Финансовая стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:35, реферат

Описание работы

Таким образом, цель моего реферата заключается в изучении таких вопросов, как сущность финансовой стратегии и методы ее разработки.
К задачам реферата можно отнести рассмотрение:
- понятия финансовой стратегии;
- разработки и реализации финансовой стратегии;
- стратегического финансового анализ и методы его осуществления;
- формирования стратегических целей финансовой деятельности;
- принятия стратегических финансовых решений;
- управления реализацией финансовой стратегии и контроль ее выполнения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Понятие финансовой стратегии……………………………………………5
2 Разработка и реализация финансовой стратегии………………………….9
3 Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления…….12
4 Формирование стратегических целей финансовой деятельности……….15
Вывод…………………………………………………………………………..20
Список используемой литературы и источников……………………………2

Файлы: 1 файл

реферат стратигический менеджмент.docx

— 2.07 Мб (Скачать файл)

6. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности. Их разработка служит базой для принятия основных управленческих решений и обеспечения контроля выполнения финансовой стратегии.

7. Принятие основных стратегических финансовых решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, определяются главные стратегии финансового развития предприятия в разрезе отдельных доминантных сфер, финансовая политика по отдельным аспектам его финансовой деятельности, формируется портфель альтернатив стратегических подходов к реализации намеченных целей и осуществляются их оценка и отбор. Это позволяет сформировать комплексную программу стратегического финансового развития предприятия.

8. Оценка разработанной финансовой стратегии. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых предприятием. По результатам оценки в разработанную финансовую стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации.

9. Обеспечение реализации финансовой стратегии. В процессе реализации финансовой стратегии наряду с заранее намеченными стратегическими мероприятиями готовятся и реализуются новые управленческие решения, обусловленные непредвиденным изменением факторов внешней финансовой среды.

10. Организация контроля реализации финансовой стратегии. Этот контроль осуществляется на основе стратегического финансового контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых нормативов финансовой деятельности предприятия.

Следует отметить, что изложенная последовательность основных этапов процесса разработки финансовой стратегии предприятия может быть уточнена и детализирована с учетом особенностей финансовой деятельности предприятия и уровня стратегического мышления его финансовых менеджеров.

 

3 Стратегический финансовый анализ  и методы его осуществления

 

Разработка  основных элементов стратегического  набора в сфере финансовой деятельности предприятия базируется на результатах  стратегического финансового анализа.

Стратегический  финансовый анализ - это процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результативность осуществления финансовой деятельности предприятия с целью выявления особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.

Конечным  продуктом стратегического финансового  анализа является модель стратегической финансовой позиции предприятия, которая всесторонне и комплексно характеризует предпосылки и возможности его финансового развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер финансовой деятельности.

Одной из важнейших предпосылок осуществления  стратегического финансового анализа  является определение основных его  объектов. Основными интегрированными объектами стратегического финансового анализа являются доминантные сферы (направления) стратегического финансового развития предприятия. Каждая из таких доминантных сфер должна быть разделена на отдельные сегменты, которые с различных сторон характеризуют особенности и результаты финансовой деятельности предприятия в рассматриваемом направлении.

Основу  проведения стратегического анализа  составляет изучение влияния на хозяйственную  деятельность предприятия отдельных  факторов и условий среды его  функционирования. Предметом изучения является финансовая среда функционирования предприятия - система условий и факторов, влияющих на организацию, формы и результаты его финансовой деятельности. Следует выделять отдельные виды: внешнюю финансовую среду непрямого влияния; внешнюю финансовую среду непосредственного влияния; внутреннюю финансовую среду.

Особенностью  осуществления стратегического  финансового анализа является то, что он является не только ретроспективным, но и прогнозным, т.е. оценивает перспективное  состояние финансового потенциала предприятия под воздействием возможных  изменений отдельных факторов и  условий.

Стратегический  финансовый анализ осуществляется в  такой последовательности:

На первом этапе проводится анализ внешней финансовой среды непрямого  влияния. Он базируется на SWOT-анализе. В процессе анализа факторов финансовой среды этого вида выявляются внешние благоприятные возможности и угрозы для финансового развития предприятия, которые генерируются на макроуровне. Предварительным условием осуществления такого анализа является группировка факторов внешней финансовой среды непрямого влияния по отдельным признакам. В этих целях используется принцип группировки факторов этого уровня, рассматриваемый в системе PEST-анализа (то есть рассматриваются политико-правовая, экономическая, социокультурная, технологическая среды)

По результатам  оценки важнейших факторов внешней  финансовой среды непрямого влияния  составляется „матрица возможностей и угроз".

На втором этапе проводится анализ внешней финансовой среды непосредственного влияния. Он также базируется на SWOT-анализе. Предварительным условием осуществления стратегического финансового анализа по этому виду среды функционирования предприятия является группировка субъектов финансовых отношений с предприятием, с одной стороны, и выделение основных факторов, влияющих на эффективность этих отношений в стратегическом периоде, с другой.

Целесообразно выделять следующие шесть основных групп субъектов финансовых отношений  с предприятием: поставщики сырья, материалов и полуфабрикатов; покупатели готовой  продукции; кредиторы предприятия, предоставляющие различные формы  финансового кредита; инвесторы  — институциональные и индивидуальные; страховщики; финансовые посредники.

Результаты  оценки отдельных факторов рассматриваемой  финансовой среды методами SWOT-анализа дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного (в разрезе портфелей отдельных операций с контрагентами), сценарного или экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния составляется „матрица возможностей и угроз.

На третьем этапе проводится анализ внутренней финансовой среды.

Исследование  факторов внутренней финансовой среды  в процессе разработки финансовой стратегии  предприятия традиционно базируется на SWOT-анализе, направленном на выявление сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия.

Следует отметить, в последние годы развитие этого подхода получило отражение  в SNW-анализе (сильная позиция, нейтральная позиция, слабая позиция). Такой подход позволяет рассматривать нейтральную позицию того или иного фактора, влияющего на финансовую деятельность предприятия, как критерий минимально необходимого стратегического его состояния.

Результаты  оценки отдельных факторов внутренней финансовой среды, полученные в процессе SWOT-анализа и SNW-анализа, дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного (портфеля дебиторской задолженности, портфеля кредиторской задолженности, портфеля инвестиций, портфеля финансовых рисков и т.д.) сценарного и экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внутренней финансовой среды составляется матрица сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия.

На четвертом этапе осуществляется комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия.

Она интегрирует результаты анализа всех видов финансовой среды функционирования предприятия.

На заключительном этапе стратегического финансового  анализа по результатам модели стратегической финансовой позиции предприятия  устанавливаются взаимосвязи между  отдельными факторами внешней и  внутренней среды. Для установления таких взаимосвязей может быть использована матрица возможных стратегических направлений финансового развития предприятия (Рис. 1). Комбинации влияния отдельных факторов внешней и внутренней финансовой среды дают возможность дифференцировать возможные стратегические направления финансового развития предприятия с учетом его стратегической финансовой позиции.

 

4 Формирование стратегических целей  финансовой деятельности

 

Стратегические  цели финансовой деятельности предприятия представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры его конечной стратегической финансовой позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты.

С позиций  финансового менеджмента можно провести классификацию стратегических целей строится по следующим основным признакам (Рис. 2).

Процесс формирования стратегических целей финансовой деятельности предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

1. Формирование финансовой философии предприятия. Финансовая философия характеризует систему основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности конкретного предприятия, определяемых его миссией, общей философией развития и финансовым менталитетом его основных учредителей и главных менеджеров. Она отражает ценности и убеждения, в соответствии с которыми организуется процесс финансового развития предприятия.

2. Учет объективных ограничений в достижении желаемых результатов стратегического финансового развития предприятия. Одними из таких объективных ограничений выступают размер предприятия, возможный объем финансовых ресурсов, направляемых на инвестирование, соразмерный потребностям обеспечения операционного процесса предприятия, стадия его жизненного цикла.

3. Формулировка главной стратегической цели финансовой деятельности предприятия. На этом этапе ранее рассмотренная главная цель финансового менеджмента конкретизируется в определенном показателе. Эта главная цель должна отражать рост рыночной стоимости предприятия в стратегическом периоде. В практике зарубежного финансового менеджмента в качестве главной стратегической цели финансового развития предлагается избирать показатель долгосрочного роста прибыли на одну акцию. Устойчивые темпы роста этого показателя лежат в основе возрастания рыночной стоимости предприятия в долгосрочном периоде.

4. Формирование системы основных стратегических целей финансовой деятельности, обеспечивающих достижение ее главной цели. Систему таких целей формируют обычно в разрезе доминантных сфер стратегического финансового развития предприятия.

В первой доминантной сфере, характеризующей  потенциал формирования финансовых ресурсов, в качестве основной стратегической цели предлагается избирать максимизацию роста чистого денежного потока предприятия.

Во второй доминантной сфере, характеризующей  эффективность распределения и  использования финансовых ресурсов, при выборе стратегической цели следует  отдавать предпочтение максимизации рентабельности собственного капитала предприятия.

В третьей  доминантной сфере, характеризующей  уровень финансовой безопасности предприятия, основной стратегической целью выступает  оптимизация структуры его капитала (соотношение собственного и заемного его видов).

В четвертой доминантной сфере, характеризующей качество управления финансовой деятельностью предприятия, в качестве основной стратегической цели нами рекомендуется избирать формирование эффективной организационной структуры управления финансовой деятельностью.

5. Формирование системы вспомогательных, поддерживающих целей, включаемых в финансовую стратегию предприятия. Система этих целей направлена на обеспечение реализации основных стратегических целей финансовой деятельности. Эти цели также рекомендуется формировать в разрезе доминантных сфер стратегического финансового развития предприятия.

В первой доминантной сфере, характеризующей потенциал формирования финансовых ресурсов, вспомогательными (поддерживающими) стратегическими целями могут выступать рост суммы чистой прибыли; рост объема амортизационного потока; минимизация стоимости капитала, привлекаемого из внешних источников и др.

Во второй доминантной сфере, характеризующей эффективность распределения и использования финансовых ресурсов, система вспомогательных целей может отражать оптимизацию пропорций распределения финансовых ресурсов по направлениям хозяйственной деятельности; оптимизацию пропорций распределения финансовых ресурсов по стратегическим хозяйственным единицам; максимизацию доходности инвестиций и др.

В третьей доминантной сфере, характеризующей уровень финансовой безопасности предприятия, вспомогательными (поддерживающими) стратегическими целями могут устанавливаться оптимизация структуры активов; минимизация уровня финансовых рисков по основным видам хозяйственных операций и др.

В четвертой доминантной сфере, характеризующей качество управления финансовой деятельностью предприятия, вспомогательные цели могут отражать рост образовательного уровня финансовых менеджеров; расширение и повышение качества информационной базы принятия финансовых решений; повышение уровня оснащенности финансовых менеджеров современными техническими средствами управления; повышение организационной культуры финансовых менеджеров и др.

Формирование системы вспомогательных (поддерживающих) целей финансовой стратегии должно исходить из особенностей идентифицированной стратегической финансовой позиции предприятия и быть направленным на преодоление внутренних слабых позиций и внешних угроз.

Информация о работе Финансовая стратегия предприятия