Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа
Темой для своей курсовой работы я выбрал такой институт государственности, как форма правления.
Целью своей курсовой работы я поставил – рассмотреть основные формы правления и их особенности, а так же значение в современном мире. Своей задачей, я считаю изучение видов форм правления и их достоинств и недостатков. Кроме того, считаю важным рассмотреть место и роль форм правления в форме государства.
Изучение форм государственного правления занимались такие ученые как: Н.И. Матузова, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, Л.И. Спиридонов, В.В. Лазарев и другие известные ученые.
Введение ………………………………….…............................................... 3
Глава I. Монархия и ее виды ……………………………………………….5
Абсолютная монархия ………………………………………………..7
Конституционная монархия: парламентарная и дуалистическая ...8
Сословно-представительная монархия …………………………….11
Теократическая монархия …………………………………………..12
Глава II. Республика и ее виды …………………………………………....14
Парламентская республика ………………………………………...16
Президентская республика ………………………………………....17
Смешанная республика ……………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………….……...22
Список литературы ………………………………………………….….....25
В парламентарных монархиях центральная и решающая роль в высших государственных органах принадлежит парламенту. Правительство формально и фактически ответственно перед парламентом. Правительство формулируется из партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент. Монарх как глава государства практически не принимает участие в управлении государством, оставаясь лишь его символом. Монарх лишь формально утверждает состав правительства. Ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.
В современном мире парламентарные монархии более распространены в мире по сравнению с абсолютными и дуалистическими, не говоря уже о теократических. Среди них выделяются – Великобритания, Канада, Испания, Швеция, Япония и другие. Из развивающихся стран к парламентарным монархиям относят Малайзию, Таиланд. Обычно в таких странах разделение властей, более выраженное, и наблюдается верховенство парламента над исполнительной властью
Дуалистическая монархия – это разновидность конституционной монархии, при которой вся исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная власть принадлежит избираемому парламенту. Но при этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и абсолютное вето на принимаемые законы. Так же монарх обладает правом на издании чрезвычайных указов, имеющих силу закона.
Правительство в дуалистических монархиях ответственно только перед монархом и не подотчетно парламенту. В целом можно сказать, что в дуалистических монархиях совершенно очевидно преобладание власти монарха.
Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Здесь наблюдается уже возникшее или даже довольно развитое разделение властей, по крайнее мере разделение законодательной от исполнительной власти.
В современном мире дуалистических монархий в чистом виде не осталось. Сейчас определенные черты дуалистической монархии присущи таким странам как Иордания, Марокко и Непал. В России такая форма правления была с 1905 года до 1917 года.
Сословно-представительная монархия
Сословно-представительная монархия – это форма правления, при которой предусматривается участие сословных представителей в управлении государством, обладая совещательной и иногда законодательной функцией.
Такая форма правления сложилась в большинстве стран Европы в XIII-XIV вв. в период развитого феодализма, когда сложились общегосударственные сословия в размерах целых стран. Сословно представительная монархия считается более централизованной формой феодального государства по сравнению с государствами в период феодальной раздробленности. Централизация власти необходима была из-за развития внутреннего рынка вследствие развития городов, товарного производства и обмена, а также значительным обострением на этой почве классовой борьбы.
Главной опорой сословно-представительной монархии в период ее формирования и развития были, как правило, низшие или средние слои класса феодалов, которые нуждались в сильном государственном аппарате для более эффективной эксплуатации крестьян. Также активно поддерживали сословно-представительную монархию и горожане, заинтересованные в ликвидации феодальной раздробленности и обеспечении безопасности торговых путей. Опираясь на эти слои королевская знать в политической борьбе с крупными феодалами постепенно концентрировала в своих руках финансовую, военную и судебную власть, но при этом теряла некую самостоятельность, так как стала зависеть от слоев населения, которые ее поддержали.
Централизация государственного аппарата в ходе создания и развития сословно-представительной монархии сопровождалась учреждением сословно-представительных собраний, являвшихся наиболее характерным признаком этой государственной формы. Например, создание парламента в Англии с 1265; сеймов в Польше, Венгрии, Чехии с 14-15 вв.; земских соборов в России с середине 16 в. и другие.
В каждой стране сословные собрания имели свои особенности, отражая ее экономическое и социально-политическое развитие.
Сословно-представительная монархия существовала и в России в XVI-XVII вв. в виде земских соборов, который имел законосовещательную функцию. Состав земских собор изменялся в зависимости от характера решаемых вопросов. Особое место в участии в земских соборах играло духовенство, это должно было подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом на соборе. На рассмотрение соборов выносились важные вопросы внешней (вопросы войны и мира) и внутренней (обсуждение законов, введение налогов) политики.
Теократическая монархия
Одной из разновидностей абсолютной монархии является теократическая монархия. Традиционно теократическую монархию понимают такую монархию, в которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В странах с такой формой правления отсутствует свобода слова, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии имеют высшую силу по сравнению с другими законами. По религиозному признаку выделяют несколько видов теократических монархии: христианскую (Ватикан), исламскую (Саудовская Аравия) и буддистскую (Бутан до 2008 года) и другие теократические монархии.
Древнегреческий историк Геродот считал, что теократия (собственно теократическая монархия) имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии. Теократия являлась основой правления практически для всех государств древности.
Не известна
и история происхождения теокра
Элементы теократии имелись и в поздние времена, и даже в настоящее время. Так, например, после объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году получил признание как независимое государство, с помощью заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, который избирается Коллегией кардиналов, то есть собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается голосованием кардиналов в возрасте до 80 лет и правит пожизненно.
Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. В руках Папы находится вся полнота власти: законодательная, исполнительная и судебная.
На первом этапе своего развития Арабский Халифат так же представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая являлась неограниченной и неделимой. Первые халифы избирались мусульманской знатью, но довольно быстро власть халифа стала передаваться по наследству.
Глава I I
Республики и ее виды
Прежде чем перейти к рассмотрению основных разновидностей республик стоить дать определение самому понятию республика и узнать, что под ним понимают современные ученые и юристы.
Республика - такая форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Как и монархии республики существуют с древнейших времен. Республика как форма правления была и в древнем мире (например, Афинская демократическая республика), республиками были также многие города-государства в средние века (например, Генуя и Венеция в Италии). Однако наибольшего распространения республики получили после буржуазных революций.
Республика считается наиболее демократической формой правления, поскольку предполагается, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, будут основываться на мнение народа.
По мере развития общества республиканская форма правления изменялась, приобретала более демократический характер.
Основными признаками республики являются:
Утверждение республиканской формы правления в ее современном понимании сложилось в период перехода от аграрного строя к индустриальному. Первыми республиками исторически стали США в 1787 году и Франция в 1792 году.
Согласно статье 1 Конституции РФ Россия по форме правления является республикой, но не указана конкретная модель (вид). Ученные по конституционному праву относят Россию либо президентской, либо к смешанной республиканской форме правления.
В современном мире более 140 государств являются республиками. Многие считают что республика и демократия это слова синонимы, но это ошибочное мнение. Во многих странах с монархической формой правления демократические принципы также широко распространены. Но именно в республиках больше возможностей для развития демократии.
Стоит отметить, что во многих современных демократических республиках ограничен не только срок полномочий президента, но также и само количество сроков. Так, например, согласно Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Практически во
всех современных республиках
На сегодняшний день известно несколько видов республик, основными среди них считаются: президентские, парламентские и смешанные.
Парламентская республика
Парламентская республика – это один из видов республиканской формы правления, при которой верховная роль в организации управлении государством принадлежит парламенту, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.
Такая форма правления существует в некоторых европейских странах, таких как Италия, Германия, Словакия, Израиль и других. Как правило, выборы в таких странах проходят по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Как правило, глава государства в парламентских республиках избирается парламентом либо специально созданной парламентской коллегией. Так, например, избирается президент в таких странах как Латвия, Швейцария, Германия, Италия, и в ряде других стран. Но также выборы могут осуществляться на основе всеобщего избирательного права. Например, как Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентских республиках обнародует законы, издаёт декреты, назначает главу правительства, выполняет представительские функции.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) обычно назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет исполнительную власть и несет юридическую ответственность за свою деятельность перед парламентом, а не президентом.
В такой республике
правительство формируется из числа
депутатов, принадлежащих к тем
партиям, которые располагают большинств
Основной функцией парламента в парламентской республике является законодательная деятельность, а также контроль над правительством (исполнительной власти). Кроме того парламент обладает важными финансовыми полномочиями, разрабатывая и принимая государственный бюджет.
Парламентская республика обладает некоторыми достоинствами по сравнению с президентской, так как она по своему характеру и принципу организации и функционирования значительно уменьшает возможность возникновения противоречий между исполнительной и законодательной ветвей власти.
Слабой стороной парламентской республики противники считают, то, что при ответственности правительства парламенту государства, а не ее главе не может быть оптимально решена проблема успешного законотворчества и исполнения уже принятых законов.
В современном мире парламентская республика менее распространена, чем президентская. Сейчас парламентская республика существует в таких странах как Италия, Германия, Ирландия, Австрия, Турция. Ливан и в ряде других государств.
Президентская республика
Президентская республика – это одна из разновидностей республиканской формы правления, которая характеризуется значительно ролью президента в управлении государственными органами. Президент в такой республике является не только главой государства, но и главой правительства.
Такую республику часто называют дуалистической. В данном случае акцент делается на том, что сильной законодательной власти представительного органа противостоит исполнительная власть, целиком и полностью принадлежащая главе государства.
За основу построения государственной власти в президентской республике был взят принцип разделения властей, согласно которому законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту как главе правительства, судебная – Верховному суду.