Факты как примеры и иллюстрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Немаловажную роль в их выборе играют факты. Они помогают наиболее точно и полно раскрыть проблему, доказать или опровергнуть, проиллюстрировать и более точно истолковать, рассмотреть проблемы с разных позиций и найти способы их решения. По своей сути факты - это реальность, которую нельзя отрицать. Исследование невозможно без фактов. Уникальность и сложность этого явления в том, что факты, ввиду многовариативности их использования, применимы во многих теоретических, теоретико-доказательных сферах философии, информационных наук и так далее. Зачем научную работу дополняют фактами? Они доказывают, служат примером, теоретическо-практической опорой, иллюстрируют.

Содержание работы

Введение 3
Понятие факта. Роль факта в исследовании……………………5
Факты и информация. Типология фактов………………………6
Факты как примеры и иллюстрации……………………………11
Научное обоснование исследования……………………………12
Заключение…………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………20

Файлы: 1 файл

Факты как примеры и иллюстрации.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

Наука не стоит на месте, современная  фактология претерпела значительные изменения, но и по сей день факт считается результатом эмпирического опыта, а значит автоматически содержит в себе долю субъективизма.

Будучи опытом или же иллюстрацией, факт не предполагает опору на научные  труды и так далее,  и сознание сегодняшнего человека оперирует фактами  не только лишь на основе слепого доверия  к самому слову «факт»; современный  человек наделён критическим  методом познания, прежде всего он сомневается, находит и подтверждает либо опровергает; такая модель умственной работы выводит факты на совершенно новый уровень, позволяя им многозначность и многоаспективность, в частности превращая факт в пример или иллюстрацию. 

В свою очередь мы, являясь реципиентами информационного массива, видим  в первую очередь не факт, а его  видоизменение в конкретной ситуации, то есть в той форме, которую ему  придал рассказчик. В этом уникальная особенность факта сегодня: контент и функционал факта определяет тот, кто им оперирует. Факт стал гибкой пластичной массой, форму которому можно придать, исходя из потребностей трансляции информационного потока. Здесь есть как положительные, так и отрицательные функции. Среди первых необходимо отметить широту возможностей и технологии оперирования фактами, к минусам же – размытость границ понятия факта. По сравнению с прошлым, определение факта становится всё более и более неопределённым, включает в себя новые и новые ареалы применения, выполняет всё новые и новые функции, к которым и относятся функции примеров и иллюстраций.

3. Факты как примеры и иллюстрации

Важную роль в организации и  проведении исследования играет система  фактов, которая определяется как  целостная совокупность фактов, связанных между собой объективными закономерностями поведения объекта. Только система фактов позволяет дать объяснение тому или иному явлению, найти решение проблемы, построить научную концепцию.

Система фактов, связанных  логикой исследовательского замысла, гипотезы, цели, характеризует понятие фактологии исследования.

Можно сказать, что фактология — это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать и в то же время целостная зрелая наука, включающая в себя такие моменты как изучение методологии применения фактов, и факторы, влияющие на их подбор и формирование сообразно готовящемуся материалу, и их функционирование во всём его многообразии.

Если обращаться к определению  БСЭ, то фактология исследования определяется методологией отбора и селекции фактов, организацией сбора фактов, уровнем познания (состоянием науки), опытом исследователя, нравственностью, характеризующей его отношение к исследовательской работе. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется поиск, распознавание, отбор, получение фактов, а также их интерпретация (объяснение или толкование) и, наконец, оперирование фактами.

4.  Научное обоснование  исследования

Качество любого исследования зависит от фактов, их состава, структуры, достоверности, повторяемости, полноты, системности, конкретности, определенности, соответствия предмету исследования.

Фактологическое обоснование исследование представляет собой работу с фактами. Можно сформулировать следующие принципы и методы работы с фактами. Конкретно интересующие нас формы существования фактов, такие как примеры и иллюстрации, обладают рядом специфических функций, пересекающихся в плоскостях гуманитарных наук с аксеологией, герменевтикой, семантикой, проксемикой.

Рассмотрим роли фактов как  примеров и иллюстраций в каждой из этих дисциплин по порядку.

Итак, аксеологический аспект факта.

Факт как свойство рассматриваемого субъекта априори может существовать только как пример или иллюстрация; исходя из конечных задач фактического информационного массива, фактологический пример или иллюстрация может приобретать свойства аргумента.

Обратимся к определению  аргумента, чтобы более глубоко  и чётко рассмотреть эту форму  существования факта в структуре  конъюкционно-логических массивов.

Согласно современному толковому  словарю, аргумент ( от лат. argumentum), есть

1) суждение (или совокупность  взаимосвязанных суждений), приводимое  в подтверждение истинности какого-либо  другого суждения (или системы  суждений, точки зрения, теории и  т. п.).

2) аргумент в логике  — посылка доказательства, иначе называется основанием, или доводом доказательства; иногда аргументом называется всё доказательство в целом.

Ближе нам, конечно же, второе определение. Сравнив его с ранее  прозвучавшим определением факта, мы можем  увидеть, что одно понятие неотделимо от другого. В зависимости от ситуации, как аргумент может быть производным  факта, так и наоборот, что линий раз доказывает правильность позиции рассмотрения факта как теоретического результата эмпирического опыта.

Следующий пункт – герменевтический аспект факта.

Здесь уникальная особенность  факта в том, что на сегодняшний  день в различных разделах гуманитарных наук существует множество толкований факта, и нельзя сказать, что правильно  и объективно среди них только одно.

Факт – точные сведения о каком-либо объекте; факт - особый вид информации, характеризующийся  определенным ее восприятием, это информация, подтверждаемая информацией о реальности первой;

Факт – совокупность сведений, достоверность которых не нуждается в подтверждении;

Факт – результат эмпирического опыта, суть которого признана повсеместно; нередко факты могут быть рождены даже народной мудростью, и, наконец, актуальное для нас определение:

Факт – совокупность определённого рода данных, так или иначе подкрепляющие и иллюстрирующие то или иное информационное сообщение.

Семантический и проксемический же аспекты факта заключаются в разнообразии и наличии множества вариаций формирования контента, то есть содержания используемых фактов. Сущность, вид и местоположение факта сегодня определяет тот, кто создаёт информацию.

Особенность этой информационно-методологической единицы в её «имени»; работая  с фактами, мы не задумываемся о происхождении, этимологии данного вида информации, мы готовы принять на веру любую  информацию, в составе которой  есть такие единицы как факт, в  этом его семантика и даже, как  считают суеверные медийщики, магия.

Согласитесь, если вдруг  заявить о том, что на Кот-д’Ивуаре вдруг произошло невиданной силы землетрясение и, пусть нелепо, присовокупить к этому сообщению пару-тройку вполне реальных фактов о том, что все землетрясения взаимосвязаны, и если трясёт там, то последствия будут везде, привести к этому весьма туманные предсказания Нострадамуса или Калиостро (существование которых ведь факт!), то мы получим готовый «мем» по сути, однако с научной точки зрения он имеет право на жизнь в форме адекватного сообщения, ведь он подтверждён фактами.

Были такие Калиостро и Нострадамус? Конечно, это факт. Есть у Нострадамуса катрены о бедствиях, в числе которых и землетрясения? Бесспорный факт. Наконец, трясёт Кот-д’Ивуар? Трясёт, и уж простите за неоригинальность, но это тоже факт. Просто мы умело подали умелым образом скомпонованную информацию с умело подобранными и оформленными фактами, причём как в качестве примеров (персоналии), так и в качестве иллюстраций (освещение ситуации с землетрясением).

Проанализировав весь вышеозначенный материал, я сделала следующий  вывод.

Где бы ни употреблялись  примеры и иллюстрации, созданные  на основе фактов, все они обладают рядом общих, смежных характеристик, принципов, по которым можно осуществлять своего рода селекцию просто фактов и  фактов как примеров в совокупности с фактами как иллюстрациями, что, несомненно, является главной научной  ценностью моего реферата. Итак, это:

 

- Принцип проверки на объективность. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности, а также соотнести с материалом. Подходит ли? Уместна ли «подгонка» факта под информацию? Ведь только объективные факты (читай: грамотно подобранные и оформленные) примеры и иллюстрации могут обеспечить успех исследования.

- Отношение к сущности. Каждый из фактов может в различной мере отражать или иллюстрировать сущность явления вкупе с материалом, за счёт которого основной информационный массив подтверждается или иллюстрируется.

 Факты должны быть существенными, и, лучше всего, исходящими из авторитетных источников, например, люди скорее поверят информационному сообщению из ИТАР-ТАСС, чем из «Спид-ИНФО», и так далее.

Это надо учитывать и при  поиске, и при отборе фактов.

- Принцип информационной емкости. Каждый из фактов содержит определенный объем информации. Есть факты, которые настолько полно и красноречиво говорят о том или ином явлении, что достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать определенное заключение. Но есть и примеры и иллюстрации, малозначащие для данного объекта исследования, ничего не говорящие, малоинформативные.

- Принцип научной ценности фактов, можно его также назвать принципом концептуальности. Он заключается в том, что факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений.

     - Принцип соответствия предмету исследования. В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования. Здесь важно понимать, какому факту место среди иллюстрирования события, а какому – в оттенении главного побочным.

-Принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.

- Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Иногда результаты исследования и возникают из такого соединения. Каждый факт в отдельности не обязательно ведет к какому-либо выводу, но соединение фактов показывает тенденции, характерные черты и особенности явления.

- Принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов. Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, делается открытие или рекомендация.

 При исследовании необходимо чувствовать и оценивать достаточность фактов. Не торопиться с выводами, ощущать грань достаточности, определяющей уверенность в объективности и ценности результатов исследования.

 

- Принцип научной интерпретации факта. Объяснение и толкование факта может быть различным и преследовать различные цели. Научная интерпретация предполагает объяснение с позиций истинности, объективности.

Можно выделить некоторые  наиболее характерные ошибки работы с фактами в процессах исследования:

- преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующих одностороннее представление о действительности, проблем и тенденций развития, формирует деформированное понимание;

- подтасовка фактов, т. е. замена некоторых из них другими, замена главных, существенных фактов второстепенными, частными;

- искажение содержания факта его тенденциозной интерпретацией, ложным разъяснением;

- фальсификация фактов, которая выражается в определенном их подборе, искажающем действительное положение вещей;

-абсолютизация отдельных фактов, что рождает ложное представление о действительности, ограничивает мышление.

 

 

                                          Заключение

 

Таким образом, можно констатировать, что вся окружающая нас действительность предстает перед нами в виде явлений. Эти явления различны и разнообразны. Они включают события, ситуации, проблемы.

О каждом явлении в общем смысле мы получаем информацию.

Однако часть информации мы получаем в виде фактов — т. е. такой информации, достоверность и реальность которой не вызывает сомнения, их можно проверить и подтвердить.

Реальная картина окружающей действительности определяется не самими фактами как таковыми, не разрозненными фактами, а системой фактов, исключающей возможности осознанного или неосознанного манипулирования ими.

Качество любого исследования зависит от ряда характеристик и в то же время его составляющих:

- фактов;

- их состава, видоизменений;

- структуры; 

-достоверности, повторяемости;

- полноты, системности;

- конкретности;

- определенности, соответствия предмету исследования.

Факты как примеры и  иллюстрации являются плодом современного этапа развития информации, представляя  собой функциональные видоизменения факта как единицы информации и методологии; применяются повсеместно, что подчёркивает их универсальность, уместность и несомненное удобопользование.

Такая многозначность позволяет  значительно расширить функционал примеров и иллюстраций фактами, а значит придавать информации самые  различные научные и эмоциональные  оттенки, придавать ей самые разнообразные  формы, адекватные настоящей исторической и научной ситуации.

Информация о работе Факты как примеры и иллюстрации