Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 08:26, курсовая работа
Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих – безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством. Работа менеджера персонала связана со многими науками, такими как психология, социология, право, этика, экономика.
1. Введение
2. Теория личностных черт
3. Поведенческий подход
4. Ситуационные теории
5. Организационное лидерство
6. Харизматичное лидерство
7. Атрибутивные теории
8. Эмоциональное лидерство
9. Заменители лидерства
10. Заключение
11. Список литературы
Как отмечают Р.Лорд, С.де Вадер, Г. Аллиджер, К. Map, в исследованиях сегодня акцент сместился от анализа личностных характеристик лидера к рассмотрению особенностей восприятия его со стороны последователей, поскольку именно этот фактор определяет, каким образом последователи отреагируют на те или иные качества лидера, одобрят их и пойдут за лидером или не поддержат его. То есть не лидер доминирует, заставляя последователей действовать в соответствии со своими собственными качествами, а последователи до некоторой степени определяют поведение лидера, побуждая его к проявлению тех или иных личностных черт. Итак, в современных исследованиях мы наблюдаем возрастание внимания к когнитивным элементам во взаимоотношениях «лидер – последователи», к которым относятся ожидания последователей и моделирование ими поведения лидера.
7.Эмоциональное лидерство
Одной из самых современных концепций объединяющих подходы на основе личностны качеств и влияния является теория Эмоционального лидерства.
Пять составляющих эмоционального интеллекта в сфере трудовой жизни
Самосознание
Способность распознавать и понимать свое настроение, эмоции и побуждения, а также признавать их воздействие на других людей.
Уверенность в себе.
Реалистичная самооценка
Умение посмеяться над собой.
Самоконтроль
Способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции.
Склонность к разумному
Надежность и честность.
Спокойное отношение к неопределенности.
Открытость всему новому.
Мотивация
Увлеченность работой,
Стремление упорно и энергично добиваться поставленных целей.
Стремление к достижениям.
Оптимизм, даже перед лицом неудач.
Приверженность ценностям
Эмпатия
Способность понимать эмоциональное состояние других людей.
Умение вести себя с людьми в соответствии с их эмоциональными реакциями.
Умение воспитывать таланты и удерживать одаренных сотрудников в организации.
Уважительное, чуткое отношение к особенностям чужой культуры.
Предупредительность в отношениях с клиентами и потребителями.
Социальные навыки
Умение управлять челове
Способность находить точки соприкосновения и добиваться взаимопонимания. Способность к эффективному осуществлению нововведений.
Умение убеждать.
Владение искусством руководства коллективом, навык его формирования.
8.Заменители лидерства
При реализации конкретного интереса (проекта) часто оказывается, что его лидером в разные периоды времени должны становиться разные люди, чья компетенция наиболее соответствует данной фазе проекта. Это не означает, что лидеры, выполнившие свои функции на предшествующих фазах, должны покидать команду. Они могут продолжать в ней работать, но теперь уже в роли последователей. Таким образом, одно и то же лицо должно уметь быть и лидером, и последователем, а лидерство может передаваться, как эстафетная палочка. Такой подход получил название разделенного лидерства.
В некоторых ситуациях совсем не обязательно иметь активного лидера, ориентированного на выполнение задания, чтобы сотрудники успешно справились с этим заданием. Существуют заменители лидерства — характеристики индивидуума, задания или организации, позволяющие добиться высоких результатов в отсутствие лидерства (теория С. Керра и Дж. Джермиера).
Эффективные заменители лидерства делятся на три категории:
1. Связанные с последователями:
способности, опыт, обучение, знание;
потребность в независимости;
профессиональная ориентация;
равнодушие к организационным вознаграждениям.
2. Связанные с заданием:
однозначная и рутинная работа;
методологически инвариантная работа;
работа обеспечивает собственную обратную связь относительно выполнения;
работа, удовлетворяющая по существу.
3. Связанные с организацией:
формализация (однозначные планы, цели, области работы или ответственность);
негибкость (жесткие, обязательные для: исполнения правила и процедуры);
высокоспециализированная поддержка (рекомендации и консультации);
сплоченная рабочая группа;
организационные вознаграждения находятся вне контроля лидера;
лидер и последователи разделены пространственно.
Барьеры на пути к лидерству
Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они — результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели. Чаще всего встречаются следующие барьеры:
1. Расплывчатость и туманность поставленных целей. Люди нередко терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Поставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.
2. Нетерпеливость
и ожидание мгновенных
изменений. Будьте
довольны скромным
прогрессом: Часто
говорят, что большой
дуб вырастает
из маленького
желудя. Импульсивный
человек, надеющийся
изменить себя
в мгновение ока,
редко достигает
этого. Успех подпитывает
успех. Прочный,
но скромный прогресс
часто закрепляется
и становится чертой
отношения данного
человека к
3. Боязнь новых ситуаций: нередко люди склонны предпочесть безопасность и удобство риску и новизне. Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные.
4. Боязнь уязвимости: Люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль, неудобство или испугать, грозят поколебать их самомнение или чувство психологического комфорта .
5. Поведение и ожидания окружающих: Нередко семья, коллеги и друзья ограничивают усилия личности, направленные на изменение. Ведь повышение личной эффективности всегда ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей лидерской компетентности может вызвать зависть или враждебность окружающих.
6. Неверие в собственные силы: Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться. Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свое развитие. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор — учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Стремление к лидерству требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.
7. Недостаточные умения и навыки: Иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя. Они пытаются получить их, читая биографии или мемуары известных людей. Им кажется, что изучение секретов великих лидеров — это самый надежный способ самому превратиться в лидера. Это не так. Помните, что у других людей, которым удалось добиться больших успехов, были свои жизненные обстоятельства, свои исторические условия, свои черты характера, которых нет у вас.