Феномен «эмоционального выгорания» у работников социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социального работника в зависимости от влияния различных факторов.
У социальных работников с высоким уровнем «выгорания» имеет место тенденция негативного отношения к клиентам и к себе. Высокий уровень «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников может способствовать проявлению таких негативных черт личности как высокий уровень тревожности, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неудовлетворенность собой, низкая стрессоустойчивость, фрустрированность.

Содержание работы

Введение
1 Феномен «эмоционального выгорания» как риск, связанный с деятельностью в социальной работе……….…………………………………………………………
1.1 Основные теоретические подходы к изучению
феномена «эмоционального выгорания»…………………….………………..
1.2 Формирование феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников…………………………………………
2 Методы обнаружения и профилактики феномена «эмоционального выгорания»……………………………………………………………………….
2.1 Диагностика феномена «эмоционального выгорания»……………
2.2 Методы психогигиены и психопрофилактики феномена «эмоционального выгорания»…………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Феномен эмоционального выгорания.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

на тему:

 «Феномен «эмоционального выгорания» у работников социальной сферы»

 

Оглавление

 

Введение 

1 Феномен «эмоционального выгорания» как риск, связанный с деятельностью в социальной работе……….………………………………………………………… 

1.1  Основные  теоретические подходы к изучению 

феномена «эмоционального  выгорания»…………………….……………….. 

1.2 Формирование феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников………………………………………… 

2 Методы обнаружения  и профилактики феномена «эмоционального выгорания»………………………………………………………………………. 

2.1 Диагностика феномена «эмоционального выгорания»…………… 

2.2 Методы психогигиены  и психопрофилактики феномена «эмоционального выгорания»………………………………………………………………….. 

Заключение………………………………………………………………. 

Список использованной литературы…………………………………… 

 

Введение

Профессиональная  деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой  работы, относится к группе профессий  с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных  людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Социальным  работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное  общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы  «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания» или феномен «эмоционального выгорания», проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».

По мнению  исследователей, негативные психические  переживания и состояния могут  затрагивать разные грани трудового  процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.

Социальная  работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует  научно обоснованные методы отбора, адаптации  специалистов по социальной работе и  профилактики феномена эмоционального «выгорания».

В основе профессиональной деятельности социального работника, независимо от разновидности исполняемой  работы, лежит межличностное взаимодействие. Постоянные стрессовые ситуации, в  которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, могут оказывать негативное воздействие на его профессиональную деятельность и психологическое функционирование. Кроме того, многими исследованиями подтвержден факт, что  наиболее склонными к «выгоранию» относятся представители педагогической сферы, социальные работники и медики, что свидетельствует об актуальности данной проблемы.

     Объектом  исследования является профессиональная  деятельность социального работника,  предметом –– факторы, влияющие на формирование «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социального работника.

     Целью  работы является изучение степени  выраженности феномена «эмоционального  выгорания» в профессиональной  деятельности социального работника  в зависимости от влияния различных факторов.

У социальных работников с высоким уровнем «выгорания»  имеет место тенденция негативного  отношения к клиентам и к себе.  Высокий уровень «эмоционального  выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников может способствовать проявлению таких негативных черт личности как высокий уровень тревожности, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неудовлетворенность собой, низкая стрессоустойчивость, фрустрированность.

 

1 Феномен «эмоционального выгорания» как риск, связанный с деятельностью в социальной работе

1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»

Традиционно и  в общественном сознании, и в научной  литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

Термин —  «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи1. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.

Понятие выгорания обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.

Основными признаками феномена выгорания являются:

- ощущение эмоционального  истощения;

- наличие негативных  чувств по отношению к клиентам;

- негативная  самооценка.

Эти признаки феномена отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявления.

Существует  мнение, что люди с определенными  чертами  личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии,  имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с  другими) больше подвержены этому феномену.

Симптомы феномена "выгорания" также вряд ли  отличаются строгой специфичностью и могут варьировать от легких поведенческих реакций (раздражительность, утомляемость к концу рабочего дня и т.п.) до психосоматических, невротических и, вероятно, даже психотических расстройств.

Имеется ряд  состояний человека, которые резко  уменьшают его мотивационный  потенциал. Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающее у здоровых людей. Ощущение тревоги и депрессии является также симптомом «эмоционального выгорания». Депрессия (от лат. depressio — подавление) — это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека или его близких .

Исследователи попытались также сформулировать представление  о том, какие особенности людей  способствуют развитию профессионального «выгорания». По мнению американских исследователей, развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их  поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне  согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития «выгорания» уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным «выгоранием». Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации.

Испытывая хроническое  эмоциональное напряжение и стараясь каким-то образом справиться с ним, уменьшить его, человек часто — вольно или невольно — физически и психологически дистанцируется от своих партнеров по общению.

Физическое  дистанцирование проявляется в  том, что там, где это возможно, работники начинают сокращать рабочее время и увеличивать рабочие перерывы. Западные исследователи отмечают прямую связь между профессиональным «выгоранием» и увольнениями с работы. Нередки случаи, когда работник стремится перейти на административную работу в той же области, так как она допускает меньшее вовлечение в проблемы людей.

Переживания человека могут реально сказываться на качестве его деятельности, как бы подтверждая для него правильность его негативных суждений в свой адрес. Тенденция к самообвинению может стать столь сильной, что приводит к возникновению саморазрушительных процессов. Нарушение самоуважения часто является центральной характеристикой депрессии. Человек может считать, что он терпит неудачи на работе, что он вообще потерпел неудачу в жизни, что его принципы и идеалы не осуществились, и он переживает жизненное разочарование.

В этой связи  хотелось бы обратить внимание на встречающиеся  в литературе по проблемам феномена выгорания отдельные утверждения о большей подверженности выгоранию лиц с наиболее активным, добросовестным отношением к работе, «лучших работников». К сожалению, эти суждения не подкреплены какими-то данными и, как правило, даже не интерпретируются; очевидно, считается само собой разумеющимся, что эти люди больше вкладывают в деятельность, а потому больше страдают.

Активное трудовое поведение является одной из форм самореализации, точнее говоря, поиском  самореализации в сфере профессиональной деятельности. Это особенно характерно для «помогающих профессий» с их высокими идеалами служения людям, с высокими (и часто завышенными) требованиями, которые предъявляются по отношению к представителям данных профессий и результатам их деятельности со стороны общества и часто принимаются ими, задавая высокие критерии «субъектного вклада индивидов в профессиональное занятие».

Соответственно  растут и их собственные ожидания относительно тех «личностных наград», которые дает профессиональная деятельность, поскольку «чувство принадлежности, достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так же существенны для психологического благополучия, как безопасность, любовь и самоуважение».

Потенциально  помогающие профессии дают хорошую  возможность самоактуализации за счет сильного эмоционального вовлечения в  деятельность, что является важным элементом самоактуализации по А. Маслоу, утверждавшего, что «самоактуализирующиеся люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за их пределы, во что-то вне них самих», что образует область их «метамотивации» — посвящения себя чему-то «вне себя». Фрустрация метапотребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в том числе в безнадежности, нежелании чего-либо добиваться, отчаянии, бессмысленности или бесцельности жизни. Появление этих чувств не удовлетворяет потребности индивида в переживании обретения смысла жизни, наполнении своей жизни смыслом, разрушает его веру в то, что жизнь имеет смысл, что то, что он делает, важно и нужно.

Бойко В.В. рассматривает  «выгорание» как выработанный личностью  механизм психологической защиты в  форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Анализ теоретических  подходов к изучению феномена «эмоционального  выгорания», позволяет сделать следующие выводы:

«Выгорание» должно рассматриваться как особое состояние  человека, являющееся следствием профессиональных стрессов.  “Синдром выгорания” — сложный психофизиологический феномен, который  определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за  продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве  усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей  видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существуют различные мнения относительно причин возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания».

Исследователи сходятся во мнении о том, что главный  источник выгорания — это взаимодействие с людьми. Те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных службах, прежде всего, выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат.

В сущности, происхождение  «выгорания», видимо, невозможно однозначно связать с теми или иными личностными или ситуационными факторами, скорее оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений и его профессиональной и рабочей ситуации, в которой он находится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формирование синдрома  «эмоционального выгорания» в  профессиональной деятельности  социальных работников

Впервые на  проблему «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников  обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки — выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена   «эмоционального выгорания».  

Информация о работе Феномен «эмоционального выгорания» у работников социальной сферы