Формализация теоретической модели таможенного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Условия формирования теоретической модели таможенного менеджмента.
Структура теоретической модели таможенного менеджмента.
Алгоритм теоретической модели таможенного менеджмента.
Формализация теоретической модели таможенного менеджмента.
Теоретические задачи таможенного менеджмента.

Файлы: 1 файл

Условия формирования теоретической модели таможенного менеджмента.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)
  1. Условия формирования теоретической модели таможенного менеджмента.  
  2. Структура теоретической модели таможенного менеджмента.  
  3. Алгоритм теоретической модели таможенного менеджмента.  
  4. Формализация теоретической модели таможенного менеджмента.
  5. Теоретические задачи таможенного менеджмента. 

 

Базовые условия формирования теоретической модели таможенного менеджмента

 Развитие  теории осуществляется циклично  по направлению от понятий (определений) к их формальным представлениям  – абстракциям, к идеализированному  объекту — теоретической модели  с последующим уточнением понятий  и, далее – к адекватной формализации, к корректировке модели.

Центральную роль в формировании теории играет лежащий в её основе идеализированный объект - теоретическая модель. Построение такого объекта - необходимый этап создания любой теории,  в том числе и теории таможенного менеджмента. Модель должна не только отражать реальность, но и неявно содержать в себе определённую программу исследований для ее практической реализации.

 В нашем  случае должен быть построен  абстрактный образ, интегрирующий  в себе двойственный характер  таможенного дела – присутствие  в нем черт и объекта, и субъекта  управления. Модель должна отражать  основные свойства реального  объекта, его структуру, механизм  функционирования, внешние и внутренние  условия жизнедеятельности.

Как уже и отмечалось, таможенная сфера деятельности самым тесным образом связана со сферой внешнеэкономической деятельности.

Именно в согласованности таких сфер раскрывается тот потенциал, который может оказать благотворное воздействие на экономику страны, на ее безопасность и благосостояние ее граждан. Решение такой масштабной с решением следующих наиболее актуальных общегосударственных задач управленческого характера:

  1. макроэкономическое исследование современного состояния и тенденций развития мировой экономики, глобальных моделей внешнеэкономической деятельности индустриально развитых стран;  
  2. макроэкономический анализ современного состояния национальной экономики, управления народным хозяйством, направлений таможенной политики и определение направлений и реализация программ развития таможенной службы;  
  3. всестороннее изучение динамики показателей валового внутреннего продукта, инструментов бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, валютной и таможенно-тарифной политики в их взаимосвязи;  
  4. определение направлений и методов повышения эффективности деятельности таможенных органов и таможенного дела в целом;
  5. разработка комплекса альтернативных способов управления таможенным делом - включая рекомендации международных институтов - в интересах устойчивого роста отечественной экономики и повышения интенсивности и эффективности ее внешнеэкономической деятельности.

Именно во взаимодействии сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности функционально наиболее полно раскрываются все системообразующие компоненты таможенного дела (политика, технология, функциональная и организационная структуры), а через их проявления и собственно само таможенное дело как целое.

Рассмотрим внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности как совокупность взаимосвязанных систем и определим модель взаимоотношений, согласованного взаимодействия между ними. Этот абстрактный образ и станет в дальнейшем объектом теории таможенного менеджмента. Формализация и исследование такой научной абстракции позволит решать вопросы теории и практики таможенного дела, сформировать принципы и разрабатывать прикладные методы управления.

Современные сферы внешнеэкономической и таможенной деятельности формируются под воздействием факторов общемирового и государственного масштаба. Первые определяют условия развития мирового сообщества – это так называемые факторы глобализации, вторые (факторы регионализации) задают условия формирования стратегий государственно-политической и экономической эволюции конкретных стран.

Главным фактором общемирового характера выступает экономическая интеграция ведущих мировых держав, например, в рамках Всемирной торговой организации или Евросоюза. Основное следствие интеграции - системное взаимодействие национальных экономик разных стран мира, глобализация финансовых и товарных потоков, согласованная таможенная политика.

 Среди  факторов государственного уровня, оказывающих влияние на эффективность  внешнеэкономической и таможенной  деятельности России, наиболее существенными  являются:

  1. неустойчивые общемировые экономические процессы и как следствие -  слабо прогнозируемая динамика изменений структуры и параметров ВЭД, численности, качественных и количественных характеристик участников внешней торговли и особенностей их поведения;
  2. диспропорция в структуре государственного бюджета, значительную долю доходной части которого составляют денежные средства от таможенных налогов и сборов (более 50%);
  3. регионализация ВЭД: доминирование в структуре и параметрах внешней торговли региональных особенностей страны, наличие зон свободной экономической торговли, неоднородность таможенной границы России - все это значительно усложняет решение проблем эффективного регулирования внешней торговли, повышения качества и результативности таможенного контроля, предъявляет особые требования к методам их решения.

Не менее значимым фактором общемирового и государственного уровней, определяющим конфигурацию современных сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности, является также информатизация общества. Наблюдается процесс поступательного движения развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Формирование единого мирового информационного пространства, создание глобальных информационных технологий и систем, монополизация и демонополизация информационных потоков и ресурсов, качественная эволюция и расширение спектра информационных услуг, превращение информации в товар - все это оказывает значительное влияние на мировые экономические потоки, формирует принципиально новую парадигму управления внешнеэкономической и таможенной деятельностью.

Достаточно очевидно, что в таких условиях сферы внешнеэкономической и таможенной деятельности будут эволюционировать совместно под воздействием всей представленной совокупности факторов. Здесь не обсуждаются вопросы согласованности динамик их эволюции. Теоретически динамика для каждой сферы, несомненно, своя, что соответственно только усложняет проблему формирования модели.

Таким образом, для создания теоретической модели таможенного дела необходимо учитывать следующие системообразующие условия.

Первое, глобализация мировой торговли ставит проблему совершенствования управления внешнеэкономической и таможенной деятельностью как единую, комплексную проблему. 

И второе, как следствие, - эффективность внешней торговли будет зависеть не только от эффективности системы мер тарифного и нетарифного регулирования, но в значительной мере (непосредственно и опосредованно) от качества инструментов таможенного администрирования, от уровней технологизации и информатизации сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. 

 

 Основным  содержанием таможенной деятельности  в таких условиях становятся:

  1. информационно-аналитический мониторинг финансово-товарных потоков (в более общей постановке - контроллинг) мировой торговли,
  2. финансово-правовой контроль и таможенное регулирование ВЭД,
  3. технологизация,
  4. автоматизация и администрирование таможенной деятельности. Наиболее актуальные ключевые стратегические направления развития таможенной службы России показаны на рис. 1

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА РОССИИ

Мониторинг и регулирование ВЭД:

Технологизация и автоматизация таможенной деятельности:

Таможенное администрирование и управление качеством:

анализ эволюции мировых финансовых потоков, потоков товаров,  услуг и интеллектуальной собственности;

формирование

унифицированных

технологий таможенной

деятельности;

оперативно-ситуационное логистическое

моделирование внешнеэкономической и таможенной деятельности

• мониторинг товаропотоков России;

системная

автоматизация

таможенных

технологий;

формирование и накопление знаний о различных аспектах внешнеэкономической и таможенной деятельности, подготовка стратегических и оперативных управленческих решений;

• прогнозирование величины сборов в бюджет, подготовка рекомендаций по изменению ставок таможенных пошлин, применению мер нетарифного регулирования;

информационно-

аналитический

мониторинг

(моделирование,

анализ,

прогнозирование)

различных аспектов

таможенной

деятельности;

согласованное программно-целевое и ежегодное планирование в системе ТО РФ;

• адаптация стратегических задач таможенной службы к изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности, разработка требований к таможенной службе и рекомендаций по ее совершенствованию

создание и внедрение

технологии управления

качеством таможенной

деятельности

оперативный контроль таможенной деятельности, анализ и прогнозирование ее результатов, подготовка управленческих решений, создание и ведение единой системы таможенного контроллинга;

   

управление рисками;

   

маркетинг и администрирование таможенных услуг;

   

Логистический менеджмент;

   

системное управление качеством таможенной деятельности на основе рамочных стандартов ВТО


 

2. Структура теоретической модели  таможенного менеджмента

Решение проблем повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в целом и таможенной деятельности в частности связано с проведением широкомасштабных экспериментов. Однако их постановка непосредственно на физической модели представляется рискованным и дорогостоящим делом. В тоже время создание прикладных методов и методик в значительной мере сдерживается отсутствием адекватной теоретической модели, определяющей внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности в их согласованной взаимосвязи.

В этой связи создание разработка такой модели является фундаментальным условием принятия системных исследований, основанием для поиска различного рода эффективных общих и частных решений в этих областях деятельности.

Центральным вопросом в решении проблемы управления таможенным делом является вопрос о представлении сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности (ВЭиТД) как теоретических объектов. Предлагаемая ниже формализация рассматривается нами как базовое условие для ее решения.

 Вначале  дадим определения основным понятиям  и раскроем их содержание с  целью формализации в дальнейшем.

Внешнеэкономическая деятельность - это неотъемлемая часть хозяйственных связей и отношений государства, сложнейшая макроэкономическая сфера, охватывающая различные направления, формы, методы и средства перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов.

 Сфера  внешнеэкономической деятельности  как объект анализа и управления - это большая, неоднородная, распределенная, многоуровневая, открытая, информативно  неопределенная макросистема. Ее  отличают:

  1. сложная структура товарных и финансовых потоков;  
  2. комбинированный механизм регулирования и самоорганизации;  
  3. большие объемы и большая размерность измеряемых, контролируемых и регулируемых параметров.

В рамках данной сферы порождается система финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности, которая в объеме информации о ней, представляется информационной моделью внешнеэкономической деятельности. То есть моделью наиболее полно и адекватно характеризующей эту сферу деятельности. В дальнейшем, если в процессе изложения не требуется конкретизация, для представления всей системы потоков будем говорить, либо о системе финансово-товарных потоков, либо использовать соответствующую аббревиатуру - СФТП.

Система финансово-товарных потоков находится под влиянием большого числа не формализуемых и постоянно изменяющихся факторов, и это значительно затрудняет создание адекватных моделей внешнеэкономической деятельности. Однако их без создания практически невозможен качественный анализ такой деятельности, снижается и эффективность управления таможенной службой.

Современная сфера внешнеэкономической деятельности имеет два основных уровня: международный (межгосударственный), где представлена единая мирохозяйственная система и вся мировая торговля, и государственный, где представлена ВЭД конкретного государства, ее потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки.

Наиболее важным инструментом контроля (в широком понимании данного термина) в сфере внешнеэкономической деятельности, несомненно, является таможенная служба. Именно она, на основе таможенных технологий и инструментов, определяет адекватность применения мер государственного регулирования и, в зависимости от эффективности контроля, воздействует на потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки в сфере внешнеэкономической деятельности.

Эффект воздействия зависит от возможностей таможенной службы: от ее кадрового состава, технологического, правового, информационного обеспечения, а также от других компонент, определяющих структуру и технологию таможенной деятельности. Другими словами, уровень развития таможенной службы, согласованность ее задач с целями и стратегией государства в сфере внешнеэкономической деятельности, возможности таможенных органов по решению таких задач, адекватность таможенных методов и технологий специфике и параметрам ВЭД - все это факторы непосредственно влияющие на потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки. Следовательно, в соответствии с возможностями таможенных органов и эффективностью их использования, таможенная служба является регулятором внешнеэкономической деятельности..

 Обобщая, можно сказать, что внешнеэкономическая  и таможенная деятельность имеют  иерархическую структуру, в рамках  которой целесообразно выделить  следующие сферы, финансово-товарные  и информационные потоки, а также  соответствующие механизмы регулирования:  

  1. мировую сферу ВЭД – финансово-товарный поток мировой торговли - общемировой информационный поток внешнеэкономической деятельности, международный (межгосударственный) механизм регулирования внешнеэкономической деятельности;
  2. сферу ВЭД государства - финансово-товарный поток внешнеэкономической деятельности государства, информационный поток внешнеэкономической деятельности государства - государственный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности;  
  3. сферу таможенной деятельности государства - финансово-товарный поток внешнеэкономической деятельности государства, информационный поток таможенной деятельности - механизм влияния таможенной службы на внешнеэкономическую деятельность государства.

Информация о работе Формализация теоретической модели таможенного менеджмента