Формирование групп. Факторы, которые влияют на работу групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

Группы играют все большую роль в развитии организации. Групповое поведение – важная составляющая организационного поведения.
Группа — союз двух людей и более, объединившихся, чтобы достичь конкретной цели.
Понятие «группа» является достаточно сложным и крайне важным, так как группы и их работа оказывают огромное влияние на эффективность деятельности организации в целом и отдельно взятого работника в частности.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 101.24 Кб (Скачать файл)

Рисунок 3. Дилеммы и техника  распределения ролей

Для того чтобы успешно трудиться, все группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах — стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы, носят неформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы. Условно может быть выделено три совокупности норм.

Первая совокупность норм касается непосредственно выполнения работы и ее качества: степень интенсивности работы, терпимости относительно брака и просчетов в работе, нарушения сроков выполнения заданий, отношение к сверхурочной работе (в ряде случаев она поощряется, но может рассматриваться и как неумение организовать на должном уровне собственную работу и работу подчиненных) и др.

Вторая совокупность — нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы. В одних группах все ее члены имеют одинаковый доступ к компьютерам и другому офисному оборудованию, в других этот доступ зависит от продолжительности работы сотрудника в данном коллективе и занимаемого им положения.

Третья совокупность норм касается внешних факторов, например внешнего вида сотрудников (некоторые коллективы для поддержания определенного имиджа достаточно жестко регламентируют форму одежды сотрудников и ее цвет).

Для того чтобы быть принятым в  группу и чувствовать ее поддержку, необходимо уметь приспосабливаться  к ее нормам. Обычно сама группа оказывает  определенное давление и пытается скорректировать  поведение тех своих членов, которые  игнорируют нормы и правила, существующие в ней.

Часто несогласие и отклонение от групповых норм приводит к неприятию  человека или плохому к нему отношению. Это может происходить по трем причинам:

1. Когда групповой консенсус  является необходимым условием  достижения целей, имеющих решающее  значение для группы. В этом  случае разногласия угрожают  членам группы, становятся контрпродуктивными и поэтому, вполне вероятно, вызывают раздражение и социальные санкции.

2. Когда несогласие с абсолютным большинством часто вызывает обиду и оскорбляет большинство («Вы все неправы! Я умнее вас всех!»)

3. Когда открытое несогласие  с большинством увеличивает неуверенность  тех людей, которые в противном  случае чувствовали бы, что их  взгляды защищены социальным  согласием. Тем самым «девианты» подрывают «социальную реальность». Наказание «несогласных» - тот стимул, который увеличивает наше стремление к конформизму в отношении групповых норм.

Влияние и подчинение в  группе

Процесс влияния группы на индивида является одним из самых изучаемых  в социальных науках.

Влияние — это процесс, при котором поведение или характеристики одних людей воздействуют на поведение или характеристики других. Оно существует во всех способах человеческого общения и взаимодействия. На рис. 4. показаны различные факторы, которые могут оказывать влияние на поведение людей в малых группах.

Рисунок 4. Факторы, определяющие влияние, повиновение, подчинение

Подчинение — это изменение поведения в результате реального или воображаемого давления на индивида со стороны окружения.

Выделяются три разновидности  подчинения: согласие, солидарность и  сопричастность.

Согласие (уступчивость) присутствует, когда люди подчиняются, несмотря на свои собственные взгляды и. предпочтения. Причины такого поведения различны. Так, высокая награда или наказание могут заставить людей забыть на время о своих ценностях и убеждениях. Если кто-то поступает так, реакция окружающих может варьироваться от сочувствия до презрения. Довольно легко понять и простить менеджера, который подчиняется странным приказам своего начальника. Но нелегко простить продавца за обман покупателя с целью собственной наживы. Согласие — это наименее привлекательный вид подчинения, которое придает ему негативное значение, даже когда оно может быть оправданно или понятно.

Солидарность представляет собой подчинение, основанное на уважении или одобрении по отношению к тем, кто предлагает предпринять какие-либо действия. В этом случае подчинение может быть мотивировано желанием завоевать расположение других либо попыткой; подражать и следовать их поведению. Солидарность более добровольна, чем согласие, однако ее корни лежат в ценностях и стремлениях конкретного человека. Люди более уязвимы, когда они солидарны c кем-либо, так как зависимость может проявляться бессознательно.

Сопричастность проявляется, когда люди исполняют просьбы или приказы других, потому что они соответствуют их собственным взглядам и оценкам и воздействуют на них положительно. Сопричастность, не является подчинением в полном смысле этого слова, поскольку подчинение предполагает поведение, отличное от того, которое обычно свойственно человеку, когда он один. Сопричастность может существовать отдельно от солидарности. Предположим, вы не солидарны со своим начальником, и ваши отношения характеризуются неприязнью и недоверием. Вы все равно будете выполнять его приказ, если ваши действия соответствуют тем целям, которые вы лично разделяете и одобряете. Сопричастность способна объяснить, почему люди ведут себя в соответствии с мнением группы или общественными нормами, но, в отличие от классического подчинения, такое поведение не требует от вас изменения своих обычных взглядов и поступков.

Сплоченность группы

Сплоченность - это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.

Группы могут быть разными по степени сплоченности, и со временем степень сплоченности может меняться. Несмотря на то, что сплоченность является очень важным фактором, группе необязательно  быть сверхсплоченной для того, чтобы выжить. Участники группы могут жить и работать вместе в течение продолжительного периода времени без высокой степени сплоченности.

На рис. 5. показаны факторы, влияющие на сплоченность группы, и те результаты, к которым приводит сплоченность.

Рисунок 5. Факторы и результаты сплоченности группы

Сотрудничество и конкуренция  в группах

Люди в группе имеют выбор: сотрудничать или конкурировать. Кроме того, объективные  и субъективные факторы могут  стимулировать ресурсы, необходимые  для их достижения. Также сотрудничество стимулируется поощрением всей группы за достигнутые результаты. Когда  организация поощряет только отдельных  людей, то вероятный результат такого подхода — конкуренция, которая  может очень неблагоприятно сказываться  на деятельности организации: люди будут  скрывать информацию, отказывать в  поддержке или принимать такую  модель поведения, которая давала бы им преимущество по сравнению с другими.

Неправильная система поощрений  также может привести к неблагоприятной  для организации конкуренции. Два  подразделения компании могут эффективно конкурировать, если они имеют идентичные ресурсы и работают независимо друг от друга. Сотрудничество устанавливается  очень легко, если работники понимают общие цели и имеют единую систему  вознаграждений. Групповое вознаграждение является мощным стимулом к сотрудничеству. Независимо от индивидуального вклада, если поощряется вся группа, то это  способствует обмену идеями, повышению интенсивности труда, вовлечению каждого работника в общее дело.

Связь между людьми. Эффективная связь означает понимание между вовлеченными в работу людьми и их доступность друг для друга. Но понимание и доступность сами по себе не гарантируют возникновения ни конкуренции, ни сотрудничества. Например, понимание того, что некоторые люди злы и враждебны по отношению к окружающим, может привести как к конкуренции с ними, так и к сотрудничеству с теми, кто их окружает, но может остаться просто информацией, которая не имеет никаких последствий.

Понимание и доступность являются необходимой, но недостаточной предпосылкой для сотрудничества. Хорошая связь  не гарантирует сотрудничество, но плохая связь, скорее всего, будет препятствовать ему.

Характеристики заданий. При выполнении сложных заданий людям необходимо давать и получать больше информации. Все это увеличивает необходимость взаимодействия, в то время как работники более независимы при выполнении простой задачи. Сравним машбюро с маркетинговым отделом. Машинистки могут работать по отдельности, и взаимосвязь между ними необязательна. Перед маркетинговым отделом стоит более сложная задача. Маркетинговые и технологические проблемы тесно переплетены, и все работники отдела взаимосвязаны на всех стадиях выполнения задания. Каждый член группы знает о работе других столько, сколько необходимо для того, чтобы предотвратить дублирование и не тратить лишних усилий. Когда условия изменяются, сотрудники должны держать друг друга в курсе дела.

Итак, сотрудничество является эффективной  формой взаимодействия в следующих  условиях:

-  сложная задача;

-  взаимодействие необходимо;

-  высока взаимозависимость членов группы.

Конкуренция тем не менее может быть эффективнее сотрудничества в следующих условиях:

-  задача не является сложной;

-  взаимодействие не нужно;

-  задачи, решаемые членами группы, не связаны между собой.

Эффекты сотрудничества и  конкуренции

Сотрудничество и конкуренция  имеют разные последствия. Рассмотрим, как взаимодействие и отношения  между членами группы влияют на их эффективность и чувство удовлетворения результатом своего труда.

Модели взаимодействия и восприятия. Изучение соревнующихся и сотрудничающих групп показало; что наиболее положительные моменты отмечены в сотрудничающих группах. Члены этих групп стараются больше помочь друг другу в выполнении задания, у них чувство взаимопомощи больше развито, чем в соревнующихся группах. Они более согласованно ведут себя, более внимательны по отношению друг к другу. Для этих групп также характерны коллективные обсуждения, развитие различных видов сотрудничества; отношения в них доброжелательнее, а подчинение строже, чем в соревнующихся группах.

Члены сотрудничающих групп более  благоприятно оценивают достижения своих коллег и их вклад в выполнение задания. В одном из исследований был проведен анализ поведения двух членов разных типов групп при  удачном и неудачном выполнении задания. Когда поставленная цель была достигнута, члены обоих типов  групп приписывали успех себе. При неудаче наблюдалась другая картина. В сотрудничающих группах  неудача приписывается коллегам. Если цель не достигнута, в соревнующихся  группах это объясняется ситуацией  и сложившимися условиями. Отнесение  неудачи на счет коллег, а не ситуации может зависеть. От характера соревнования внутри группы. Если человек работает независимо или конкурирует со своими коллегами, он склонен объяснять  неудачу ситуацией. Если же он сотрудничает или взаимодействует внутри группы, он скорее обвинит своих коллег.

Эффективность. Сотрудничество приводит к лучшему исполнению заданий, которые требуют взаимодействия. Например, взаимодействие и связь необходимы для группы, занимающейся разработкой нового товара, поскольку члены группы должны обмениваться информацией, координировать свои планы и действия, помогать друг другу. В случае с продажей товаров ситуация иная, так как продажа будет более эффективной при умеренной конкуренции. Действия продавцов эффективны при малом взаимодействии их друг с другом. Однако необходимо быть осторожным, чтобы отсутствие сотрудничества не ухудшило результаты работы в целом. Конкуренция может привести к сокрытию информации, необходимой для успеха продаж.

В сотрудничающих группах на работников оказывается большее давление для  достижения цели. Сотрудничающие группы показали себя более эффективными, чем соревнующиеся группы, так  как выполняемые ими задания  требовали взаимодействия. Результат  ухудшается, если стороны слишком остро конкурируют, подозрение и враждебность являются нежелательными побочными эффектами такой конкуренции.

Удовлетворенность результатом. Не всегда верно, что члены сотрудничающей группы чувствуют большее удовлетворение от результата своего труда, чем члены соревнующейся группы. Большое число исследований указывает на то, что чувство удовлетворенности основывается на ожиданиях работников и вознаграждении, которое они получают. Именно вознаграждение вызывает чувство удовлетворения, а оно различно в обоих типах групп. В сотрудничающих группах работник вознаграждается хорошим к нему отношением, похвалой, взаимной поддержкой и, возможно, премией или подарками. Работники соревнующихся групп могут быть вознаграждены самим фактом победы, повышением своей квалификации или признанием своих заслуг другими. Часть людей предпочитают конкуренцию и ее выгоды, другие находят более выгодным сотрудничество.

Групповое принятие решений

Рассмотрение данной темы было бы неполным без анализа проблемы группового принятия решений. Каковы, например, достоинства  таких групповых методов принятия решений, как метод мозгового  штурма, электронный митинг и др.? К достоинствам метода группового принятия решений можно отнести:

-  разносторонний опыт;

-  множественность вариантов;

-  лояльность (готовность выполнять решения);

-  законность;

-  меньше субъективизма.

-  Вместе с тем при групповом принятии решений могут возникать проблемы:

-  «размытая» ответственность;

-  соглашательство;

-  доминирование отдельных членов группы;

-  групповые формы работы также предъявляют жесткие требования к коммуникации;

-  увеличение времени для принятия решений.

Информация о работе Формирование групп. Факторы, которые влияют на работу групп