Форма правления, понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Темой для своей курсовой работы я выбрал такой институт государственности, как форма правления.
Целью своей курсовой работы я поставил – рассмотреть основные формы правления и их особенности, а так же значение в современном мире. Своей задачей, я считаю изучение видов форм правления и их достоинств и недостатков. Кроме того, считаю важным рассмотреть место и роль форм правления в форме государства.
Изучение форм государственного правления занимались такие ученые как: Н.И. Матузова, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, Л.И. Спиридонов, В.В. Лазарев и другие известные ученые.

Содержание работы

Введение ………………………………….…............................................... 3
Глава I. Монархия и ее виды ……………………………………………….5
Абсолютная монархия ………………………………………………..7
Конституционная монархия: парламентарная и дуалистическая ...8
Сословно-представительная монархия …………………………….11
Теократическая монархия …………………………………………..12
Глава II. Республика и ее виды …………………………………………....14
Парламентская республика ………………………………………...16
Президентская республика ………………………………………....17
Смешанная республика ……………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………….……...22
Список литературы ………………………………………………….….....25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Такое жесткое  разграничение между высшими государственными органами власти обусловило специфические черты президентских республик. А именно: внепарламентский способ избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский метод формирования правительства.

Первой страной с президентской формой правления являются США. В конституции США наблюдается четкое разделение ветвей власти. Так согласно данной конституции исполнительная власть принадлежит президенту, законодательная – конгрессу, а судебная – Верховному суду.

Отношения между  парламентом и президентом основываются на так называемой системе сдержек и противовесов. Президенту необходима поддержка парламента, в частности по такому важному вопросу как бюджет страны. Основное преимущество президентской республики заключается в том, что неважно то, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждено должны сотрудничать между собой. А это придает государству необходимую устойчивость. Так, например президент США представляет демократическую партию, а в обеих палатах конгресса большинство у республиканцев. В такой ситуации компромиссы и уступки обеспечивают сотрудничество.

Вообще же отличить президентскую республику можно  по следующим признакам:

  • глава правительства избирается внепарламентским способом;
  • правительство несет ответственность исключительно перед главой государства. В данном случае представительному органу оно неподотчетно;
  • глава государства имеет широчайшие полномочия.

Президентская республика отличается тем, что глава государства:

  • вправе разогнать им самим же созданное правительство;
  • принимает непосредственное участие в назначении членов Верховного суда;
  • является верховным главнокомандующим;
  • председательствует в правительстве;
  • подписывает законы.

Президентская республика – это Польша, Франция, Австрия и многие другие страны. Многие до сих пор ошибочно полагают, что Россия – президентская республика. Почему это не так? Во-первых, потому, что в нашей стране есть такая должность, как глава правительства. У нас он называется премьер-министром. Именно этот человек, а не президент руководит правительством. Назначается он, конечно же, главой государства, но только с одобрения парламента. Какой же республикой является Россия? Наша страна – смешанная республика. Если быть более точным – президентско-парламентская.

Смешанная республика

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) - это форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Мы уже говорили о том, что в современном мире чистые формы президентских и парламентских республик значительно редки. С одной стороны, в президентских республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы политической ответственности министров, с другой стороны возникают гибридные формы полу президентских, полу парламентских республик.

Смешанная республика сочетает в себя черты и парламентской, и президентской республики. Но стоит  отметить, что данное сочетание бывает различным.

В смешанной  республике, как и в парламентской  правительство может работать, только когда его поддерживают большинство  парламента. Но если в парламентской республике президент или монарх (номинальный глава государства) только формально назначает правительство, то в смешанной республике избранный президент имеет право фактически формировать свое правительство, несмотря на существующее парламентское большинство. Такое положение невозможно ни в парламентской, ни в президентской республиках.

Однако парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. Но президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы.

Первой республикой  с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы. В современном мире к смешанным республикам относятся Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия, Азербайджан и Россия.

Наиболее характерными признаками смешанной республики являются:

  • Избрание прямым народным голосованием и Президента, и Парламента.
  • Законодательный орган и глава государства наделены практически равными полномочиями в управлении страной.
  • Правительство дает отчет парламенту, но несет всю полноту ответственности за свои действия перед Президентом, который является фактически главой исполнительного органа.
  • Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента.
  • Наличие механизма «сдержек и противовесов», при котором парламент обладает правом отправить в отставку правительство, в свою очередь, избранный глава государства - в ответ выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган. Причем, правительство уходит в отставку только вместе с премьер-министром, но не с президентом.
  • Арбитром в отношениях между этими двумя высшими органами государственной власти выступает Конституционный суд.

В зависимости  от того, как распределены полномочия президента и парламента, различают  два вида смешанных республик  - полупрезидентскую и полупарламентскую.

Полупрезидентская смешанная республика, примерами классического функционирования которой служат Франция и Польша, базируется на усиленной роли президента в управлении государством. По мнению некоторых авторов, данный вид наиболее характерен для стран, в которых велика роль главы государства как лидера нации и в которых заметны процессы перехода от парламентской республики к классической президентской. Стоит отметить, что данная форма правления присуща и странам СНГ, например, Российской Федерации, Республике Беларусь, Украине.

Полупарламентская смешанная республика наиболее характерна для стран, в которых проходят процессы «продвижения сильного парламента»  и формирования парламентской республики. В данном случае законодательный  орган наделен определенной формой вотума недоверия: выдвижение вотума отдельному министру (Уругвай) или премьер–министру с указанием возможного преемника (Германия).

Таким образом, смешанная республика представляет собой особую переходную форму правления, характеризующуюся постепенным  усилением парламента или президента. Иногда такую форму правления ошибочно относят к смешанным (или нетипичным) формам управления государством.

 

Заключение

В истории развития государства и права, а также  теории права сформированы различные подходы к типологии форм правления. Различия же в основаниях для выявления типологических признаков форм правления, которые представлены в правовой литературе, обусловлены сложностью данного государственно-правового института, имеющего множество проявлений.

Термин форма  правления существует в правовой науке очень давно, но при этом на сегодняшний день по-прежнему существуют разные подходы к его пониманию и определению. По крайней мере, можно выделить широкий и узкий подходы к определению правой сущности этого понятия, которое является одним из ключевых в понимании сущности государства и представляет собой ведущий элемент формы государства.

Категория формы  правления позволяет понять порядок  создания и принципов деятельности высших государственных органов, а  также взаимосвязи их с населением. При этом, на мой взгляд, в современных условиях допустимы и иные признаки данной категории, поскольку она приобретает новое содержание в связи с развитием самого государства как института, форм государственного устройства.

Форма правления показывает, участвует ли население в формировании высших государственных органов страны и как участвует в целом. От того как население участвует в формировании высших государственных органов показывает демократическим или недемократическим способом они организованы. Например, недемократическим способом формируются высшие органы государства при абсолютной наследственной монархии.

Из этого  можно сделать вывод, что форма  правления раскрывает способ организации  высших государственных органов, порядок  их образования и их взаимодействие между собой, а также степень участия население в их формировании.

В современном  мире существуют две основные формы  правления – монархия и республика, которые отличаются друг от друга  по порядку формирования, по составу  и компетенции высших государственных органов.

Монархия –  это такая форма правления, при  которой высшая государственная  власть принадлежит единоличному главе  государства, который занимают престол  по наследству и не несет юридическую  ответственность перед свои народом. В современном мире насчитывается несколько разновидностей монархии. Основными среди них считаются: абсолютная и конституционная. Конституционная монархия в свою очередь имеет два вида – парламентарную и дуалистическую. Так же существуют и другие разновидности.

Республика  — это одна из двух основных форм правления, при которой высшая государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и  несущим юридическую ответственность  перед своими избирателями. Существует три основных вида республик: президентская, парламентская и смешанная.

Из выше перечисленного материала можно сделать некоторые  выводы. В своей курсовой работе я привел различные виды государственного правления. Я отмечал как достоинства, так и недостатки. Идеальной формы правления не существуют ровно так же, как и не существует идеального государства. Мы лишь должны стремить к идеалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. (с поправками).
  2. .Венгеров А. Б. Теория государства и права. -  М.: Норма, 2008. – 608с.
  3. Морозова Л. А.  Теория государства и права. - М.:: Эксмо, 2009. – 509 с.
  4. Теория государства и права. / Под редакцией А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. -  М.: Юрайт, 2008. – 752 с.
  5. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. -  М.: ЮНИТИ,  2006. – 256 с.
  6. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Москва 1996 г.
  7. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств.
  8. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права.(2005, 832с.)
  9. Косарев А.И История государства и права зарубежных стран. (2007, 376с.) 
  10. Конституционное право государств Европы. (Учебное пособие) Отв. ред. Ковачев Д.А. (2005, 320с.)
  11. Конституционное право России. (Учебный курс). Авакьян С.А. (2005, 749с.)
  12. Чиркин В.Е., “ Нетипичные формы правления в современном государстве ”, Государство и право.1994 г., № 4.

 

  1. Решетников Ф.М.. “ Правовые системы стран мира”. М.,1993 г.

 

  1. Василик М.А. “Политология”. – М., 2001.

 

  1. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Москва 1996 г.

 

 


Информация о работе Форма правления, понятие и виды