Финансово - промышленные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе были изложены основные аспекты финансово-промышленных групп, дано основное понятие финансово-промышленной группе согласно законодательству РФ, рассмотрена их нормативно-правовая база.

Содержание работы

Введение 3
1 Финансово-промышленные группы: общая характеристика 5
2 Основы управления финансово-промышленной группой 14
3 Способы создания финансово-промышленной группы 17
4 Современные тенденции и перспективы развития финансово-промышленных групп 19
Заключение 27
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

ФПГ КР.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

Финансово-промышленные группы, среди  участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной  финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.

Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:

выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность [10].

Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:

зачет задолженности участника  финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы;

предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;

передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;

предоставление государственных  гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы [8].

Центральным банком Российской Федерации  могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности[3].

 

2 Основы управления  финансово-промышленной группой

 

Порядок управления финансово-промышленной группой во многом зависит от способа ее конструирования. Финансово-промышленная группа строится двояким образом.

Во-первых, в нее могут входить  предприятия, организации и созданная  ими центральная компания. Во-вторых, финансово-промышленная группа может представлять собой комплекс, в состав которого входят основное и дочерние предприятия. Во втором случае финансово-промышленная группа является по существу холдингом, в составе которого обязательно должны быть не только производственные предприятия, но и кредитные организации.

Управление финансово-промышленной группой построено по принципу федеративного  устройства. Руководитель группы определяет политику ФПГ в целом, а руководители предприятий политику деятельности своего предприятия в соответствии с политикой и интересами группы. Группа в свою очередь выступает  единым юридическим лицом перед  государством, (например, единым налогоплательщиком). Поскольку каждая группа имеет определенные цели функционирования, управление группой  должно вестись в соответствии с этими целями [1].

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители  всех участников группы.

Формирование совета управляющих  в значительной степени происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается управляющая  компания. Например, в большинстве  случаев управляющая компания создается  в организационно-правовой форме  акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать  по типу общего собрания акционеров.

Управляющая компания - это юридическое  лицо, которое может создаваться  в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза.

Управляющая компания финансово-промышленной группы принимает решения по вопросам своей компетенции в порядке, установленном законодательством об акционерных обществах.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях  она выступает через свою центральную  компанию. Участники ФПГ несут  солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.

Управляющая компания финансово-промышленной группы имеет свой устав, в котором в соответствии с договором о создании группы определяются предмет и цели деятельности центральной компании.

Участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков; они также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы; по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия  в деятельности финансово-промышленной группой. Её участники несут солидарную ответственность [6].

Рисунок 2 – Структура управляющей  компании

 

Органы государственной власти субъектов РФ вправе в пределах своей  компетенции предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленной группы. ЦБ могут быть предоставлены  банкам - участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях  повышения их инвестиционной активности.

Финансово-Промышленная Группа считается  ликвидированной с момента прекращения  действия свидетельства о регистрации  и исключения ее из реестра. Финансово-Промышленная Группа ликвидируется в случаях: принятия всеми участниками ФПГ  решения о прекращении ее деятельности; вступления в законную силу решения  суда о признании недействительным договора о создании финансово-промышленной группы; установленного вступившим в  законную силу решением суда нарушения  законодательства РФ при создании финансово-промышленной группы; истечения срока действия договора о создании финансово-промышленной группы. Если он не продлен участниками  финансово-промышленной группы: принятия Правительством РФ решения о прекращении  действия свидетельства о регистрации  финансово-промышленных групп в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта. Обязательства участников финансово-промышленной группы по исполнению договора о создании финансово-промышленной группы в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит ФЗ и ГК РФ [2].

 

3 Способы создания  финансово-промышленной группы

 

Важное значение в условиях России имеет директивный способ создания ФПГ на базе государственной собственности и государственных постановлений. Положение о ФПГ и предусматривает возможность создания ФПГ по решению правительства в случаях, когда состав участников группы формируется только из государственных федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из госбюджета. В отдельных случаях возможно также создание ФПГ на базе указов Президента Российской Федерации. Так, Указом от 26 октября 1994 года одобрено создание ФПГ “Интеррос”, включающей не только государственные, но и негосударственные предприятия и организации. Участие органов исполнительной власти в содействии созданию ФПГ вменено им в обязанность (в частности, разработка плана содействия их формированию) вне зависимости от добровольного или директивного способа их образования.

Однако, несмотря на то, что принцип  взаимной заинтересованности провозглашен определяющим для любого способа  образования ФПГ, его реализация в директивном порядке не подкреплена  ни экономическим, ни правовым механизмом и выглядит скорее как декларация.

Особо следует остановиться на создании ФПГ из казенных предприятий, поскольку  данная возможность предусмотрена, но механизм создания не разработан. Такого рода группы, видимо, могут быть организованы путем заключения договора.  Неясно только, кто будет осуществлять функции центральной компании. Скорее всего это будет созданный в составе отраслевой структуры автономный орган.

Отраслевым органом может быть создан собственный банк и иные учреждения (торговые, страховые), обладающие имуществом на праве оперативного управления. Сложнее решается вопрос, когда в  ФПГ объединяется группа разноподчиненных предприятий (конгломерат). В этом случае организационную структуру группы должно определить правительство. Оно же должно установить подчиненность группы конкретному органу исполнительной власти, который устанавливает группе плановые задания, получает отчеты, утверждает цены и т. п. [11]

Одним из основных принципов создания ФПГ признается принцип индивидуального  формирования каждой группы. Это означает постановку перед каждой группой  конкретных задач, через решение  которых реализуется государственная  промышленная политика. Здесь как  раз и должно проявиться прямое “государственное вмешательство” в экономику. Стимулируя создание ФПГ, государство должно добиваться получения заранее определенных (через экспертизу организационных  проектов) результатов, а не просто их количественного роста.

При создании ФПГ в директивном  порядке принцип индивидуального  формирования реализуется автоматически. Да и в дальнейшем публичный (государственный  или муниципальный) собственник  осуществляет контроль за целенаправленным характером деятельности ФПГ. Впрочем, контроль осуществляется за всеми зарегистрированными ФПГ. Они обязаны представлять полномочному государственному органу, а также публиковать в печати отчет о деятельности ФПГ по форме, устанавливаемой Правительством РФ. Отчет составляется по результатам проверки деятельности ФПГ независимым аудитором за счет средств центральной компании. Кроме того, полномочный государственный орган вправе не чаще одного раза в год потребовать отчет о текущей деятельности ФПГ и назначить аудиторскую проверку, но уже за счет этого органа [9].

 

4 Современные  тенденции и перспективы развития  финансово-промышленных групп

 

В моноотраслевых ФПГ в центре интеграционных процессов чаще оказывается промышленное предприятие. В качестве примеров здесь могут служить ФПГ "Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили", "Святогор". Скорее всего, эти финансово-промышленные группы - этап в формировании организационной структуры холдингового типа.

В диверсифицированных ФПГ усиление роли финансовых центров может в дальнейшем сочетаться с выстраиванием вертикальных имущественных структур в отдельных отраслях и подотраслях.

Соответственно по разному для этих двух типов финансово-промышленных групп видятся перспективы развития центральной компании.

Перспективы создания и деятельности российских ФПГ во многом зависят  от четкого определения их места  и роли в реализации экономической  программы и промышленной политики, проводимой государством [5].

Официальные ФПГ условно можно  разделить на три группы:

ФПГ с высокой степенью специализации (моноотраслевые). В таких группах в центре интеграционных процессов, как правило, оказывается крупное, имеющее широкую кооперационную сеть промышленное предприятие ("Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили" и др.) Доля подобных ФПГ увеличивается и в настоящее время значительно превышает 60%;

ФПГ, имеющие одно основное и несколько  дополнительных, близких к основному  направлений деятельности. Это, с  одной стороны, способствует сохранению приемлемого уровня управляемости  всей структуры, а с другой - облегчает  маневрирование ресурсами при изменении  конъюнктуры. Доля подобных ФПГ составляет около 30%;

ФПГ, охватывающие несколько самостоятельных  направлений деятельности. Нередко  подобные группы имеют широкий спектр участников в надежде на потенциальные "точки роста" и возможный  перелив капитала. Интеграция в такие группы более осмысленна, когда все участники составляют ряд технологических цепочек. Их управляемость во многом зависит от наличия мощного банка, способного с помощью акционерных и кредитных рычагов обеспечить согласованность действий партнеров. Отсутствие такого банка способно привести к фактическому распаду группы. Удельный вес подобных групп снижается и не превышает 10% от общего числа.

Хотя чисто производственные направления  деятельности отраслевых ФПГ являются преобладающими, все больше групп  образуется с привлечением предприятий, имеющих собственный научный  потенциал и наукоемкие производства. Каждая третья группа имеет в своем  составе предприятия, выпускающие  радиоэлектронику, электромеханическое  оборудование, все больше реализуется  проектов по созданию ФПГ с участием предприятий ВПК. Интеграция НИИ  и КБ с производственными предприятиями  закладывает основу устойчивого  развития подобных объединений, выпуска конкурентоспособной продукции [6].

Информация о работе Финансово - промышленные группы