Финансовая санация как средство предотвращения ликвидации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:21, реферат

Описание работы

В процессе становления рыночных отношений в Украине все звенья финансовой системы оказались в глубоком кризисе. На границе банкротства находится сегодня много предприятий, которые не имеют возможности своевременно выполнять свои внешние и внутренние обязательства.

Понятно, что непременным условием оздоровления отечественной финансовой системы является санация субъектов хозяйственной деятельности. Лишь в таком случае можно будет восстановить платежеспособность и прибыльность основной массы налогоплательщиков, а значит, оздоровить государственную финансовую систему. Вместе с тем оздоровление экономики в значительной мере зависит от своевременной и по возможности безболезненной ликвидации (реорганизации) неэффективных производственных структур, которые не только не пополняют бюджета государства, а и требуют его постоянной финансовой поддержки.

Содержание работы

Введение

1. Финансовый кризис на предприятии. Экономическое содержание и причины
Возникновения.

2. Экономическая сущность санации предприятий.

3. Менеджмент финансовой санации предприятия.

4. Принятие решения о проведении финансовой санации предприятий.

5. Классическая модель финансовой санации.

Выводы

Список литературы

Файлы: 1 файл

Антикризис.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.4. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИФИНАНСОВОЙ  САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 

 

 Решение о проведении санации  может приниматься в таких  основных случаях:

1. По инициативе субъекта хозяйствование, которое находится в кризисе — если существует угроза неплатежеспособности и объявление его банкротом в недалеком будущем. Решение о санации принимается к обращению кредиторов в арбитражный суд с заявлением об объявлении банкротом данного предприятия (досудовая санация).

2. После того как должник  по собственной инициативе обратился  в арбитражный суд с заявлением  о возбуждении дела о своем  банкротстве (если предприятие  стало финансовое несостоятельной  или существует реальная угроза  такой невозможности). Одновременно с представлением заявления должник может подать в арбитражный суд план санаци2. После того как должник по собственной инициативе обратился в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о своем банкротстве (если предприятие стало финансовое несостоятельной или существует реальная угроза такой невозможности). Одновременно с представлением заявления должник может подать в арбитражный суд план санации (или) проект мирового соглашения. Понятно, что решение о санации принимается лишь в случае, если предприятие докажет кредиторам, что оно является санационноспособным.

3. По окончании месячного срока  с момента опубликования в  официальном печатном органе  Верховной Рады или Кабинета  Министров Украины объявление  о 3. По окончании месячного срока с момента опубликования в официальном печатном органе Верховной Рады или Кабинета Министров Украины объявление о нарушении дела о банкротстве данного предприятия —3. По окончании месячного срока с момента опубликования в официальном печатном органе Верховной Рады или Кабинета Министров Украины объявление о нарушении дела о банкротстве данного предприятия — если поступили предложения от физических или юридических лиц, которые желают удовлетворить требования кредиторов к должнику или подали акцептованные комитетом кредиторов и арбитражным судом предложения относительно санации (реорганизации) несостоятельного предприятия. В случае согласия кредиторов с условиями и механизмом удовлетворения их претензий арбитражный суд принимает решение о прекращении проведения в деле про банкротство и об осуществлении финансовой санации юридического лица.

4. По инициативе финансово-кредитного  учреждения. Согласно закону Украины  “О ба4. По инициативе финансово-кредитного  учреждения. Согласно закону Украины  “О банках и банковской деятельности” учреждение банка имеет право относительно клиента, объявленного неплатежеспособным, применить комплекс мероприятий по его санации, в том числе: передать оперативное управление данным предприятием администрации, сформированной с участием банка; реорганизовать должника; изменить поря4. По инициативе финансово-кредитного учреждения. Согласно закону Украины “О банках и банковской деятельности” учреждение банка имеет право относительно клиента, объявленного неплатежеспособным, применить комплекс мероприятий по его санации, в том числе: передать оперативное управление данным предприятием администрации, сформированной с участием банка; реорганизовать должника; изменить порядок платежей; направить на погашение кредиторской задолженности выручку от реализации продукции.

5. По инициативе залогодержателя  целостного имущественного комплекса  предприятия. В случае невыполнения  обязательств, обеспеченных ипотекой  целостного имущественного комплекса  предприятия, залогодержатель имеет  право 5. По инициативе залогодержателя целостного имущественного комплекса предприятия. В случае невыполнения обязательств, обеспеченных ипотекой целостного имущественного комплекса предприятия, залогодержатель имеет право осуществить предусмотренные договором мероприятия по оздоровлению финансового состояния должника, включая назначения своих представителей в руководящие органы предприятия, ограничение в правые распоряжаться выпущенной продукцией и другим имуществом соответствующего субъекта хозяйствование. Если санационные мероприятия не привели к возобновлению платежеспособности предприятия, то залогодержатель имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании имущества, которое находится в ипотеке.

6. По инициативе Государственного  органа по вопросам банкротства, если речь идет о государственных предприятиях.

7. По инициативе Национального  банка Украины — если речь  идет о финансовом оздоровлении  коммерческого банка. Режим санации  есть превентивной мерой воздействия  НБУ на коммерческий банк перед  применением санкций, предусмотренных Законом Украины “О банках и банковской деятельности”.

 

1.5. КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОЙ  САНАЦИИ 

 

 Целостный взгляд на этапы  проведения финансового оздоровления  отдельного предприятия представляет  собой так называемая “классическая модель санации”, которая широко используется как основа для разработки механизма финансовой санации субъектов хозяйствование в странах с развитой рыночной экономикой.

 В соответствии с классической  моделью санации процесс финансового  оздоровления предприятия начинается с выявления (идентификации) финансового кризиса. Следующим этапом санации является проведение причинно-следственного анализа финансового кризиса. На основании представленной информации (первичные бухгалтерские документы, решение сборов акционеров, финансовые планы и т.п.) определяются внешние и внутренние факторы кризиса, вид кризиса, его глубина и качество финансового состояния фирмы.

 В рамках анализа осуществляется  экспертная диагностика финансово-хозяйственного  состояния предприятия, анализируются его сильные и слабые стороны. На основании результатов причинно-следственного анализа, в соответствии с классической моделью санации, делается вывод о санационной возможности предприятия, целесообразность или нецелесообразность санации соответствующей хозяйственной единицы. Если производственный потенциал В рамках анализа осуществляется экспертная диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия, анализируются его сильные и слабые стороны. На основании результатов причинно-следственного анализа, в соответствии с классической моделью санации, делается вывод о санационной возможности предприятия, целесообразность или нецелесообразность санации соответствующей хозяйственной единицы. Если производственный потенциал предприятия разрушен, рынки сбыта продукции утрачен, структура баланса неудовлетворительная, то принимается решение о консервации и ликвидации субъекта хозяйствование.

 В противном разе санация  будет означать лишь отсрочку  в времени ликвидации предприятия  и ничего кроме дополнительных убытков для собственников В противном разе санация будет означать лишь отсрочку в времени ликвидации предприятия и ничего кроме дополнительных убытков для собственников и кредиторов не принесет. Ликвидация может осуществляться на добровольной основе и в принудительном порядке.

Добровольная ликвидация предприятия-должника —Добровольная ликвидация предприятия-должника—это процедура ликвидации несостоятельного предприятия, которая осуществляется вне судебных органов на основании  решения собственников или соглашения, заключенной между собственниками данного предприятия и кредиторами и под контролем кредиторов.

Принудительная ликвидация предприятия  — Принудительная ликвидация предприятия  —это процедура ликвидации несостоятельного предприятия, которая осуществляется по решению арбитражного суда (как правило, в процессе проведения дела о банкротстве).

 В случае, если предприятие  имеет реальную возможность восстановить  платежеспособность, ликвидность и  прибыльность, владеет достаточно  подготовленным управленческим персоналом, рынками сбыта товаров, производство продукции отвечает приоритетным направлениям экономики страны, то принимается решение о разработке санационной концепции с целью проведения финансового оздоровления с одновременным определением целевых ориентиров. Чем раньше на санационноспособном предприятии начнется санация, тем большие шансы на ее конечный успех.

 В случае принятия решение  в пользу санации следует осуществить  неотложные мероприятия по улучшению  ликвидности, платежеспособности  предприятия и оптимизации структуры капитала в сторону уменьшения удельного веса кредиторской задолженности. Ведется о реализации так называемой первоочередной (Сгасh) программы. Данной программой могут быть предусмотренные такие санационные мероприятия: лизинг вместо купли, обратный лизинг, факторинг, замораживание инвестиций, увеличение собственного капитала, пролонгация задолженности, акции по распродажи товаров по сниженным ценам и некоторые другие.

 Отдельным аналитическим блоком  в классической модели является формирование стратегических целей и тактики проведения санации. При определении целей санации следует учитывать, что каждое предприятие имеет ограниченные ресурсы, ограниченные возможности сбыта продукции и может осуществлять свою деятельность в рамках правового поля государства, в которой оно расположено. Цели должны быть реальными и поддаваться количественному (или качественному) измерению. Главной стратегической целью санации есть восстановление эффективной деятельности предприятия в долгосрочном периоде. Для достижения этой цели следует согласовать тактические целые, а именно:

 •сферу деятельности, ассортимент  продукции и ее потребителей;

 • основные стоимостные целевые  показатели (выручка, прибыль, ликвидность  и т.п.);

 • социальные цели.

 Лишь при условии достижения консенсуса относительно тактических целей между сторонами, ответственными за принятие решений, можно достичь главные стратегической цели санации.

 Стратегия представляет собой  обобщенную модель действий, необходимых  для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. Конкретные оперативные мероприятия в санационной стратегии не отображаются. Конечная цель санационной стратегии состоит в достижении долгосрочных конкурентных выгод, которые бы обеспечило компании высокую рентабельность. Суть стратегии состоит в выборе наилучших вариантов развития фирмы и в оптимизации политики капиталовложений.

 

В соответствии с избранной стратегией разрабатывается программа санации, которая представляет собой последовательный перечень основных этапов и мероприятий, которое предполагается осуществлять в походке финансового оздоровления предприятия. Конкретизация программных мероприятий осуществляется в плане санации. Программа формируется на основании комплексного изучения причин финансового кризиса, анализа внутренних резервов, выводов о возможностях привлечения постороннего капитала и стратегических задач санации.

Следующим элементом классической модели санации является ее проект, что разрабатывается на базе санационной программы и содержит в себе технико-экономическое обоснование санации, расчет объемов финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей, конкретные графики и методы мобилизации финансового капитала, сроки освоения инвестиций и их окупаемости, оценку эффективности санационных мероприятий, а также прогнозируемые результаты выполнения проекта.

 Важным компонентом санационного  процесса является координация  и контроль за качеством реализации  запланированных мероприятий. Менеджмент  предприятий может своевременно проявлять и использовать новые санационные резервы, а также принимать объективные квалифицированные решения для преодоления возможных препятствий при осуществлении оздоровительных мероприятий. Ощутимую помощь здесь может предоставить оперативный санационный контролинг, который синтезирует в себе информационные, плановые, консалтинговую, координационную и контрольную функции. Задачей санационного контролинга является идентификация оперативных результатов, анализ отклонений и подготовка проектов решений относительно использования выявленных резервов и преодоления дополнительных препятствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

В условиях действия рыночных отношений  субъекты хозяйствования должны постоянно  адаптироваться к изменениям спроса: расширять ассортимент, улучшать качество, снижать себестоимость и цены, оптимизировать структуру затрат. Тем не менее отечественные предприятия не смогли безболезненно перейти от “рынка продавца”, который действовал при административной системе хозяйствования, к “рынку покупателя”.

 Мировая практика и реальное  положение вещей в экономике  Украины показывают, что последствиями  такого перехода является возникновение  на предприятии финансового кризиса,  который затем перерастает в  банкротство предприятия. рассмотренное в данной курсовой предприятие не стало исключением из этого правила. Однако необходимо отметить, что самым действенным средством предотвращение банкротства предприятия является финансовая санация.

 Вывод одних отечественных  предприятий из финансового кризиса и эффективное применение ликвидационных процедур к другим усложняется дефицитом теоретико-методического обеспечения процессов санации (ликвидации) и отсутствием квалифицированных специалистов в сфере управления санацией.

 Заметим, что не существует единых рецептов организации менеджмента санации предприятия. Каждый случай финансового кризиса требует индивидуального подхода к управлению процессом ее преодоление.

 Лишь при условии достижения  консенсуса относительно тактических  целей между сторонами, ответственными за принятие решений, можно достичь главные стратегической цели санации.

В случае выполнения плана санации  данным предприятием в полном объеме, оно имеет высокие шансы выбраться  из финансового кризиса, в котором  оказалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

 

1.Закон Украины “О восстановлении  платежеспособности должника или  признание его банкротом”//Голос  Украины. — 1999. — С июля .

 

2. Закон Украины “О предприятиях  в Украине”// Голос Украины. —  1991. — 27 марта.

 

3.Закон Украины “О страховании” // N 86/96-ВР от 07.03.96

 

4.Закон  Украины “О банкратстве ”//Ведомости  Верховной Рады Украины.—1992. —  №2.

 

5.Постановление  Кабинета Министров Украины “Об  утверждении Положения о порядке 

санации государственных  предприятий”//Собрание постановлений Правительства Украины. — 1994.—№5.

Информация о работе Финансовая санация как средство предотвращения ликвидации предприятия