Философия управления персоналом в организации: её сущность и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 01:52, доклад

Описание работы

Под философией организации понимают совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм, систему ценностей и убеждений, разделяемую всеми сотрудниками и посвященную глобальной цели организации.
Соблюдение философии организации гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и ее эффективное развитие. Несоблюдение философии приводит к развитию конфликтов между администрацией и работниками, между заказчиками и потребителями продукции или услуг, к снижению имиджа предприятия.

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 22.87 Кб (Скачать файл)

Философия управления персоналом в организации: 
её сущность и принципы

 

Под философией организации понимают совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм, систему ценностей и убеждений, разделяемую всеми сотрудниками и посвященную глобальной цели организации.

Соблюдение философии  организации гарантирует успех  и благополучие во взаимоотношениях персонала и ее эффективное развитие. Несоблюдение философии приводит к  развитию конфликтов между администрацией и работниками, между заказчиками  и потребителями продукции или  услуг, к снижению имиджа предприятия.

Основные элементы философии  предприятия - это декларация прав членов трудового коллектива, качество работника, условия труда, оплата труда, социальные блага и гарантии, поощрения и запреты.

Философия организации может  оформляться в отдельный нормативный  документ.

Философия управления персоналом является неотъемлемой частью философии  организации, ее основой.

Она рассматривает процесс  управления персоналом с логической, психологической, социологической, организационной  и этической точек зрения.

Философия организации

Эффективное функционирование организации, обеспечение конкурентоспособности  выпускаемой продукции или оказываемых  услуг зависят от результативной слаженной деятельности каждого  из бизнес-секторов: производства, финансов, материально-технического обеспечения, маркетинга и персонала.

Под философией организации  понимается вся совокупность групповых  ценностей, принятых способов ведения  дел, с которыми ее члены себя отождествляют. Учреждения, работающие по стабильной программе в течение длительного  времени, развивают в себе определенную философию. Согласно этой философии  развивается комплекс рационализирующих  принципов, которые примиряют прошлое  и настоящее: нынешние решения согласуются  с прошлым, а прошлые и нынешние – с будущими.

Философия организации как  совокупность целей и правил поведения  сотрудников возникла в Японии, в  крупных компаниях «Мицубиси», «Тойота», «Сони», а затем получила широкое распространение в США – в компаниях «ИБМ», «Дженерал Моторс», «Макдоналдс».

Практика показала, что  на соответствие принимаемых решений  философии организации действуют  мощные психологические факторы. Если решения выпадают из этой философии  и ставят под сомнение все принятые организацией в прошлом решения, то они требуют трудных и болезненных  объяснений. Философия организации  развивается таким же путем, как  «обычное право». Изменение условий требует разработки и приспособления принципов, так чтобы новые решения могли быть приведены в соответствие с предыдущими и последовательность была восстановлена.

Философия организации склонна  к самосохранению. Организация стремится  набирать и удерживать персонал, согласный  с ее философией, и приучает новых  сотрудников к ценностям этой философии. Отождествление себя с группой  усиливает согласие с философией организации в целом, поэтому  индивидуум, чтобы быть полностью  принятым в группу, должен идентифицировать свои ценности с ценностями группы. Для тех, кто не разделяет эти  ценности, пребывание в организации  порождает неудобства, и через  некоторое время такие люди обычно уходят из нее.

Когда философия организации  институционализирована, организация может упорно сопротивляться требованиям, не согласующимся с ее философией, которые ей навязываются через формальные процедуры подотчетности. Конечно, это сопротивление ограничено требованиями выживаемости, но часто эти требования могут быть смягчены или стать предметом компромисса без угрозы существованию организации.

Разрабатываемая на основании  философии управления персоналом философия  организации оформляется как  отдельный нормативный документ, его необходимость специалисты  объясняют следующими положениями:

– отношения между персоналом должны строго регламентироваться общими для всех принципами;

– новые работники быстрее  адаптируются к сформированной системе  моральных ценностей и требований администрации;

– администрация проводит кадровую политику, часто отличающуюся от политик других организаций;

– руководящий состав организации  меняется, но преемственность должна сохраняться и работники должны подчиняться общим правилам;

– разнообразие вероисповеданий  влияет на отношение людей к работе, поэтому следует разрабатывать  общие принципы.

Базовые документы при  разработке философии организации  – это Конституция, Гражданский  кодекс, Трудовой кодекс, Декларация прав человека, Коллективный договор, религиозные  писания (Библия, Коран), Устав предприятия.

Документ «Философия организации» имеет следующее содержание:

- цели и задачи организации; 

- декларирование прав  и обязанностей сотрудников; 

- требования к деловым  и нравственным качествам персонала; 

- характеристики условий  труда и рабочих мест;

- оплата и оценка труда;

- социальные блага, социальные  гарантии.

Как правило, организации  формулируют и утверждают миссию, которая отражает философию, глобальную цель, систему ценностей, принцип  функционирования организации и  т.д.

Разработка философии  организации должна учитывать: национальный состав работников; тип производства; вид собственности; отрасль народного  хозяйства; численность персонала; уровень благосостояния работников; культурный уровень персонала; приоритеты руководства организации.

Философия управления персоналом

Философия управления персоналом – это осмысленное управление людьми в организации с позиций  философского понятийного аппарата: происхождения, сущности, принципов, целей, связи с другими науками и  в соответствии с ними представление  процесса управления с логической, психологической, социологической, этической  и других точек зрения.

Философия управления персоналом – это часть философии организации; ее основа, – это совокупность внутриорганизационных  принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, подчиненная глобальной цели организации  и воспринимаемая всеми ее работниками.

Соблюдение философии  гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях занятых и как  следствие – эффективное развитие организации. Нарушение философских  постулатов ведет к развитию конфликтов между администрацией и работниками, снижению эффективности функционирования организации, ее имиджа в сфере pablic relations .

Сущность философии управления персоналом состоит в необходимости  улучшения качества трудовой жизни. Оно предполагает, что работники  имеют возможность удовлетворить  свои личные потребности, работая в  организации. Это означает, что в  организации должны быть созданы  условия для справедливых, равноправных, доверительных взаимоотношений, каждый сотрудник может полностью использовать свои способности и навыки; участвовать  в принятии важных производственных решений; получать адекватные компенсации  за трудовые заслуги; быть обеспечены безопасными и здоровыми условиями  труда. Именно такой ценой завоевывает  администрация преданность персонала, и затраты на создание таких условий  непременно окупаются. Таким образом, руководитель должен так расставить людей, чтобы каждый работник на соответствующей  работе получил максимальное удовлетворение и наиболее полно реализовал свой опыт и умения.

Справедливая система  рассмотрения жалоб поможет защитить права и достоинство работника и также будет способствовать улучшению качества его трудовой жизни. Философия управления персоналом заключается не только в том, чтобы удовлетворить потребности организации в укомплектовании персоналом, но и в том, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности работников. Это и является задачей системы управления персоналом организации (в самом широком философском смысле). Если администрация не заботится о повышении уровня трудовой жизни, она не способна управлять ее персоналом. При соблюдении условий работодателями, как правило, достигается высокий уровень преданности персонала организации, а затраты на обеспечение данных условий, окупаются за счет повышения эффективности труда.

Таким образом, соблюдение философии  гарантирует благоприятное отношение  персонала и, как следствие, эффективное  развитие организации.

Национальные особенности философий  управления персоналом

 

Философия управления персоналом в различных странах имеет  отличия. Так, американская философия  управления персоналом построена на традициях конкуренции и поощрения  индивидуализма работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от нее. Характеризуется четкой постановкой  целей и задач, а также высоким  уровнем оплаты труда и социальных гарантий.

Английская философия  управления персоналом основывается на традиционных ценностях нации и  теории человеческих отношений. Она  характеризуется уважением к  личности работника, мотивацией и поощрением трудовых достижений, систематическим  повышением квалификации, гарантиями достойного заработка.

Японская философия управления персоналом основывается на традициях  коллективизма и уважения к старшим (оплата труда напрямую связана со стажем работы), всеобщего согласия, вежливости и патернализма, а также  характеризуется высоким уровнем  преданности сотрудников организации, высокими социальными гарантиями, такими как пожизненного найма сотрудников  в крупных компаниях, постоянной ротации персонала.

В новых отечественных условиях перехода к рынку необходим переход к новому приоритету ценностей: главное внутри организации - работники, а за пределами - потребители продукции. Внедрение «философии управления организацией» в российскую действительность происходит на наших глазах. Она все более четко формулирует свою цель - охватить все бизнес-процессы конкретной организации в их единстве, целостности, гармоничности, вычленить в них самое важное - человека, найти консенсус между работником и организацией.

 

 Философия управления персоналом  компании в современных условиях

 

Роль философии управления персоналом в современных условиях в системе экономических отношений  заключается в становлении на начальном этапе развития компании и закреплении в последующем  основополагающих морально-этических  принципов, норм и правил человеческих взаимоотношений, согласующихся с  социокультурным этносом и политикой государства.

Отдельно взятое предприятие - это часть общегосударственного механизма экономической и политической системы и, как следствие, вопреки  расхожему мнению руководителей  малых и средних компаний, не находится  во внешнеорганизационном вакууме. Менеджеры различных уровней данных предприятий в работе с персоналом берут за основу себяцентристское положение и свои моральные нормы выдают за общеорганизационные. Данное положение недопустимо, так как зачастую нарушает права работника.

Философия управления персоналом не должна идти вразрез с законодательными нормами государства, в границах которого функционирует данная конкретная организация, соответственно, при ее разработке необходимо опираться на национальное законодательство, в частности  на нормативно-правовые акты, регламентирующие основные права и обязанности  человека и гражданина, правила экономического оборота, трудовые отношения.

Значительную часть фундамента философии управления конкретной организации  должны составлять принятые в соответствии с действующим законодательством  локальные нормативно-правовые акты, основными из которых являются устав, учредительный и коллективный договоры, стратегообразующие приказы и распоряжения высшего руководства. В том случае если организация имеет внешнеэкономические связи, необходимо учитывать, кроме отечественного, национального, и иностранное законодательство, а также предписания международного права. Однако правовые нормы являются не единственным ориентиром для построения философии системы управления персоналом компании в современных условиях. Современный менеджер в процессе управления персоналом обязан учитывать такие составляющие, как религиозные, моральные и этические нормы, обычаи делового оборота, опыт передовых предприятий аналогичных и смежных отраслей народного хозяйства, национальные и региональные особенности стратегии кадровой политики на уровне государства, региона, предприятия и его структурного подразделения. Однако необходимо отметить, что в процессе выработки философии управления персоналом руководство организации нередко сталкивается с проблемой коллизионности требований на различных уровнях: как между нормами одной группы (например, между различными требованиями к поведению в аналогичных ситуациях для последователей различных религий), так и между нормами, принадлежащими к разным группам. Так, нередко отдельные нормы права с точки зрения различных социальных групп могут представляться аморальными, и наоборот - предписания морали, обычаев могут признаваться законодателем противоправными и наказуемыми.

Отправной точкой сбалансированности в управлении персоналом должна стать  документально закрепленная философия  компании. Несмотря на то что "бумага стерпит все", уже на стадии разработки данного документа необходимо твердо осмыслить значимость философии  управления персоналом как фундамента дальнейших межличностных отношений  в организации. Развернутость естественнонаучного  содержания понятия "философия управления персоналом" не находит пока должного отражения в научных трудах, что  обусловлено его новизной для  теории управления персоналом.

Информация о работе Философия управления персоналом в организации: её сущность и принципы