Формирование групп. Факторы, которые влияют на работу групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

Группы играют все большую роль в развитии организации. Групповое поведение – важная составляющая организационного поведения.
Группа — союз двух людей и более, объединившихся, чтобы достичь конкретной цели.
Понятие «группа» является достаточно сложным и крайне важным, так как группы и их работа оказывают огромное влияние на эффективность деятельности организации в целом и отдельно взятого работника в частности.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 101.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Формирование групп. Факторы, которые влияют на работу групп. »

 

 

 

 

Студентки группы ГРС09Б

Ширинской Татьяны

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк 2012

1. Понятие группы

Группы играют все большую роль в развитии организации. Групповое поведение – важная составляющая организационного поведения.

Группа — союз двух людей и более, объединившихся, чтобы достичь конкретной цели.

Понятие «группа» является достаточно сложным и крайне важным, так как  группы и их работа оказывают огромное влияние на эффективность деятельности организации в целом и отдельно взятого работника в частности.

Менеджеру крайне важно знать особенности  группового поведения и уметь  так выстраивать свою политику, чтобы  группа была созидательной, а не деструктивной.

Чтобы эффективно управлять группами, менеджер должен понимать их природу, оценивать эффект их размеров, знать  методы формирования групп, пути их развития, ключевые роли в группе и т.д.

2. Типы групп и их  структура

Выделяют ряд параметров, по которым  целесообразно классифицировать группы. К их числу относятся размер, природа  образования и целевое назначение группы. На рис. 1 представлена классификация  групп с точки зрения перечисленных  параметров.

Рисунок 1. Классификация групп

Классификация групп  по их размеру

Диада представляет собой группу из двух человек. Диады стремятся избежать разногласий (поскольку они могут привести к провалу), и результатом этого может быть видимая согласованность действий, даже если ее и не существует (ложный консенсус).

В триадах, или группах из трех человек, баланс взаимоотношений постоянно разрушается. Здесь очень высокий потенциал для борьбы за власть, незапланированных объединений и общей нестабильности. Менеджерам, как правило, рекомендуется избегать использования триад, особенно когда поставленные задачи приводят к необходимости частого взаимодействия работников, что создает возможность оказывать давление друг на друга. В условиях конфронтации и борьбы за лидерство указанные задачи решены быть не могут.

Малая группа насчитывает от 4 до 15 человек. При численности группы менее 10 человек можно свободно общаться друг с другом, но когда группа становится большой, люди не улавливают сущность проблем и принимают меньше участия в дискуссии, высказывают меньше идей.

Концепция малой группы имеет  для менеджеров интерес с разных точек зрения, так как рабочие  группы, группы по реализации проектов, комиссии и т.п. обычно представляют собой малую группу.

При формировании малых групп  менеджеры должны избегать четного  числа членов группы, поскольку группы с четным количеством членов чаще заходят в тупик. Лучше создавать  группы с нечетным количеством членов — к примеру, 5, 7, 9 человек, которые  работают гораздо эффективнее.

Большая группа — это группа с количеством членов более 15 человек. Большие группы организуются на короткий промежуток времени. Например, собрание акционеров, членов какого-либо коллектива, различного рода конференции и т.п.

При увеличении размера группы эффективность ее деятельности может как увеличиваться, так и сокращаться. Итоги рассмотрения влияния размера группы на ее эффективность приведены в табл.1.

Таблица 1.

Эффект размера  группы

Диады

Триады

Малые группы

Большие группы

-  2 человека

-  опасность не найти общего решения

-  ложный консенсус

-  3 человека

-  двое против одного

-  конфликты

-  напряженность

-  нестабильность

-  идеальная численность 5-7 человек

-  нечетное число членов уменьшает возможность зайти в тупик

-  хорошая возможность для взаимодействия членов

-  сплоченность

-  более 15 человек

-  слабая возможность для взаимодействия членов

-  снижение уровня сплоченности

-  снижение степени удовлетворенности от работы

-  усиление формальной составляющей

-  зависимость качества выполнения работы от задач


Классификация групп  по природе образования

Формальные группы предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на относительно постоянной основе, и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных задач.

Неформальные  группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Например, группа сотрудников, окончивших одно и то же учебное заведение, или группа коллег, объединившихся для участия в спортивных соревнованиях.

Неформальные группы могут  быть горизонтальными, состоящими из людей, занимающих сходное положение, выполняющих на работе примерно одинаковые функции, или вертикальными, состоящими из людей, находящихся на различных ступенях организационной лестницы. К ним относятся, например, группы работников «со стажем», объединяющиеся по интересам. Случайные неформальные группы охватывают как вертикаль, так и горизонталь организации и возникают вокруг любой общности интересов. Эти группы могут развиться настолько, что в состоянии преодолеть порядки организации или усилить власть ее членов. Они также могут состоять из людей, которые нравятся и доверяют друг другу и, возможно, общаются вне работы, как, например, любители театра или люди, живущие по соседству.

Неформальные группы могут  быть очень эффективны и очень  сильны, что, возможно, объясняет, почему многие менеджеры относятся к  ним со вниманием. Эффективно работающие менеджеры добиваются поддержки  со стороны неформальных групп и  их лидеров с целью уменьшения их потенциальной опасности или  упрочнения своего положения и усиления позиции в организации.

Классификация групп  по целевому назначению

Первичные группы достаточно важны для людей, потому что они формируют их идеи, убеждения и ценности. Эти группы служат стандартом, с которым люди сравнивают свое поведение. Важной разновидностью первичной группы является семья.

Если определить, к какой  первичной группе относится человек, и каким нормам группа следует, то его поведение становится более  предсказуемым и понятным для  менеджера. 

Социальные группы в основном создаются и существуют для проведения досуга и развлечения своих членов. Иногда в таких группах присутствуют и производственные цели, как, например, в футбольной команде завода или в клубе пользователей компьютеров. Но в данном случае работа вторична по отношению к преимуществам общения с единомышленниками.

Менеджерам при принятии решений о перемещении сотрудников  или распределении заданий необходимо учитывать существование социальных групп.

Целевые группы обычно создаются и существуют для выполнения какой-либо конкретной задачи. Отделы, комиссии, проектные группы, аудиторские группы и т.п. представляют собой организационные формы целевых групп. У таких групп обычно есть определенная цель и сроки ее достижения, конкретные рабочие поручения и обязательные взаимоотношения с вышестоящей организацией. Целевые группы имеют, очень важное значение для менеджеров и для эффективности работы организации.

 

3. Общие характеристики  групп

К числу основных характеристик  группы относятся: гомогенность, фоновые характеристики, статус членов, открытость, сплоченность.

Гомогенность. Данная характеристика позволяет оценить однородность группы, исходя из заданных параметров, например с точки зрения пола: группы женские, мужские, смешанные. Если оценивать гомогенность группы с позиций возраста, то школьный класс в большей степени гомогенен, чем студенческая группа или производственный отдел. Гомогенность группы и ее анализ позволяет глубже понять группу, принимать правильные решения в отношении ее развития.

Фоновые характеристики. Группы образуются и развиваются в разном окружении, и от состояния внешней среды зависит эффективность их деятельности. В организации с нездоровой организационной культурой создание целевой группы по стратегическому развитию может закончиться провалом, так как, вероятно, предложения по изменению организационной культуры могут быть отвергнуты.

Статус членов группы. Под статусом в группе понимается положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус может быть формальным (например, победитель конкурса «Лучший по профессии») и неформальным (уважение, соответствующее заслугам).

Открытость. Степень открытости — это характеристика, которая определяет уровень входных барьеров в ту или иную группу. Например, стать офицером достаточно просто, но попасть в группу элитных подразделений уже более сложно. Относить себя к группе ученых может любой человек с высшим образованием, но стать членом группы нобелевских лауреатов — задача для большинства неразрешимая.

Сплоченность. Сплоченность группы — это показатель, определяющий наличие в группе связей особого типа, характеризующих социально-психологическую общность людей, единство взглядов и стремление к общей цели. Сплоченность определяется степенью, в которой члены группы поддерживают друг друга, полагаются на помощь коллег, стремятся к пребыванию в рядах коллектива. Чем выше сплоченность, тем сильнее стремление отдельных членов группы быть в ее составе, выше ее привлекательность для них и единство всех ее членов.

4. Факторы, влияющие на  создание групп

Почему люди объединяются в группы? Наиболее частыми причинами являются: стремление к достижению целей, потребность в усилении власти, обеспечение безопасности, обеспечение самоуважения, потребность в общении, получение определенного статуса.

Объединяясь в группы, люди обычно удовлетворяют не одну, а несколько  насущных потребностей. Например, объединяясь  в профессиональные союзы, работники  одновременно могут удовлетворять  свои потребности в защите прав и  социальных гарантиях, усилении своей  власти для достижения таких целей, как улучшение условий труда  на предприятии, а также потребности  в самоуважении и общении. На рис. 2. представлены факторы, влияющие на создание групп.

Рисунок 2. Факторы, определяющие создание группы

5. Групповая динамика

Стадии развития группы

Группы в своем развитии проходят через несколько стадий (табл. 2).

Таблица 2

Характерные особенности  каждой стадии развития групп

Стадии развития групп

Характерные особенности

Начальная стадия формирования (формирование)

Характеризуется неопределенностью  структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы, и какой тип поведения  в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что  они являются частью данной группы

Внутригрупповой конфликт (бурление)

Идет борьба за лидерство  и распределение ролей между  членами группы. После завершения этой стадии становится ясно, кто лидер  в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере)

Обеспечение сплоченности членов группы (нормирование)

Отношения между членами  группы становятся более тесными  и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения  ролей в данной группе

Стадия наивысшей работоспособности  и производительности (выполнение работ)

Группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже  не на распределение ролей и борьбу за власть, а на обеспечение эффективной  работы и достижение высоких результатов

Заключительная стадия (расформирование)

Для временных групп (например, групп, созданных на время осуществления  конкретных задач) выполнение этих задач  становится заключительной стадией  их существования. Чем ближе к  завершению работы, тем чаще члены  группы начинают думать о том, что  данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых  перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может заметно  снизиться


 

Безусловно, что рассмотренные  стадии развития группы дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных процессах, имеющих место в реальной жизни: иногда бывает трудно отделить одну стадию развития группы от другой; иногда несколько стадий проходят одновременно; иногда возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, в том числе и на заключительной).

Функции, роли и нормы в группах

На каждом из этапов развития группы людям поручают выполнение определенных функций, и они играют свои индивидуальные роли, а также следуют определенным групповым нормам поведения.

Функции в данном случае понимаются как заданная деятельность внутри группы. Например, проектная команда нуждается в выполнении таких функций, как кабинетные исследования, опросы клиентов, анализ и интерпретация полученных данных.

За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли, т.е. модели поведения, ожидаемые от него в соответствии с тем местом в группе, которое он занимает. Каждому приходится играть несколько ролей. Например, менеджер по персоналу одновременно может являться председателем комиссии по разрешению трудовых споров, членом комиссии по высвобождению рабочей силы с предприятия, вице-президентом ассоциации специалистов кадровых служб.

В ряде случаев эти роли могут  оказаться несовместимыми и противоречить  одна другой. Если поведение работника  приходит в противоречие с тем, чего от него ожидают окружающие, возникает  ролевой конфликт. Типичный пример: работающая женщина, которой с трудом удается совмещать успешное выполнение своей роли на производстве с ролью  жены и матери.

Множество проблем может возникать  при распределении ролей. Неправильное распределение порождает проблемы, связанные, например, с дублированием  работ, если одно и то же задание  поручают двум разным людям, и ведет  к замедлению прогресса группы, снижает  ее эффективность.

Когда группа распределяет индивидуальные задания, некоторые ее члены стремятся  взять на себя наиболее, по их мнению, привлекательные из них. Остальным  могут достаться непривлекательные  или более трудные задания. Одни хотят получить работу полегче, а другие преследуют цель познать что-то новое, повысить свою квалификацию. На рис. 3. отображены сложности, возникающие при распределении ролей, если в группе учитываются пожелания и способности ее членов.

За короткий период времени вряд ли удастся удовлетворить пожелания всех, но в долгосрочной перспективе, возможно, удастся увеличить производительность приобрести опыт и повысить степень удовлетворенности членов группы, внимательно и открыто рассматривая их пожелания и должным образом оценивая способности. Распределение функций и ролей — основа построения организаций, непосредственно влияющая на ее эффективность.

Информация о работе Формирование групп. Факторы, которые влияют на работу групп