Формализация теоретической модели таможенного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Условия формирования теоретической модели таможенного менеджмента.
Структура теоретической модели таможенного менеджмента.
Алгоритм теоретической модели таможенного менеджмента.
Формализация теоретической модели таможенного менеджмента.
Теоретические задачи таможенного менеджмента.

Файлы: 1 файл

Условия формирования теоретической модели таможенного менеджмента.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

 

Достаточно легко показать, что все три сферы (мировая, государственная и таможенной деятельности) являются вложенными, а соответствующие финансовые потоки, потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, информационные потоки и механизмы регулирования - взаимозависимыми. Естественно предположить, что в представляемой иерархии их взаимосвязь должна быть системной и в этом качестве призвана обеспечить иерархическую связность, согласованность и эффективность процессов внешнеэкономической деятельности.

 Теоретическая  модель построена с позиций  повышения эффективности внешнеэкономической  и таможенной деятельности за  счет согласованного воздействия  на эти процессы всех существующих  регуляторов.

Объектом регулирования-контроля является система финансово-товарных потоков в сфере ВЭД (России или мира). Основное же содержание парадигмы регулирования-контроля связано с формированием и реализацией эффективной стратегии реструктуризации такой системы для достижения политических, экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства в сфере внешнеэкономической деятельности.

 Базу для  подготовки таких решений составляют  методология системных исследований, информационное и методическое  обеспечение соответствующих сфер  внешнеэкономической и таможенной  деятельности. В дальнейшем определим  данную совокупность как информационно-аналитическое  обеспечение таможенного менеджмента.

Иерархическая система механизма регулирования внешнеэкономической деятельности представлена следующими компонентами: межгосударственным механизмом регулирования, механизмом государственного регулирования ВЭД, механизмом влияния таможенной службы на внешнеэкономической деятельности (механизмом таможенного администрирования), а также их взаимосвязями. Представленные механизмы структурированы относительно указанных сфер, а финансово-товарные потоки государства рассматриваются в составе СФТП мировой торговли.

Связи между механизмами, а также каналы информационно-аналитического взаимодействия разбиваются на три типа:  

связи и каналы, характеризующие ситуацию в сфере внешнеэкономической деятельности (ситуации мирового Pm, государственного Ps и таможенного Pt уровней);  

связи и каналы, по которым осуществляется согласование (интеграция) механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности: таможенного Mt и государственного Ms с межгосударственным Mm;  

связи и каналы, определяющие направление реализации стратегии регулирования внешнеэкономической деятельности (от межгосударственного уровня до таможенного с непосредственным влиянием на СФТП в виде стратегий: общемировой Rm, государственной Rs, таможенной Rt).

 

3. Алгоритм  теоретической модели таможенного  менеджмента 

Алгоритмическая последовательность регулирования внешнеэкономической деятельности определяется исходным состоянием сферы ВЭД, этапами (направлениями) решения проблемы регулирования и условиями перехода между этапами.

 В исходном  устойчивом состоянии сфера внешнеэкономической  деятельности характеризуется:  

  1. целями ВЭД - общемировой - Zm, государства - Zs и целью деятельности таможенной службы (ТС) - Zt;
  2. системой финансово-товарных потоков G с соответствующим набором показателей их эффективности – системы финансово-товарных потоков мировой торговли - Gm=, государства - Gs=, таможенной службы - Gt=, где S - структура финансово-товарных потоков, W - система показателей эффективности торговли или таможенной деятельности;
  3. информационно-аналитическим обеспечением внешнеэкономической деятельности: I и информационными каналами взаимодействия сфер ВЭД: R, P, M;  
  4. составом и структурой механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности - межгосударственного - Mm, государственного - Ms и ТС - Mt;  стратегией регулирования внешнеэкономической деятельности (алгоритмом целенаправленной реструктуризации системы финансово-товарных потоков и ее мониторинга) - общемировой - Rm, государства - Rs, ТС - Rt;
    • - рассматриваемым интервалом времени.

Наличие критического рассогласования между целями и результатами внешнеэкономической деятельности рассматривается как проблема. Решение проблемы осуществляется на основе имеющегося информационно-аналитического обеспечения по следующим направлениям: анализ системы финансово-товарных потоков; адаптация существующей или синтез более эффективной модели такой системы; реструктуризация механизма регулирования внешнеэкономической деятельности; корректировка существующей или формирование новой стратегии регулирования ВЭД; локальная или глобальная реструктуризация системы финансовых или товарных потоков.

На этапе анализа реализуется процедура идентификации и анализа проблемной ситуации в системе финансово-товарных потоков, формулируется проблема в сфере ВЭД P=. Анализ проблемной ситуации представляет собой качественную или количественную оценку результатов воздействия существующего механизма регулирования на экономические или другие показатели внешнеэкономической деятельности.

Процедура корректировки модели финансово-товарных потоков сводится к ее параметрической оптимизации, синтез же связан с формированием новой модели и ее структурно-параметрической оптимизацией.

Реструктуризация механизма регулирования внешнеэкономической деятельности представляет собой процедуру создания нового механизма, обеспечивающего реализацию модели финансово-товарных потоков. В результате такой процедуры формируются:

А) на международном уровне:

  1. принципы международного права, отраслевые принципы международного экономического права, двухсторонние и многосторонние договора по регулированию внешнеэкономической деятельности и др.;
  2. комплекс методов обоснования рациональных стратегий регулирования в мировой сфере внешнеэкономической деятельности и рекомендации по их применению;  
  3. система информационного мониторинга мировой сферы внешнеэкономической деятельности, включая средства сбора данных, их таможеннного менеджмента и подготовки решений по регулированию ВЭД;  
  4. система правовых основ межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

B). на государственном уровне (для России):  

  1. система мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности внешнеэкономической деятельности России, система таможенных режимов;
  2. комплекс методов обоснования рациональных стратегий регулирования внешнеэкономической деятельности России и рекомендации по их применению;  состав институтов и организаций государственного регулирования;
  3. система информационного мониторинга внешнеэкономической деятельности внешнеэкономической деятельности России, включая средства сбора данных, их таможеннного менеджмента, прогноза и принятия стратегических решений;
  4. система правовых основ регулирования внешнеэкономической деятельности России.

C). На уровне таможенного  администрирования:  

  1. система мер регулирования внешнеэкономической деятельности России таможенными методами;  
  2. комплекс научно-методического обеспечения для обоснования рациональных методов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности России;
  3. комплекс таможенных процедур и технологий;  
  4. система таможенной информации о внешнеэкономической деятельности России, включающая средства оперативного мониторинга, системного и статистического анализа и прогноза;  
  5. система правовых основ регулирования внешнеэкономической деятельности России таможенными средствами.

Корректировка или формирование новой стратегии регулирования ВЭД реализуется в виде процедуры локальных изменений в системе финансово-товарных потоков или процедуры синтеза стратегии, обеспечивающей глобальные структурно-параметрические изменения системы.

Реализация стратегии регулирования представляет собой процедуру непосредственного или опосредованного воздействия механизма регулирования на систему финансово-товарных потоков.

На каждом шаге реализации алгоритма формируется некоторая совокупность моделей, инструментов, данных и знаний, а в целом - система знаний о сфере ВЭД, о внешнеэкономической и таможенной деятельности.

 В данном случае  предметом рассмотрения является, прежде всего, идеальная парадигма  внешнеэкономической деятельности. Отметим при этом, что в случае решения проблемы эффективного регулирования ВЭД России, требуется учитывать также исходные (главные) факторы, определяющие структуру и параметры ее финансово-товарных потоков: облик российской государственности и ее стабильность, экономическую модель хозяйственного устройства страны и степень ее развития, интересы России в сфере внешнеэкономической деятельности, существующий уровень информационно-аналитического обеспечения и информационных коммуникаций в такой сфере.

4. Формализация теоретической модели  таможенного менеджмента

 Вербально теоретическая  модель менеджмента определяется  во взаимосвязи существующей  системы финансово-товарного потока  и воздействующей на нее системы  регуляторов или механизмов регулирования  внешнеэкономической деятельности.

В формализованном виде речь идет о системе функциональных зависимостей следующего вида: Mt (t) = M{Mt°, Pt[Gt(St, Rt, Wt), Zt, t]};

Ms (t) = M{Ms°, Ps[Gs(Ss, Rs, Ws), Zs, t], Mt(t)};    (1)

Mm (t) = M{Mm°, Pm[Gm(Sm, Rm, Wm), Zm,t], Ms(t), Mt(t)},

где Mt°, Ms°, Mm° - номинальные структуры механизмов регулирования таможенного, государственного и международного соответственно; Px - проблемная ситуация в сфере ВЭД (x=t,s,m); Zx -цель внешнеэкономической деятельности (x=t,s,m).

По существу данное выражение является формализацией базовой теоретической модели таможенного менеджмента. Из анализа такой модели (1) следует, что функционалы, характеризующие межгосударственное и государственное регулирование зависят от проблемной ситуации, сложившейся в соответствующей сфере ВЭД и от возможностей взаимодействующих с ними механизмов регулирования. В свою очередь проблемная ситуация в любой сфере внешнеэкономической или таможенной деятельности определяется целями ВЭД (таможенной деятельности) Zx (x=m,s,t), а также структурно-параметрическими характеристиками финансово-товарных потоков и стратегией регулирования (тройкой ).

Представленные функционалы взаимоувязывают все основные объекты управления, а также отражают место и роль таможенной службы при решении проблемы эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Проведя достаточно очевидные преобразования, легко перейти к параметрическому представлению модели. Так, например, механизм межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть представлен следующей зависимостью: Mm (t) = M{Mm°, Pm[Gm(Sm, Rm, Wm), Zm, t], M{Ms°, Ps[Gs(Ss, Rs, Ws), Zs, t], M{Mt°, Pt[Gt(St, Rt, Wt), Zt, t]}}, M{Mt°, Pt[Gt(St, Rt, Wt), Zt, t]}.  (2)

 Зависимость данного  вида следует рассматривать как  функционал, определяющий иерархическую  взаимосвязь между характеристиками  финансово-товарных потоков и  параметрами их регулирования.

 Содержательно синтез  механизма регулирования параметров  ВЭД сводится к формированию  модели регулирования параметров  системы финансово-товарных потоков. Создание такой модели позволяет  осуществить переход от структурного  описания системы финансово-товарных  потоков как объекта управления  к параметрическому, оценивать изменения параметров такой системы и оптимизировать их.

Параметрическая модель регулирования отражает взаимосвязь параметров двух основных функциональных элементов процесса регулирования: системы финансово-товарных потоков и механизма регулирования. При этом система, как объект регулирования, характеризуется текущей информацией о состоянии ее параметров, а регулирующие воздействия механизма имеют свои количественные характеристики.

В аналогичном виде может быть получен и функционал Ms (t).

Из анализа полученных зависимостей (1) и (2) можно сделать следующие основные обобщения.

Система функциональных зависимостей (1) устанавливает размерность задач системного анализа (в самом общем случае - поиска результативных (в зависимости от постановки задачи - эффективных, оптимальных или рациональных) механизмов регулирования внешнеэкономической и таможенной деятельности) в соответствии с уровнем их решения и определяет взаимосвязи между задачами различных уровней. Это позволяет ставить и решать задачи анализа и синтеза механизма регулирования для любого из уровней регулирования.

Представление функционала в виде параметрической зависимости (2) позволяет характеризовать объект управления через взаимосвязь параметров, характеризующих систему финансово-товарных потоков и соответствующие механизмы регулирования (т.е. только на параметрическом уровне). Это, в свою очередь, позволяет исследовать действие экономического механизма регулирования, например, в виде влияния тарифных мер на цену импортных товаров и на изменение их спроса на внутреннем рынке, или в виде оценки характера и степени воздействия нетарифных мер на цену перемещаемых товаров.

Наличие параметрической взаимосвязи механизма регулирования ВЭД со структурно-параметрическими характеристиками финансово-товарных потоков и параметрами стратегии их регулирования позволяет формулировать задачу синтеза рационального (эффективного) механизма регулирования внешнеэкономической деятельности как задачу разработки требований к механизму регулирования ВЭД на основе исследования и оптимизации структурно-параметрической модели системы финансово-товарных потоков. В частности, для уровня государственного регулирования России - в виде задачи выбора и применения системы тарифных и нетарифных мер, например,  в целях оптимизации финансово-товарных потоков ее внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Формализация теоретической модели таможенного менеджмента