Формирование и развитие организационной культуры в организации (в фирме)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:55, контрольная работа

Описание работы

Культура может быть представлена как достаточно сложная система, ядром которой являются базовые ценности лидеров и персонала. Эти ценности, как правило, не осознаются, но именно они являются стержнем человеческой составляющей любой организации. Ценности не только могут проявляться в поведении и языке, они определяют выборы, которые делает организация, решения, которые принимаются.

Содержание работы

Введение

Развитие огранизационной культуры

1. Формирование организационной культуры

2. Поддержание организационной культуры

3. Изменение организационной культуры

Заключение

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Введение в спец.docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

 

 Формирование культуры  организации связано с внешним  окружением:

 

* • деловая среда в  целом, и в отрасли, в частности;

 

* • образцы национальной  культуры.

 

 Внешняя для организации  среда состоит из отдельных  людей, групп или учреждений, предоставляющих  ей ресурсы, влияющих на то, как принимаются решения внутри  организации, или являющихся потребителями  результатов её деятельности (продукции  или услуг). Можно выделить следующие  основные элементы внешней среды  для организаций:

 

* • клиенты, потребители  продукции и услуг (рынки сбыта);

 

* • поставщики (рынки  ресурсов, в том числе рынок  труда);

 

* • конкуренты;

 

* • техника и технология;

 

* • государство;

 

* • общественные организации  и группы.

 

 Очевидно, что результаты  влияния на организацию каждого  из перечисленных факторов меняются  во времени, однако внешняя  среда в целом оказывает постоянное  сильное воз-действие на каждую  организацию, и естественно, на  культуру организации. Следствием  этого воздействия может стать  изменение организационной структуры,  пересмотр произ-водственной стратегии  и стоящих перед организацией  целей.

 

  Важнейшей характеристикой  внешней среды, с точки зрения  влияния на организацию, является  степень изменчивости. Организации,  действующие в стабильной среде,  могут позволить себе более  долгосрочное планирование, иерархические  и формальные системы управления, гарантии занятости и повышения  заработной платы. Организации,  работающие в резко изменяющейся  среде, вынуждены чаще корректировать  свои цели, менять стратегию, структуру  и т.д. степень изменяемости  внешней среды зависит от особенностей  вида деятельности, уровня развития  техники и технологии, политической  системы. Однако общей тенденцией  является повышение степени изменчивости  внешней среды, что ускоряет  процесс организационных перемен.

 

 Процесс внешней адаптации  связан с поиском и нахождением  организацией своей ниши на  рынке и её приспособлением  к постоянно меняющемуся внешнему  окружению. Это процесс достижения  организацией своих целей и  взаимодействия с представителями  внешней среды. В данном процессе  решаются вопросы, имеющие отношение  к выполняемым задачам, методам  их решения, реакции на успехи  и неудачи и т.п. К проблемам  внешней адаптации и выживания  относятся следующие:

 

1. Миссия и стратегия  (определение миссии организации  и ее главных задач; выбор  стратегии исполнения этой миссии).

 

2. Цели (установление специфических  целей и внутреннее принятие  их работниками).

 

3. Средства (ресурсы, используемые  для достижения целей; консолидация  усилий в достижении выбранной  цели; адаптация организационной  структуры, оптимизация систем  стимулирования и отчетности).

 

4. Контроль (установление  индивидуальных и групповых критериев  эффективной деятельности; создание  информационной инфраструктуры).

 

5. Корректировка поведения  (создание системы поощрения и  наказания, увязанной с выполнением  или невыполнением поставленных  задач).

 

  Процесс внутренней  интеграции связан с установлением  и поддержанием эффективных отношений  по работе между членами коллектива. Этот процесс нахождения способов  со-вместной работы и сосуществования  в организации. Процесс внутренней  интеграции часто начинается  с установления специфики в  определении себя, что относиться  как к отдельным группам (субкультуры), так и ко всему коллективу  организации. Нередко это ведёт  к дифференциации организации.  Среди проблем внутренней интеграции  отметим следующие:

 

1. Общий язык и концептуальные  категории (выбор методов коммуникации; определение значения используемого  языка и концепций).

 

2. Границы организации  и критерии вхождения и выхода  из нее (установление критериев  членства в организации, и ее  группах).

 

3. Власть и статус (установление  правил приобретению, поддержанию  и потере власти; определение  и распределение статусов в  организации).

 

4. Личностные отношения  (установление формальных и неформальных  правил о характере организационных  отношений между работниками,  учитывая их возраст, пол, образование,  опыт и т.п.; определение допустимого  уровня открытости на работе).

 

5. Награждения и наказания  (определение базовых критериев  желательного и нежелательно  поведения и соответствующих  им последствий).

 

6. Идеология и религия  (определение значения и роли  указанных феноменов в организационной  жизни).

 

 Разумеется, это не  полный перечень факторов, формирующих  организационную культуру, однако  он дает общее представление  о роли менеджмента в ее  создании, а также о том, что  культура организации — функция  целенаправленных управленческих  действий высшего руководства.

 

  Определяющее влияние  на организационную культуру  оказывают действия высших руководителей.  Их поведение, провозглашенные  ими лозунги и нормы, а главное—  организационные ресурсы, направленные  на их реализацию и утверждение  в сознании членов организации,  становятся важнейшими ориентирами  поведения работников, которые нередко  служат более важным фактором  организации поведения, чем формализованные  правила и требования. В очень  большой степени влияние лидера  или основателя компании на  формирование культуры проявляется,  если он является сильной личностью,  а организация только создаётся.

 

 При всей важности  организационной культуры для  эффективного функционирования  предприятия, её изучение, измерение  и оценка представляют значительную  сложность.

 

 Таким образом, принятие  компанией определённой культуры  может быть связано со спецификой  отрасли, в которой она действует,  со скоростью технологических  и других изменений, с особенностями  рынка, потребителями и т.п.

 

  Анализ факторов формирования  организационной культуры показывает, что последняя является предметом  развития и изменений в течение  всей жизни организации. При  этом в силу “глубинности”  базовых предположений и их  “устойчивости” указанные процессы  протекают скорее постепенно  и эволюционно, чем радикально  и революционно. Построение организационной  культуры, вращивание основных её  элементов в психологию персонала  требует от администрации, руководителей  разных рангов ничуть не меньше  усилий, чем, скажем, внедрение новой  технологии или проведение структурных  преобразований.

 

2. ПОДДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ

 

 Организация растет  за счет привлечения новых  членов, приходящих из организаций  с другой культурой. Новые члены  организации, хотят они этого  или нет, приносят с собой  груз прошлого опыта, в котором  нередко таятся "вирусы" других  культуры. Иммунитет организации  от подобных "инфекций" зависит  от силы ее культуры, которая  определяется тремя моментами:

 

1) "глубиной";

 

2) той степенью, в какой  ее разделяют члены организации;

 

3) ясностью приоритетов.

 

"Глубина" организационной  культуры определяется количеством  и устойчивостью важнейших убеждений,  разделяемых работниками. Культуры  со многими уровнями убеждений  и ценностей имеют сильное  влияние на поведение в организации.  В некоторых культурах разделяемые  убеждения, верования и ценности  четко ранжированы. Их относительная  важность и взаимосвязь не  уменьшают роли каждой их них.  В других культурах относительные  приоритеты и связи между разделяемыми  ценностями носят размытый характер. Четкая приоритетность убеждений  оказывает больший эффект на  поведение людей, так как они  твердо знают, какая ценность  должна преобладать в случае  ценностного конфликта.

 

 Среди методов поддержания  организационной культуры следует  отметить следующие:

 

  1.Декларируемые менеджментом  лозунги, включающие миссию, цели, правила и принципы организации,  определяющие ее отношение к  своим членам и обществу.

 

  2. Ролевое моделирование,  выражающееся в ежедневном поведении  менеджеров, их отношении и общении  с подчиненными. Лично демонстрируя  подчиненным поведенческие нормы  и концентрируя их внимание  на этом поведении, например, на  определенном отношении к клиентам  или умении слушать других, менеджер  помогает формировать определенные  аспекты организационной культуры.

 

  3. Внешние символы,  включающие систему поощрения,  статусные символы, критерии, лежащие  в основе кадровых решений.  Культура в организации может  проявляться через систему наград  и привилегий. Последние обычно  привязаны к определенным образцам  поведения и, таким образом,  расставляют для работников приоритеты  и указывают на ценности, имеющие  большее значение для отдельных  менеджеров и организации в  целом. В этом же направлении  работает система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией.

 

  4. Истории, легенды,  мифы и обряды, связанные с  возникновением организации, ее  основателями или выдающимися  членами. Многие верования и  ценности, лежащие в основе культуры  организации, выражаются не только  через легенды и мифы, становящиеся  частью организационного фольклора,  но и через различные ритуалы,  обряды, традиции и церемонии.  К обрядам относятся стандартные  и повторяющиеся мероприятия  коллектива, проводимые в установленное  время и по специальному поводу  для оказания влияния на поведение  и понимание работниками организационного  окружения. Ритуалы представляют  собой систему обрядов; даже  определенные управленческие решения  могут становиться организационными  обрядами, которые работники интерпретируют  как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как  организованные и спланированные  действия, имеющие важное "культурное" значение, их соблюдение влияет  на самоопределение и лояльность  работников своей организации.

 

  5. Что (какие задачи, функции, показатели и т.д.) является  предметом постоянного внимания  менеджмента. То, на что руководитель  обращает внимание и что он  комментирует, очень важно для  формирования организационной культуры. Это один из наиболее сильных  методов поддержания культуры  в организации, так как своими  повторяющимися действиями менеджер  дает знать работникам, что является  важным и что ожидается от  них. Мера участия руководителей  в тех или иных церемониях  позволяет подчиненным субъективно  ранжировать эти мероприятия  по степени важности. Этот инструмент (мера участия) легко может  быть использован как для поддержания,  так и для изменения традиций  в организации.

 

  6. Поведение высшего  руководства в кризисных ситуациях.  В данных ситуациях менеджеры  и их подчиненные раскрывают  для себя организационную культуру  в такой степени, в которой  они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут  потребовать от организации либо  усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей  и норм, меняющих ее в определенной  мере.

 

  7. Кадровая политика  организации. Кадровая политика, включающая принятие на работу, продвижение и увольнение работников  является одним из основных  способов поддержания культуры  в организации. На основе каких  принципов руководство регулирует  весь кадровый процесс, сразу  становится видно по движению  сотрудников внутри организации.  Критерии кадровых решений могут  помочь, а могут и помешать  укреплению существующей в организации  культуры. Важную роль играют  критерии для поощрений и должностного  роста. Постоянная демонстрация  того, что организация неизменно  связывает поощрения и должностной  рост работников с их усердием  и эффективностью, может иметь  огромное значение для формирования  поведения сотрудников. Некоторые  исследователи считают именно  систему поощрений и наказаний  самой важной в формировании  организационной культуры.

 

 Сильная культура имеет  более глубокие корни в сознании  людей, она разделяется большим  числом работников и в ней  более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура  имеет более глубокое влияние  на поведение работников в  организации.

 

 Сильная культура не  только создает преимущества  для организации, но может также  выступать серьезным препятствием  на пути проведения организационных  изменений. "Новое" в культуре  вначале всегда слабее. Поэтому  оптимальной для реорганизации,  по-видимому является умеренно  сильная организационная культура.

 

3. ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ 

 

 Одной из важнейших  проблем, с которыми сталкивается  любая организационная система,  является то, что в определенный  момент времени она оказывается  неспособной справиться с изменениями  внешней среды и соответственно  вынуждена искать пути изменений,  способных повысить ее эффективность  и динамичность.

 

 Культура организации  может оказаться приемлемой для  определенного периода времени  и условий. Изменение условий  внешней конкуренции, государственного  регулирования, стремительные экономические  перемены и новые технологии  требуют изменений культуры организации,  сдерживающей повышение ее эффективности.  Для создания новой культуры  организации требуется много  времени, поскольку старая организационная  культура укореняется в сознании  людей, сохраняющих приверженность  ей. Эта работа включает в себя  формирование новой миссии, целей  организации и ее идеологии,  модели эффективного руководства,  использование опыта предыдущей  деятельности, укоренившихся традиций  и процедур, оценку эффективности  организации, ее формальной структуры,  проектировку помещений и зданий  и т. д.

Информация о работе Формирование и развитие организационной культуры в организации (в фирме)