факторы  как прямого, так и косвенного воздействия. В общем, внешнюю среду  организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные  учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также  наука, культура, состояние общества и природные явления.

При рассмотрении внешнего окружения на организацию важно  понимать, что характеристики среды  отличны, но в то же время связаны  с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия, и  большинство придерживаются именно этой классификации.

В среде прямого воздействия  можно выделить такие, как:

  1. Поставщики

С точки зрения системного подхода организация – это  механизм преобразования входов и выходов. Основные разновидности входов –  это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость  между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов - один из наиболее ярких примеров прямого  воздействия среды на организацию  и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран  может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания  обменных курсов или политическая нестабильность. В некоторых случаях все организации  определённого региона ведут  дела с одним или практически  с одним поставщиком. Поэтому  все они попадают в равную зависимость  от действий поставщика.

2) Материалы

Некоторые организации зависят  от непрерывного притока материалов, или искать альтернативные источники для эффективности своей работы.

3) Капитал

Для роста и процветания  фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитал. Как правило, чем лучше дела у компании, тем  выше её возможности договорится  с поставщиками на благоприятных  условиях и получить нужный обмен средств. Получение необходимых финансовых средств обеспечивает фирме стабильное функционирование. Каждая фирма обязательно анализирует своё финансовое положение и определяет источники финансирования, а именно:

* Распределение капитала  в целом на собственный и заёмный, в зависимости от его рентабельности;

* Потребности в долгосрочных  займах и краткосрочных кредитах  по видам, странам, условиям  получения и условиям погашения;

* Источники получения  займов и кредитов;

* Расчёт стоимости кредитов  с учётом нормы учётного процента  и сроков погашения кредитов;

* Получение доходов от  хранения собственных средств в банках

4) Трудовые ресурсы

Адекватное обеспечение  рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением  поставленных целей, т.е. для эффективности  организации как таковой. Без  людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и  материалы, а так же всё перечисленное  не будет функционировать должным  образом.

5) Законы и государственные  органы

Трудовое законодательство отразилось на управлении. Многие другие законы и государственные учреждения также влияют на организации. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а так же вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Каждый вид деятельности регулируется определёнными органами.

6) Потребители.

Многие принимают точку  зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой подлинная цель бизнеса – создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

7) Конкуренты

Конкуренты – это внешний  фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого  предприятия чётко понимает, что  если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях  не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды, чтобы обеспечить своё существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направленно на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутри отраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и рекламирующими её на одном и том же рынке. Субъектами Конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние её покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Важно понимать, что потребители  – не единственный объект соперничества  организаций. Последние также могут  вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы капитал и  право использовать определённые технологии нововведения. От реакции на конкуренцию  зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплаты труда  и характер отношений руководителей  с подчинёнными. Но иногда взаимоотношения  с конкурентами приобретают неожиданный  характер. Как было показано ранее, внешняя среда имеет факторы  косвенного воздействия. Факторы среды  косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого  воздействия. Тем не менее, руководству  необходимо учитывать их.

Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения  о такой среде, основываясь на не полной информации, в попытках спрогнозировать  возможные последствия для организации.

К факторам сферы косвенного воздействия относятся следующие:

1) Технология

Анализ технологической  компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые  развитие науки и техники открывает  для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта  продукции. Прогресс науки и техники  несёт в себе огромные возможности, и, не менее огромные угрозы для фирмы. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынку, что может привести к крайне негативным последствиям для них.

2) Состояние экономики

Руководство должно также  уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие  изменения состояния экономики. Состояние экономики влияет на стоимость  всех вводимых ресурсов и способность  потребителей покупать определённые товары и услуги.

3) Социально - культурные  факторы

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социально - культурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

4) Политические факторы

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей  особое значение. Один из них – настроение администрации, законодательных органов  и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социально - культурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных товарных пошлин, требования в отношении практики найма и продвижение представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды, контроля цен и заработной платы и т.д.

Другой элемент политической обстановки – это группы особых интересов и лоббисты. Некоторые  лоббистские группы выражают интересы и ценности не организаций, а объединение  людей. Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих  рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции  политические изменения могут привести к ограничению прав собственности  для иностранцев или установлению специальных пошлин на импорт. С  другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для  инвесторов, когда возникает потребность  в притоке капитала.

5) Отношения с местным  населением

Почти для всех организаций  преобладающее отношение к ней  местной общины, в которой та или  иная организация функционирует, имеет  первостепенное значение как фактор косвенного воздействия.

6) Международное окружение

Среда организаций, действующих  на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено  уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные  учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разняться от страны к стране, и  особенности каждой из этих стран  приходится учитывать при осуществлении  функций планирования, организации  и контроля.

В качестве примера, я выбрала  для рассмотрения компанию ООО "Виан Трейд". Форма собственности данной организации – Общество с ограниченной ответственностью. Это разновидность коллективного бизнеса, предполагающей наличие ограниченной экономической ответственности. Эти организации представляют собой предприятия, имеющие уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества могут быть и физические, и юридические лица, причем участники общества несут ответственность по его обязательствам только в пределах их вкладов. Многое в устройстве общества с ограниченной ответственностью напоминает акционерное общество, но есть и серьезные различия: - такое общество - это предприятие непременно закрытого типа;

- создание общества с  ограниченной ответственностью  требует меньше усилий, чем создание  АО.

Компания ООО "Виан Трейд", имеет несколько подразделений. Интересным является и то, что здесь два направления:

ü Общественное питание: сеть кафе – баров, кофеен, пиццерий;

ü Розничная торговля: предоставление фотоуслуг во всем разнообразии: печать фотографий с различных носителей: цифровых и аналоговых, фотомонтаж, изготовление полиграфической продукции с изображениями заказчиков и т.д.; а так же сотовая связь;

Информация о работе Факторы внешней среды организации