Фасилитация как одна из технологий организационного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:16, реферат

Описание работы

В то время как в развитых зарубежных странах технологии работы с большими группами разрабатываются начиная с 60-х годов и широко применяются в течение последних нескольких десятилетий, в России этот процесс находится в зачаточном состоянии. За последние десятилетия разработаны десятки методов фасилитации больших групп, которые успешно применяются в процессе организационных и социальных изменений в различных сообществах по всему миру. Пионерами в области разработки технологии фасилитации как особого процесса, повышающего эффективность работы больших групп, можно назвать североамериканских и австралийских психологов (например, Марвин Вайсборд, Рон Липпит и Ева Шиндлер- Рейнман, Эрик Трист и Фред Эмери и др.).

Файлы: 1 файл

Реферат ФИСИЛИТАЦИЯ.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)

Решая эту задачу, фасилитатор должен четко представлять, из каких элементов складывается групповая эффективность и как эти элементы взаимодействуют между собой.

А.Н. Чумиков предложил модель групповой эффективности, состоящей из трех блоков: группового процесса, групповой структуры и организационного контекста.

Первый блок связан с коммуникацией  и принятием решений. В Рамках данного блока существует два  основных правила: проблема решается последовательно; в один и тот же промежуток времени  члены группы сосредотачиваются  на одном и том же этапе группового процесса.

При налаживании процесса принятия решений целесообразно ответить на следующие вопросы:

1.     кто будет участвовать в решении проблемы

2.     Когда следует вовлекать участников в решение проблемы

3.     Каким образом будет приниматься решение в группе

4.     В решении каких проблем будут вовлечены участники группы.

В рамках второго блока  группа выделяется в структуре большой  организации, известны ее участники, перечень вопросов или заданий, за которые они отвечают, и их полномочия. При работе с группой необходимо иметь в виду следующие особенности групповой структуры:

1.     Ясные цели и мотивированные задания;

2.     Оптимальное количество (относится как к количеству участников, так и к обязательному набору знаний и навыков);

3.     Групповая культура (набор принципов и ценностей, разделяемых всеми членами группы) и групповые нормы поведения.

Третий блок включает в  себя знание членами группы миссии и видения организации, их приверженность и включенность в организационную  культуру, известность процедур вознаграждения, обратной связи, возможность проведения тренингов и консультаций, обеспечение  технологическими и материальными  ресурсами.

Работа фасилитатора состоит из следующих этапов:

1.    Определение проблемы

2.     Выявление причин, вызвавшие ее

3.     Установление критериев для оценки решений данной проблемы

4.     Генерирование альтернативных решений

5.     Оценка решения

6.     Выбор лучшего решения

7.     Выработка плана действий по реализации данного решения

8.     Осуществление разработанного плана

9.     Оценка результатов работы, а также роли в них фасилитатора.

Генеративную работу предпочтительнее вести с помощью метода «мозговой  атаки», основополагающим правилом которого является отказ от всякой критики  выдвигаемых идей. Члены группы первоначально  просто формируют идеи без анализа  их ценности и оценки реалистичности.

При организации «мозговой  атаки» фасилитатор может придерживаться следующего сценария:

До мозговой атаки:

1.     определить групповую цель. Стимулировать группу к размышлению о том, что она хотела бы получить в результате «мозговой атаки»;

2.     в случае, если компетенция членов группы по обсуждаемой проблеме недостаточна, пригласить к участию в обсуждении экспертов, хорошо информированных по данной проблеме;

3.     ограничить число участников обсуждения, имея в виду, что «мозговая атака» наиболее эффективна, когда состав группы не превышает 10-12 человек;

4.     сменить привычную для членов группы обстановку. Подобрать такие время и место, которые контрастировали бы с обстановкой обычных дискуссий;

5.     создать неформальную атмосферу. Допустимо снять галстуки и пиджаки, обращаться к друг другу по именам, вести разговор за чаем и т.п.

Во время мозговой атаки:

1.     посадить участников рядом, лучше в круг или полукруг. Раздать каждому вспомогательные материалы по проблеме. Тот факт, что участники команды сидят бок о бок, сам по себе стимулирует желание сообща заниматься проблемой;

2.     поощрять генерацию идей и самому (в качестве ведущего) генерировать их. Помочь участникам «мозговой атаки» дать волю своему воображению и выдвинуть большое количество идей, подходя к вопросу со всех сторон. Приветствовать даже самые фантастичные идеи;

3.     осуществлять модерацию (фиксировать на доске или листе бумаги) всех выдвинутых идей (это может делать специально выбранный протоколист), записывая их так, чтобы всем было видно. Визуальная фиксация идей создает у группы ощущение коллективного достижения, снижает возможность повторения и стимулирует новые идеи.

После окончания генерации  идей уменьшают количество идей за счет сведения сходных воедино и  выделяют консенсусные, как самые приемлемые. Затем формируют рейтинг оставшихся идей и детализируют самые лучшие идеи, обсуждают пути их улучшения.

 

 

Cписок литературы: 

  1. Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 621. 
  2. Флемминг Фанч Преобразующие диалоги: Учебник по практическим техникам для содействия изменениям/ Пер. с англ.--Киев: Д. А. Ивахненко, 1997.--400 с.
  3. Личный сайт бизнес-тренера Анатолия Шаульского // http://shaulsky.ru/audit/fasilitaciya/ 
  4. Личный сайт бизнес-тренера Веры Кобзевой // http://www.kobzeva.ru/facilitation/fasil-group/ 
  5. Материалы отчета о 26 встрече клуба «HR-пространство» // www.elenaburiakova.ru/hr26.doc 
  6. От тренинга к фасилитации // www.trainings.ru/library/articles/?id=11402 
  7. Официальный сайт компании Grape People // http://www.grapepeople.ru/moscow/home/ 
  8. Официальный сайт MaxMit Consalting // http://www.mk.uz/2009/04/16/tekhnologija-otkrytoe-prostranstvo-open.html 
  9. Официальный сайт Международной Ассоциации Фасилитаторов // www.iaf-world.org/ 

Информация о работе Фасилитация как одна из технологий организационного развития