Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:58, курсовая работа
Лидерство не имеет единого определения для различных ситуаций, пусть даже одного характера – хозяйственного, военного или политического. Возможно, этим объясняется многоаспектность самого лидерства, наличие различных подходов к его анализу, а также тот ореол загадочности, который окружает сам феномен лидерства. Дискуссиям о лидерстве более двух тысяч лет. Еще в Древнем Китае во времена Конфуция велись дискуссии о том, что важнее для лидера – власть, искусство управления или знание законов. Ученик Сюнь-цзы (китайского мыслителя конфуцианской школы) Хань-Фэйцзы отмечал, что если правитель не владеет искусством управления, то в верхах ему будут льстить, вводя в заблуждение, и он не сможет выявить изменников.
Введение
Теория личностных черт
Поведенческий подход
Ситуационные теории
Организационное лидерство
Харизматичное лидерство
Атрибутивные теории
Эмоциональное лидерство
Заменители лидерства
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
на тему: “ Феномен лидерства в организации”
Преподаватель Сатыбалова Е.В.
(ФИО)
Студент гр. № ФОЗ – 310615 ДС Кирьянова С.Л.
(ФИО)
Екатеринбург 2013г
Домашнее задание по Социология и психология управления ____
(ДИСЦИПЛИНА)
№ записи в книге регистрации
Преподаватель Сатыбалова Е.В.
(ФИО)
Студент Кирьянова С.Л. группа № ФОЗ-210615
(ФИО)
Деканат ФДО
Содержание
Введение
Лидерство не
имеет единого определения для
различных ситуаций, пусть даже одного
характера – хозяйственного, военного
или политического. Возможно, этим объясняется
многоаспектность самого лидерства, наличие
различных подходов к его анализу,
а также тот ореол
Дискуссиям о лидерстве более двух тысяч лет. Еще в Древнем Китае во времена Конфуция велись дискуссии о том, что важнее для лидера – власть, искусство управления или знание законов. Ученик Сюнь-цзы (китайского мыслителя конфуцианской школы) Хань-Фэйцзы отмечал, что если правитель не владеет искусством управления, то в верхах ему будут льстить, вводя в заблуждение, и он не сможет выявить изменников. Он говорил:
Отбросьте
пристрастие и отвращение, И советники
явят свой подлинный образ.
Отбросьте многознайство и
В III в. до н.
э. считали, что главное назначение
искусства управления – разделять
преданных и вероломных чиновников,
проверять их способности и контролировать
успехи для укрепления управления,
основанного на законе. Также древнекитайские
философы времен Конфуция утверждали,
что подчинение людей силой не
приводит к подчинению сердец, что
люди подчиняются из-за недостатка
в силах, а подчинение людей добродетелью
вызывает радость в сердцах, и
люди изъявляют настоящую
Дискуссиям о лидерстве на основе добродетели или силы конец не положен, приоритеты зависят от ситуационных факторов.
Классические исследования лидерства начались с обращения к проблеме использования власти и полномочий (анализ работы Макиавелли «Князь»). Макиавелли первым стал описывать политику не такой, какой она должна быть, а такой, какова она в реальной жизни, и при том вне связи с религиозными догматами и метафизическими постулатами. Этот автор отметил наличие некоей тайной связи, нечто вроде сговора между властвующим и повинующимся в пространстве власти, которая действенна и реальна в той мере, в какой остается еще нереализованной угрозой. Политические учения, ищущие основание власти в справедливости и естественных правах индивида, в свете наследия Макиавелли следовало бы охарактеризовать как стратегию защиты от страха, благодаря которому впервые обнаруживается власть. Европейская мысль движется от пугающего откровения власти к самоутверждению личности.
1.Теория личностных черт
Теория личностных черт или качеств (иногда именуемая теорией «великих людей») доминировала в 40-х гг. XX в. Она исходит из представления, что все успешные руководители обладают неким универсальным набором личностных качеств, отличающих их от других людей. Многочисленные попытки сформулировать набор таких качеств просматриваются уже в работах представителей классической школы и школы человеческих отношений (А. Файоль, М. Фоллет).
Например, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и др.
Наибольшее
развитие этот взгляд на лидерство
в организации получил в
2.Поведенческий подход
Поведенческий
(бихевиористский) подход связан с разработками
представителей школы человеческих
отношений. Согласно исходному тезису
этой концепции эффективность
Методологические
основы для исследования в этой области
заложены К. Левином, который при
исследовании феномена лидерства у
десятилетних детей, организованных в
несколько экспериментальных
Этот подход получил развитие в работах специалистов университета штата Огайо (Д. МакГрегор и Р. Лайкерт), а также в моделях Р. Блэй-ка, Дж. Моутона. Р. Блэйк и Дж. Моутон (4) на основе двух критериев эффективности (ориентация на интересы сотрудников и ориентация на интересы производства) установили пять стилей лидерства: управление по принципам загородного клуба; объединенное управление; групповое управление; управление по принципу власть – подчинение; организационное управление. Организационное управление, представляющее собой сочетание двух противоположных критериев эффективности, они определили как оптимальное.
3. Ситуационные теории
Ситуационный подход связан с использованием ситуационной методологии. Он основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в контексте совокупности условий, в которых деятельность лидера протекает, и типа решаемых им задач.
В конце 50-х гг. XX в. А. Бевелас выдвинул тезисы, заложившие основы ситуационного подхода к изучению лидерства в организации:
• сходство между организационными структурами свидетельствует о наборе качеств лидера, который в данных условиях может выступать в его роли;
• уникальность любой отдельно взятой организационной структуры вынуждает учитывать ситуационные факторы, влияющие на поведение лидера;
• в случае изменения ситуации невозможно определить, какие качества лидера будут оптимальными.
Другая версия
ситуационного подхода к
• специфика служебного положения лидера;
• характер выполняемого задания (степень структурированности задания); тип отношений, сложившихся между лидером и подчиненными.
На основании
двух первых указанных переменных Ф.
Фидлер предложил матрицу из восьми
самостоятельных сочетаний
Представления
о природе ситуационного
• ориентирование подчиненных на то, что от их деятельности зависит их должностной рост;
• выплата вознаграждения тем, кто уже достиг высоких показателей в своей деятельности;
• постановка перед подчиненными четких целей и формирование их ожиданий;
• устранение препятствий на пути достижения цели;
• оказание помощи в виде советов или передачи опыта.
В таких моделях
лидерство в организации
4. Организационное лидерство
Лидер организации – индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества.
Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения организационных задач, а как лидер он использует силу личностного влияния на подчиненных. Таким образом, лидер организации имеет больше возможностей эффективно управлять организацией, чем просто менеджер или неформальный лидер, не имеющий статусной власти.
Совмещение
компетенций лидера и менеджера
является залогом успешного
5. Харизматичное лидерство