Факты как примеры и иллюстрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Немаловажную роль в их выборе играют факты. Они помогают наиболее точно и полно раскрыть проблему, доказать или опровергнуть, проиллюстрировать и более точно истолковать, рассмотреть проблемы с разных позиций и найти способы их решения. По своей сути факты - это реальность, которую нельзя отрицать. Исследование невозможно без фактов. Уникальность и сложность этого явления в том, что факты, ввиду многовариативности их использования, применимы во многих теоретических, теоретико-доказательных сферах философии, информационных наук и так далее. Зачем научную работу дополняют фактами? Они доказывают, служат примером, теоретическо-практической опорой, иллюстрируют.

Содержание работы

Введение 3
Понятие факта. Роль факта в исследовании……………………5
Факты и информация. Типология фактов………………………6
Факты как примеры и иллюстрации……………………………11
Научное обоснование исследования……………………………12
Заключение…………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………20

Файлы: 1 файл

Факты как примеры и иллюстрации.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

     Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

Реферат

Факты как примеры и  иллюстрации

 

 

 

 

    

 

 

 

         Студент,                             __________      

                                                                    подпись, дата                      

 

Руководитель                     __________       

                                             подпись, дата                     

 

     

 

 

Содержание

Введение 3

  1. Понятие факта. Роль факта в исследовании……………………5
  2. Факты и информация. Типология фактов………………………6
  3. Факты как примеры и иллюстрации……………………………11
  4. Научное обоснование исследования……………………………12

Заключение…………………………………………………………..18

Список используемой литературы…………………………………20

 

 

 

                                                       Введение

 

«Горсточка фактов способна испортить самую хорошую сплетню»

(Станислав Ежи Лец)

Исследование — это  вид деятельности человека, состоящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций;

б) определении их происхождения;

в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установлении локации этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения .

В исследованиях широко применяются различные методы, принципы, такие как первичный отбор информации, систематизация и анализ данных, структурирование, обработка и так далее.

Немаловажную роль в их выборе  играют  факты. Они помогают наиболее точно и полно раскрыть проблему, доказать или опровергнуть, проиллюстрировать и более точно истолковать, рассмотреть проблемы с разных позиций и найти способы их решения.

По своей сути факты - это  реальность, которую нельзя отрицать. Исследование  невозможно без фактов. Уникальность и сложность этого явления в том, что факты,  ввиду многовариативности их использования, применимы во многих теоретических, теоретико-доказательных сферах философии, информационных наук и так далее. Зачем научную работу дополняют фактами? Они доказывают, служат примером, теоретическо-практической опорой, иллюстрируют.

 Цель данной работы:

- изучить этимологию факта, сферу и методы применения фактов, и, наконец, изучить такие его роли как пример и иллюстрация.

Задачи:

- дать понятие факта  и определить его этимологию;

- выяснить, как соотносятся понятия факта, факта как примера и факта как иллюстрации;

- определить сферы применения  этих единиц методологии;

-охарактеризовать принципы работы исследователя с фактами и вышеуказанными его видоизменениями.

 

1.Понятие факта. Роль  фактов в исследовании

В обычной жизни мы очень  часто используем это понятие — факт. «Назови мне факты», «А где факты в твоих рассуждениях?», «Не надо ничего объяснять, давайте только факты», «Голые факты ни о чем не говорят», «Для этих выводов недостаточно фактов», «Сколько еще Вам надо привести фактов, чтобы Вы поняли наконец?», «Не давите меня фактами, они еще ни о чем не говорят».

Перечень подобных фраз, утверждений, сомнений можно было бы продолжить. Как часто именно факты оказываются в центре наших дискуссий, становятся предметом спора, аргументом доказательства и убеждения. Что бы мы ни обсуждали, мы всегда оперируем фактами, ищем факты, приводим факты, защищаем факты, иногда придумываем, вольно или невольно их искажаем.

   Но это наша обычная жизнь. А исследовательская деятельность? Здесь факт играет особую роль. Он показывает проблему, помогает раскрыть ее содержание, найти методы исследования. В обсуждении проблемы также нельзя обойтись без фактов.

Но что такое факт?

Всегда ли исследователь  умеет оперировать фактами, отсеивать  и комбинировать их в тех или  иных целях исследования? Ведь в  фактах можно утонуть, как в бурной и полноводной реке. Именно такой рекой является и жизнь, и наша работа, и все ситуации управления.

Факт (сделанное, совершившееся, существующее) — это событие или  явление действительное, реально  существующее, все то, что произошло  на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая  является очевидной и которую  невозможно отрицать.

Факт всегда подтверждается. Факты являются основой доказательства, помогают определить содержание проблемы, являются предпосылкой какого либо исследования.

Факты являются основанием для оценок, распознавания ситуаций и проблем, аргументами для доказательства или опровержения.

От наличия и достаточности  фактов зависит качество управленческих решений, а следовательно, и эффективность управления.

 Исследование невозможно без фактов, на которых оно строится.

 Роль фактов в исследовании  заключается в том, что они  очерчивают явление, как бы открывают проблему и позволяют ее распознавать, являются посылкой, определяющей саму необходимость исследования, создают мотивационное поле исследования.

Факты – неотъемлемая часть  качественного анализа какой бы то ни было среды.

   В то же время факты ограничивают исследование, служат материалом его проведения, позволяют определить направление исследования, выступают средством доказательства и обоснования, материалом для обобщения.

   Без фактов, отражающих существование, свойства и изменение явлений, не может быть поставлено и проведено исследование.

При этом для каждого исследования должно быть достаточно фактов.

2. Факты и информация. Типология фактов.

На первый взгляд понятие  факта может показаться тождественным  понятию информация. Ведь факт, так же как и информация, отражает действительность в сознании человека, представляет собой совокупность сведений или данных о тех или иных явлениях действительности.

Однако отражение действительности может быть различным.

Оно может быть в такой мере субъективизированным и супрематичным, что явится нам не только далеким от реальности, но и полной ее противоположностью. Отражение может не подтверждаться практикой деятельности человека, не повторяться при воспроизведении соответствующих условий. Такое отражение остается информацией, но оно не может расцениваться как совокупность фактов действительности.

Информация может быть в виде фактов, но она может предстать  перед нами и в виде идей, оторванных от действительности, голых интерпретаций, искусственных гипотез, надуманных концепций, субъективных позиций, устаревшей идеологии.

Информация — это сведения не только фактического характера. Но успех исследования определяет не всякая информация, а только такая, которая не вызывает сомнений с точки зрения ее реальности.

Таким образом, факт можно  рассматривать как образ, максимально  соответствующий реальному событию, как объективное восприятие действительности.

Факт — это единица  логики, первоначальная ступень мышления человека.

Факт — это особый вид  информации, характеризующийся определенным ее восприятием, это информация, подтверждаемая информацией о реальности первой.

Факты играют большую роль в исследовательской деятельности. Они являются основой доказательства, помогают определить содержание проблемы, факты являются эмпирической основой исследования, его предпосылкой и качества.

Состав фактов определяет качество исследования и возможность  его проведения.

Всю совокупность фактов по критериям отражения статики или динамики явления можно разделить на факты наличия, существования, изменения.

Факты наличия отражают статическую  сторону явления. Они характеризуют  реальность того или иного явления. Факты существования отражают причины явления, за счет чего и почему оно существует, как существует явление, каковы процессы функционирования явления.

Факты существования отражают динамику, но динамику постоянства, равновесия, поддержания или сохранения сущности явления.

Факты изменений отражают совокупность изменений, происходящих с явлением. Это тоже динамика, но иного рода. Это факты возникновения  новых свойств, ведущих к появлению нового качества.

Можно также выделить факты  связи и факты взаимодействия. Первые характеризуют наличие устойчивых связей явлений или их свойств, вторые импульсивное или ситуационное возникновение связей, их квантовый характер.

В исследовании нередко важную роль играет количественное представление фактов или их содержательное описание. Не все факты имеют количественную форму, хотя количественной формой легче оперировать.

Могут быть также факты, отражающие различные сферы деятельности социальную, экономическую, организационную, психологическую  и др.

Есть факты первичные  и вторичные, которые подтверждают реальность первичных, степень их достоверности.

Большое значение в проведении исследования имеет выделение фактов научных, отделение их от ненаучных, т. е. обычных.

Научные факты — это  факты, имеющие научную ценность, отражающие определенную методологию восприятия действительности, дающие новое знание или понимание явлений.

Однако зачем столь  подробное рассмотрение разнообразия фактов?

В исследовании, как правило, используется множество фактов и очень важно определить их состав, провести селекцию, отбор фактов. Это невозможно сделать без понимания их характеристик, которые, в свою очередь, определяются классификационной принадлежностью.

Зная классификацию фактов легче заметить их подтасовку, т. е. специальную подмену одного факта  другим, либо урезывание фактов, такой современный приём как «умолчание», «замалчивание информации», либо тенденционный их подбор по заведомо или случайно ложным целям.

   

Именно в этом суть выражения: «Есть Факты и фактики». С другой стороны, мудрость гласит: «Факты — упрямая вещь».

  В исследовании факты являются средством определения проблемы, оценки ситуаций, основой анализа и доказательства. При помощи фактов утверждаются результаты исследования. Факты определяют также предпосылки исследования.

Всё это так, но всё же для более глубокого и качественного анализа предлагаю обратиться к этимологическим истокам понятия факта.

Согласно БСЭ, Большой Советской Энциклопедии, факт (от лат. factum – сделанное, свершившееся),

1) в обычном словоупотреблении  синоним понятий истина, событие,  результат;

2) знание, достоверность  которого доказана;

3) в логике и методологии науки Философия – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

Ближе всего нам третье утверждение. Что же есть факт? Факт – плод опыта, эмпирического аспекта человеческого  знания; факт – то, что признано повсеместно  и не требует доказательств. Что  же такое факт и где его корни, пытались разобраться философы, как  во времена античности, так и по настоящий день, от Гераклита и Сократа с его верным учеником и последователем Платоном до Станислава Ежи Леца.

Если категория эта корни  имеет эмпирические, уместно говорить о многоплановости понятия. Эмпирика, как шутят учёные, чётких границ и формы не имеет и никогда не имела, а значит с эмпирико-теоретическими единицами, коими являются и факты, можно оперировать как угодно. Правомерно утвердить, что факт в таком случае может рассматриваться как иллюстрация и как опыт, то есть пример, некая практическая догма среди массива теоретики.

Что такое иллюстрация? Иллюстрация  – сопровождение информационного  потока наглядными или иного типа доказательными материалами, его фактологического обоснование и подтверждение (по В.А. Клементьеву)

Что такое пример? Пример – совокупность кинестически-хронотопичных характеристик того или иного информационного массива, как правило сопровождаемое ссылками на источник, располагающий точной и адекватной настоящей исторической ситуации данными. Коль скоро факт – единица опыта, он располагает многовариантностью применения:

- факт может иллюстрировать  описываемые объекты (здесь прослеживается  такая особенность факта как  наличие в нём художественно-искусственного  смысла);

- факт может служить примером (здесь прослеживается статистический  аспект).

Чтобы поподробнее рассмотреть  эти проявления факта, обратимся  к трудам античных мыслителей, например к Сократу, утверждавшему, что «.. опора на факты – сомнительна, тогда как факты есть всего лишь чья-то единичная уверенность в чём-либо. Есть ли у неё основа?..», что лишний раз указывает на то, что факт на самом деле весьма неопределённое, а значит универсальное в плане употребления теоретико-методологическое и эмпирико-философское явление.

Информация о работе Факты как примеры и иллюстрации